Диаконские одежды, облачения
Стихарь (греч. ) - прямая, длинная, с широкими рукавами одежда, покрывающая все тело. Стихарь символизирует собой "ризу спасения и одежду веселия", т.е. он означает чистую, спокойную совесть, непорочную жизнь и духовную радость. Своим светлых цветом и благолепным видом стихарь напоминает, тем, кто его надевает, об ангельской (самой) чистоте, к которой должен стремиться священнослужитель, посвятивший себя, подобно ангелу, на служение Богу. При облачении в стихарь диакон (на Литургии) произносит молитву: "Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою".
Диаконы (а также церковнослужители), чтобы облачиться в стихарь, испрашивают благословение иерея за всякой службой. Держа стихарь в сложенном виде, немного наклонив голову, (облачающийся), обращается к священнику со словами - диакон: "Благослови, Владыко, стихарь с орарем", церковнослужитель: "Благослови, Владыко, стихарь". Получив благословение, (облачающийся) целует стихарь, совершает крестное знамение и облачается.
Орарь () - узкая длинная лента с нашитыми на ней крестами, которую диакон во время богослужения носит поверх стихаря на левом плече. Орарь символизирует собой ангельские крылья. Иногда на ораре вышиваются слова ангельской песни: "Свят, Свят, Свят". Когда диакон на Литургии опоясывает себя крестообразно орарем, он выражает этим свою готовность, к принятию Тела и Крови Христовых.
Обыкновенно во время службы диакон, произнося ектении и молитвословия, поднимают конец ораря правой рукой. Этим он дает знак к молитве и особому вниманию молящихся.
Протодиаконы и архидиаконы носят в отличие от других диаконов орарь, охватывающий тело с левого плеча под правую руку. Такой орарь называется двойным. При возложении на себя ораря диакон не произносит никакой особой молитвы.
Поручи () - небольшие короткие нарукавники с крестами. Они употребляются при богослужении для того, чтобы стянуть края рукавов нижней одежды и этим дать рукам священнослужителей большую свободу. Поручи напоминают облачающемуся в них о том, что он должен уповать не на свои силы, а на силу и помощь Всемогущего и Всеблагого Бога. Поручи знаменуют также те узы, которыми был связан Иисус Христос во время страданий. При надевании поручей диакон или священнослужитель читает особые молитвы:
"Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враг, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты".
"Руце Твои сотвористе мя и создаете мя: вразуми мя и научуся заповедем Твоим".
Облачения пресвитеров: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь, или риза.
Подризник - то же, что диаконский стихарь, но с узкими рукавами. Он имеет такой же символический и духовный смысл, как и стихарь. Его название происходит от того, что сверх него священник надевает еще ризу (фелонь). При облачении в подризник священник читает молитву: "Возрадуется душа моя о Господе..."
Епитрахиль ( - на; - шея) - одежда, объемлющая шею сзади и через грудь спускающаяся донизу. Епитрахиль есть тот же диаконский орарь, только обвернутый вокруг шеи. В древности при рукоположении диакона во пресвитера епископ, вместо того, чтобы возлагать на посвящаемого епитрахиль, как это делается сейчас у нас, только переносил задний конец ораря за правое плечо так, чтобы оба конца висели спереди. На это указывает и форма древних епитрахилей, они были складные, с пуговицами посредине. Вот почему епитрахили теперь имеют кресты, нашитые в два ряда, и напоминают орарь, сложенный вдвое. Епитрахиль тем самый символизирует сугубую (двойную) благодать священника перед диаконом. "Епитрахиль,- говорит св. Симеон Солунский, - означает:
совершительную и свыше сходящую благодать Святого Духа... и что,
подобно тому, как Сам Христос на Своих раменах нес крест на страданиие, так поступает и сам иерей, удостоившийся совершать таинства страданий Его".
"Без епитрахили нельзя иерею совершать ни одной службы. Если же необходимо совершить какую-либо службу, или моление, или крещение, а епитрахили нет, то совершение таинства из-за этого не должно останавливаться, но иерей берет пояс, или отрывок веревки, или какое-нибудь полотно, и благословив, надевает как епитрахиль и совершает службу". В одной епитрахили (без фелони) священник обыкновенно совершает в храме и в притворе те богослужения, которые менее торжественны: малую вечерню, повечерие, полунощницу, часы (если на них не читается Евангелие).
При облачении в епитрахиль (на Литургии) священник произноснт слова 132 псалма: "Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на Священники Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его" (Пс. 132, 2).
Пояс () - имеет вид ленты, которою священник опоясывается сверх подризника и епитрахили для большей свободы движений при богослужении. Пояс знаменует то полотенце, которым опоясался Спаситель на Тайной вечере при омовении ног Апостолов, и напоминает тому, кто не опаясывается, что Господь всегда готов посылать помощь любящим Его. Надевание пояса знаменует дарование иерею или архиерею силы Божией, Которая укрепляет их для высокого служения Богу, направляет к непорочной жизни и помогает убегать грехов с быстротой оленя. Молитва при надевании пояса: "Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя" (Пс. 17, 33-34).
