logo
Конспект для 1 класса 97 г

Минея а) Месячная Минея

Месячная Минея содержит службы с изменяемыми молитвословиями для неподвижных богослужений годичного крута, т.е. на все дни 12 месяцев.

С каждым днем месяца и года Церковь соединяет какое-либо особое воспоминание: то она празднует событие из исто­рии Церкви Христовой и утверждения правой веры, то творит память какому-либо святому, а часто в один день - двум и трем. Для всех этих поминовений Церковь назначила особые последования, которые и находятся в Месячной Минее. Минея разделяется на 12 частей, по числу месяцев, имея под каждым числом одно или несколько последований. От этого деления по месяцам и произошло название Минея (греч. слово от  -месяц).

Молитвословия Минеи обозначаются в богослужебных книгах большей частью словами: "святаго", "праздника" (в попразднство), например: "стихиры святаго", "стихиры праздника". Таким образом, в месяцеслове Типикона подобные выражения указывают на праздники, имеющие молитвословия в Минее, а не в других богослужебных книгах. Последования праздника воскресения, содержащиеся в Октоихе, называются в Месяцеслове Типикона иными словами, например, дневными (дне).

В те дни, когда нет никакого знака, т.е. служба свя­тому положена простая, в Минее имеются три стихиры на "Гос­поди воззвах" и на "И ныне" - Крестобогородичен; далее следует тропарь, если же нет тропаря, то поется общий тропарь, содержащийся в Часослове. Канон на утрени на четыре.

Каноны Минеи

Чин святого (святых)

Примеры припевов к тропарям канона

Пророк

Святый пророче Божий Исаие1, моли Бога о нас.

Святый пророче Божий Ионо, моли Бога о нас.

Апостол

Св. Апостоле Андрее, моли Бога о нас.

Св. Апостоле Фомо, моли Бога о нас.

Св. Апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове, моли Бога о нас.

Апостолы

Свв. Апостоли, молите Бога о нас.

Святитель

Святителю отче Николае, моли Бога о нас

Святители

Святителие Христовы, молите Бога о нас.

Преподобный

Преп. отче Серафиме, моли Бога о нас.

Преп. отче наш Сергие1, моли Бога о нас.

Преподобные

Преподобнии отцы, молите Бога о нас.

Мученик (вмч.)

Свят. мучениче Иоанне Воине, моли Бога о нас.

Свят. мучениче Агафониче, моли Бога о нас.

Свят. великомучениче Никито, моли Бога о нас.

Мученики

Св. мученицы, молите Бога о нас.

Священномученик

Священномучениче Киприане, моли Бога о нас.

Священномученики

Священномученицы...

Преподобномученик

Преподобномучениче..

Преподобномученики

Преподобномученицы...

Мученица

Святая мученице Татиано...

Преподобномученица

Преподобномученице Евгение...

Мученицы

Святии мученицы...

Преподобная жена

Преподобная мати Марие...

Преподобные жены

Преподобнии жены...

Исповедник

Святьй исповедниче...

Бессеребренники

Святии безсеребреннницы и чудотворцы Космо и Дамиане...

Христа ради юродивый

Святый блаженный Андрее...

Святый блаженный Василие...

Князь

Святый равноапостольный великий княже Владимире...

Святый благоверный княже Михаиле...

Праведный

Святый праведный Филарете Милостиве...

По 3-й песни канона - седален, а по 6-й кондак (иногда с икосом). Некоторым святым положен особый светилен, нахо­дящийся в Минее после 9-й песни канона.

Все последования Минеи имеют не одинаковое число молитвословий; последования Минеи могут быть разделены на шесть разрядов, о которых мы уже говорили в главе, посвященной праздникам: праздники двунадесятые, великие, средние - двух разрядов, малые - двух разрядов и дни, которые не имеют никакого знака.

Малые праздники второго разряда обозначаются (чер­ный). В эти праздники положено на "Господи воззвах" стихиры на шесть и на утрени канон на шесть.

В конце службы указывается для Литургии прокимен для Апостола, зачало Апостола и Евангелия и причастен.

Малые праздники первого разряда (красный). В эти дни добавляется, положено праздничное окончание утрени: хвалитные стихиры и великое славословие.

Праздники средние 2-го разряда + (полиелей). На вечерне положено "Блажен муж", шесть стихир на "Господи воззвах", чтение трех паремий и стихиры на стиховне. На утрени седальны по кафизмам и седален по полиелее, указание евангельского зачала, стихира после Евангелия. Затем канон на 8, кроме того, здесь иногда полагается канон Богородице, стихиры на хвалитех перед славословием великим. Для Литургии прокимен, зачала Апостола и Евангелие и причастен.

В некоторых Минеях в конце службы помещены Марковы гла­вы (содержащиеся в Типиконе), которые указывают, как совершать положенную службу при различном совпадении дней годового седмичного круга, а также различных дней Великого поста и Пятидесятницы.

Праздники средние первого разряда. В эти дни положено совершать бдение. Здесь имеется малая вечерня, на которой положены стихиры на "Господи воззвах", стихиры на стиховне и тропарь празднику. На великой вечерне, помимо стихир на "Господи воззвах" и стихир на стиховне, имеются паремии и стихиры на литии.

Великие праздники имеют знак (+) Служба совершается только празднику (т.е. только по Минее). Особенности её: на утрени на 9-й песни изложены особые праздничные припевы вместо "Честнейшую", а в конце службы имеются антифоны праздничные для Литургии - только для Господских праздников.

В конце каждой книги Месячной Минеи печатаются Богоро­дичны, которые поются за молитвословиями (кроме дней предпразднства и попразднства), именно:

  1. После стихир:

I приложение:

а) Богородичны воскресные (догматики), поемые после стихир на "Господи воззвах" в праздники святых, имеющих славословие, полиелей, бдение;

б) Богородичны воскресные, которые поются после стихир на стиховне в праздники святых, имеющих полиелей, бдение.

II Приложение:

(также после стихир): Богородичны осми (восьми) гласов, поемые "егда есть "Слава" святому в Минее на "и ныне" по гласу "Славы". Они поют­ся в те дни, когда нет святого со славословием, полиелеем, бдением.

2) После тропарей:

III приложение:

а) Отпустительны Богородичны воскресные осми гласов, которые поются в праздники святых, имущих славословие, полиелей, бдение.

IV приложение:

б) Богородичны отпустительны после тропарей святых, поемые во все лето на вечерни и на утрени на "Бог Господь", и в конец ут­рени - в те дни, когда нет праздника свя­тому со славословием, полиелеем, бдением.