Архиерейские облачения:
Подризник, епитрахиль, пояс, поручи, палица, митра и принадлежащие только архиерею: саккос, омофор, панагия.
Саккос () - слово греческое, означает "вретище", "рубище" и есть одежда печали, смирения, покаяния (Иер. 48,37; Лк. 10,13). Саккос своей формой похож на стихарь), имеет также рукава, но короче его и украшен звонцами. Саккос имеет то же назначение, что и фелонь. Звонцы на саккосе означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа.
Омофор () - от греческого слова - плечо и - несу) - есть одежда, носимая на плечах (по-славянски называется нарамником, надевается поверх всех одежд).
Омофор имеет вид длинного полотенца, украшенного крестами, и возлагается на архиерея так, что своей серединой объемлет оба плеча, а концами низко спускается спереди и сзади. Омофор означает заблудившуюся овцу, т.е. весь грешный род человеческий, а епископ, облаченный в эту одежду, есть образ Христа Спасителя, Который, как добрый пастырь, взял на Свои плечи (рамена) заблудившуюся овцу и принес ее к незаблудившимся, т.е. ангелам, в дом Отца Небесного ("и заблудшее горохищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу принесет... с небесными совокупит силами"... - Догматик 4-го гласа). На омофоре имеются кресты в ознаменование того, что, как Христос на раменах нес свой крест, так и все епископы - подражатели и продолжатели Его спасительного служения, носят на плечах свой крест, т.е. переносят, претерпевают страдания и скорби.
Как священник должен на всех богослужениях облачаться в епитрахиль, так и архиерей надевает омофор, какое бы богослужение он ни совершал.
Когда епископ совершает таинство Священства, то вместе со своей рукой он возлагает на голову посвящаемого во диакона или пресвитера и край своего омофора.
В Русской Православной Церкви существуют в настоящее время два омофора: большой и малый. У большого омофора концы спускаются одинаково донизу спереди и сзади, у малого омофора (полуомофора) концы спускаются только с передней стороны. В большой омофор архиерей облачается в начале Литургии, при торжественных молебных пениях и крестных ходах. В малый омофор - на Литургии верных, на литии (во время вечерни) и др. По причине символического значения омофора, он несколько раз снимается и надевается епископом во время совершения Литургии:
Перед Литургией омофор надевается вместе со всеми одеждами. Перед чтением Апостола омофор снимается; во время чтения Евангелия епископ стоит без омофора, в ознаменование присутствия Господа Иисуса Христа, Великого Пастыря словесного стада: "Епископ, - по слову св. Исидора Пелусиота, представляет собою Христа и самою одеждою показывает всем, что он есть подражатель Того благого и великого Пастыря, Который восхотел нести немощи стада; посему, когда с раскрытием Евангелия является Сам истинный Пастырь, епископ тотчас слагает с себя одежду подражания, давая тем знать о присутствии Господа и вождя пастырей".
Омофор надевается архиереем на Херувимскую песнь, после умовения рук. После изъятия частиц у жертвенника за живых и умерших епископ снимает омофор, ибо во время великого входа дискос и чаша изображают собою Христа Спасителя, взявшего на Себя грехи мира.
Затем омофор надевается на евхаристическом каноне перед словами: "Приимите, ядите..." После пресуществления Святых Даров омофор снимается: они суть Тело и Кровь Христовы, поэтому архиерей снимает с себя ризу подражания.
Перед возгласом "Святая святым" омофор надевается не снимается епископом до конца Литургии.
Если за Литургией бывает хиротония, то на время иротонии епископ надевает омофор.
Набедренник - энколпион, или панагия (- в сложных словах = весь; и - святый), есть небольшая икона Спасителя или Божией Матери, носимая архиереем на груди как во время богослужения, так и вне его.
В древности панагия представляла собой драгоценный вкладной ковчежец, имеющий с одной стороны икону Божией Матери, а с другой - икону Спасителя или Святый Троицы. В него иногда полагали частицу мощей святых.
Нанедренник, носимый епископом на груди, напоминает ему, что он должен постоянно иметь в своем сердце Господа и Ходатаицу перед Богом - Матерь Божию. Для этого у него должно быть "сердце чистое и дух правый". Панагией иногда награждали архимандритов.