Фелонь () - означает одежду всепокрывающую. Фелонь - длинная и широкая, покрывающая все тело одежда без рукавов, с отверстием для головы. Фелонь надевается поверх других одежд и покрывает их. Если фелонь украшена многими крестами, то она носит название "полиставрион" ("крещатая риза") - многий и - крест). Древняя форма фелони в настоящее время несколько изменилась: часть передней стороны фелони вырезается для удобнейшего совершения богослужения.
Фелонь знаменует ту хламиду, в которую облекли Спасителя во время поругания над Ним. Иерею фелонь напоминает о том, что в богослужении он изображает Господа, принесшего Себя в жертву за оправдание всех людей; поэтому иерей должен облекаться правдою во всех своих делах и радоваться о Господе.
Молитва при облачении в фелонь: "Священницы Твои, Господи, облекутся в правду и преподобнии Твои радостию возрадуются (Пс. 131, 9), всегда, ныне и присно и во веки веков. аминь". В фелонь иерею, по предписанию Типикона, положено облачаться при более торжественных богослужениях:
а) при совершении Литургии;
б) при совершении вечерни вседневной и великой;
в) при совершении утрени;
г) при совершении таинств Крещения, Миропомазания, Брака, Елеосвящения;
д) на царских часах в дни навечерий Рождества Христова (24 декабря) и Богоявления (5 января) и в Великую Пятницу, а также на великопостных часах в те дни, когда на часах читаются Евангелие;
е) на часах, повечерии и полунощнице пасхальной (Светлой) седмицы;
ж) при совершении последования погребения;
з) на молебнах (т.к. на них читается Евангелие).
В полном облачении священники бывают во время следующих служб:
при совершении Литургии;
при служении утрени в день Св. Пасхи. Если служение совершается соборне, то в полном облачении должен быть только предстоятель;
при служении вечерни в первый день Св. Пасхи (т.к. на ней читается Евангелие);
при выносе Креста (Воздвижение 14 сентября, 3-я Неделя Великого поста и Изнесение Честных Древ 1 августа);
при выносе Плащаницы в Великую Пятницу и внесении ее вокруг храма в Великую Субботу;
при великом освящении воды, совершаемом в навечерие и в самый день Богоявления Господня;
при выносе Плащаницы Божией Матери на Успение и обнесении ее вокруг храма.
- Предисловие
- Виды Богослужения
- Место церковного богослужения
- Происхождение храма
- Внешний вид храма
- Внутреннее устройство храма
- Средняя часть храма
- Иконостас
- Алтарь и его принадлежности
- Сосудохранительница
- Кладбища и их назначение
- Священно- и церковнослужители
- О священных одеждах и облачениях
- Диаконские одежды, облачения
- Архиерейские облачения:
- Способ созыва верующих к богослужению (о колокольном звоне)
- Понятие о праздниках
- Великие недвунадесятые праздники
- Богослужебные книги
- Священно-богослужебные книги Богослужебное Евангелие
- Богослужебный Апостол
- Указания для чтения Апостола
- Сначала читаются зачала дневные (т.Е. Рядовые), затем святым:
- Псалтирь
- Следованная Псалтирь1
- Содержание 1-й части Следованной Псалтири
- О седмичном богослужении
- Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни
- 1. Утреня
- II. Литургия
- III. Вечерня
- IV. Повечерие.
- Распределение песнопений Октоиха в воскресные дни
- 6. Литургия
- Приложение Октоиха
- Минея а) Месячная Минея
- Б) Общая Минея, её содержание и порядок
- В) Праздничная Минея (Анфологион)
- Г) Дополнительная Минея
- Постная Триодь
- Триодь Цветная
- Ирмологий (общие сведения)
- Служебник
- Чиновник
- Требник
- Общие сведения о книге молебных пений
- Иерейский молитвослов
- Типикон
- Значение Типикона и нашей Православной Церкви
- Содержание Типикона
- Приложение
- I. Последование вседневной вечерни
- II. Последование вседневной утрени
- III Последование Всенощного бдения (Тип. 2 гл) Вечерня
- IV. Часы
- Как должен православный христианин вести себя в храме Божием
- 1. Обязанности пономарей Покровского Академического храма Московской Духовной Академии и Семинарии
- 1. Общие указания
- 2. Обязанности пономарей за вечерним Богослужением:
- 3. Обязанности пономарей за Литургией:
- 4. Обязанности пономарей по время молебна:
- 5. Обязанности пономарей во время панихиды:
- Обязанности пономарей за всенощным бдением (воскресным)
- Словарь литургических терминов
- Экзаменационная программа по литургике для 1-го класса Московской Духовной Семинарии
- Оглавление