Крест. При крещении крест возлагается на каждого христианина в знак того, что он стал последователем Христа. Этот крест обыкновенно носится под одеждой. Священнослужители же носят особый крест поверх одежды для постоянного напоминания, что они не только должны носить Господа в своем сердце, но, перед всеми Его исповедовать. Крест носят не только епископы, но и пресвитеры.
Митра (от - связываю) - означает повязку, диадему, венец. В богослужебных книгах митра иногда называется "шапкой" (Чиновник). Митра - царское украшение; дается она священнослужителю потому, что он в служении изображает Христа как Царя Славы. Митра - знак власти, которая дается служителю Церкви. Кроме того, митра напоминает о терновом венце, который был надет на голову Спасителя, и о том сударе, которым была обвита голова погребенного, воссиявшего из гроба Христа Жизнодавца. Митра усвояется архиерейскому сану в подражание ветхозаветным первосвященникам, носившим на голове кидар. Митра дается также архимандритам, она является и наградой протоиереев.
Мантия ( - верхняя одежда, епанча) - верхняя одежда монахов, не имеющая рукавов и покрывающая все тело, кроме головы; этим выражается:
всепокрывающая сила Божия, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни,
у монаха ни руки, ни ноги, ни другие члены тела не живы и не свободны для мирской деятельности, но все мертвы; свободна у него только голова, устремленная к Богу, мудрствующая и помышляющая о Божественном.
В древней Церкви мантии носили все христиане. Существовал такой обычай: человек, отрекавшийся от служения идольского и принимавший христианство, снимал с себя одежду, достоинство и чин, приобретенные в язычестве, и вместо прежней одежды обыкновенно надевал на себя отличительную от языческих длинную одежду, известную под именем паллия, означавшую презренное положение и смирение, Тертуллиан в книге о паллии говорит: "Отсюда происходит насмешка язычников над христианами, - он из почетной одежды перешел в одежду презренную". С течением времени эта одежда сохранилась только у монахов.
Архиерейская мантия отличается от монашеской. Если монашеская мантия - черная, то архиерейская - лиловая или других цветов; на ней имеются: скрижали и источники. Скрижалями называются четырехугольных платы цветной материи, нашиваемые на верхние и нижние края мантии. Они изображают Ветхий и Новый Завет, откуда священнослужители должны почерпать учение. Источниками же называются ленты белого и красного цвета, нашиваемые вдоль мантии; они изображают собой струи учения, стекающего из двух Заветов и проповедуемого епископом. Все священные облачения освящаются особой молитвой и окроплением Святой водой, и священнослужители надевают их с молитвой, благоговением и целованием. Своим блеском, красивым видом и чистотой они напоминают священнослужителям о святости взятого ими на себя служения.
Кроме упомянутых облачений, при совершении архиереем богослужения употребляются следующие предметы: жезл, орлецы, рипиды, дикирий и трикирий.
Архиерейский жезл имеет особое устройство: верх его увенчивается крестом; под крестом имеются рукоятки (или рожки), имеющие иногда форму змеевидных голов, к жезлу обычно привешивается плат, так называемый сулок. Жезл дается архиерею в знак его власти над подчиненными ему и отеческого его управления своей паствой. "Жезл, - говорит Симеон Солунский, - означает власть Святого Духа, утверждение и пасение людей, силу путеводить, непокоряющихся наказывать и находящихся дале собирать к себе" (Нов. Скрижаль).
Змеевидные головки на жезле знаменуют мудрость архипастырской деятельности, а крест есть символ победы, утверждения Христианской веры, показывающий, что архиерей должен пасти свое стадо во имя и славу Христа.
Архиерейский жезл у греков называется патерисса - в знак отеческого управления паствою.
Жезл без рожков (змеевидных голов) и сулка дается архимандритам и игуменам, а также игумениям, как знак их власти над обителью.
Орлецы ( - орел) небольшие круглые ковры с изображением орла, имеющего сияние вокруг головы и парящего над городом. Вид города на орлеце указывает на епископство в городе, а орел - на высоту и чистоту богословского учения епископа, сияние вокруг головы орла - свет от учения епископа. Таким образом, орлецы, постилаемые под ноги архиерею, напоминают последнему, что он своею жизнью и учением должен, подобно орлу, возвышаться над всем дольным и стремиться к горнему. Когда при посвящении в архиерея ставленник читает исповедание веры, он стоит на особом орлеце.
Орел, "право и крепко наступивший ногами на столпцы города", напоминает епископу, что он должен не оставлять духовной своей паствы, но с силой и мужеством этой царственной птицы евангельским словом и своим высоким примером устремлять в горний мир полет своих птенцов. И под конец нелегкого пути архиерей может отрадно сказать о себе словами ветхозаветного вождя, говорившего именем Иеговы возлюбленному своему народу, в виду земли обетованной, после тяжелых странствований по пустыне: "как орел покрывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих..." (Втор. 32, 11).
Рипиды ( - опахало) - металлические круги с изображением шестокрылого херувима, прикрепленные к длинной рукоятке. Рипиды изображают проникновение небесных сил в тайну спасения людей, совершенного Господом, напоминают и служащим и молящимся, что в храме за богослужением присутствуют ангелы. Рипиды употребляются:
при выносе Евангелия на утрени и на Литургии;
на Великом входе;
при выносе Плащаницы Спасителя, Божией Матери;
при выносе Креста;
при крестных ходах;
ими осеняют гроб архиерея.
В древности рипидами отгоняли насекомых от Св. Даров. Делались они из тонких кож, павлиных перьев или полотна.
Рипидой веет над Дарами новопоставленный диакон в знак вступления в свои обязанности и продолжения того служения, какое совершали диаконы в древней Церкви.
Дикирий ( - двусвечник, - два и свеча; знаменует два естества в Иисусе Христе - Божеское и человеческое.
Трикирий () - трисвечник; - три и - свеча; знаменует Три Лица Святой Троицы.
- Предисловие
- Виды Богослужения
- Место церковного богослужения
- Происхождение храма
- Внешний вид храма
- Внутреннее устройство храма
- Средняя часть храма
- Иконостас
- Алтарь и его принадлежности
- Сосудохранительница
- Кладбища и их назначение
- Священно- и церковнослужители
- О священных одеждах и облачениях
- Диаконские одежды, облачения
- Архиерейские облачения:
- Способ созыва верующих к богослужению (о колокольном звоне)
- Понятие о праздниках
- Великие недвунадесятые праздники
- Богослужебные книги
- Священно-богослужебные книги Богослужебное Евангелие
- Богослужебный Апостол
- Указания для чтения Апостола
- Сначала читаются зачала дневные (т.Е. Рядовые), затем святым:
- Псалтирь
- Следованная Псалтирь1
- Содержание 1-й части Следованной Псалтири
- О седмичном богослужении
- Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни
- 1. Утреня
- II. Литургия
- III. Вечерня
- IV. Повечерие.
- Распределение песнопений Октоиха в воскресные дни
- 6. Литургия
- Приложение Октоиха
- Минея а) Месячная Минея
- Б) Общая Минея, её содержание и порядок
- В) Праздничная Минея (Анфологион)
- Г) Дополнительная Минея
- Постная Триодь
- Триодь Цветная
- Ирмологий (общие сведения)
- Служебник
- Чиновник
- Требник
- Общие сведения о книге молебных пений
- Иерейский молитвослов
- Типикон
- Значение Типикона и нашей Православной Церкви
- Содержание Типикона
- Приложение
- I. Последование вседневной вечерни
- II. Последование вседневной утрени
- III Последование Всенощного бдения (Тип. 2 гл) Вечерня
- IV. Часы
- Как должен православный христианин вести себя в храме Божием
- 1. Обязанности пономарей Покровского Академического храма Московской Духовной Академии и Семинарии
- 1. Общие указания
- 2. Обязанности пономарей за вечерним Богослужением:
- 3. Обязанности пономарей за Литургией:
- 4. Обязанности пономарей по время молебна:
- 5. Обязанности пономарей во время панихиды:
- Обязанности пономарей за всенощным бдением (воскресным)
- Словарь литургических терминов
- Экзаменационная программа по литургике для 1-го класса Московской Духовной Семинарии
- Оглавление