4. Евангелие от Луки
Ввиду того, что св. Лука говорит о И.Х. преимущественно как о Великом Первосвященнике, принесшим Самого Себя а жертву за грехи всего человечества, символом этого евангелиста является телец, как обычно употреблявшееся при жертвоприношении животное.
Личность Евангелиста Луки
Третье каноническое Евангелие всею христианскою древностью приписывается ап. Луке, вместе с книгой Деяний Апостольских, в начале которой значится, что она произошла от того же писателя (Деян 1,1 ср. Лк. 1,3).Так как писатель книги Деяний представляется почти постоянным спутником ап. Павла, то без сомнения этот Лука есть тот самый, который (Флм 24; Кол 5,13-14 и 2 Тим 4,11) называется сотрудником ап. Павла. Он рано сделался его сотрудником: так он сопутствовал ему (как сам указывает на то) уже во время его второго апостольского путешествия (Деян. 6,10 и далее) и с тех пор никогда не расстовался с ним на долго (Деян 20,5 и далее). Он сопровождал апостола также в Рим в первое его заключение (Деян 27,27) и оставался там при нем, сам находясь на свободе (кол 4,14; Флм 23); и даже во время вторых уз, не за долго до смерти апостола, он не оставил его (2 Тим 4,11).
Лука был врач, как говорится в этом послании к Колоссянам (Кол 4,14). и живописец, как свидетельствует Никифор Каллист, писатель 14 века (Церковная история, 11, 14). По свидетельству Евсевия, Лука был родом из Антиохии, что в Сирии, где очень рано и по преимуществу трудами ап. Павла было распространено христианство (таким образом сближение между апостолами Лукой и Павлом могло произойти в первый раз в Антиохии).
Если Евангелист Лука одно и то же лицо с Лукой, упоминаемым в посланник Колоссянам, что несомненно, то по происхождению он не был иудеем, ибо Павел отделяет его (Кол 4,14) от христиан из иудеев, которых он называет ***(Кол 4,10-11). О том, что он был по происхождению грек говорит и его язык, который чище, нежели у других Евангелистов. До обращения в христианство, Лука, по всей вероятности, принадлежал к числу прозелитов врат (считают, что по происхождению он был язычник, или так называемый «прозелит», принявший иудейство), как об этом можно заключить из его основательного знакомства с тогдашним положением иудейского народа и со всем тем, что имело к нему отношение.
После первых уз апостола Павла ничего не говорится в новозаветных писаниях о жизни Луки, и предание тоже не совсем определенно. Первый христианский писатель, который говорит о Луке, Ириней ограничивается лишь тем, что находится в Новом Завете. В последующие, особенно в средние века, о Луке повествовали несколько больше, но отчасти разноречиво. По Григорию Богослову Лука скончался мученической смертью; по Иерониму он погребен в Константинополе.
История создания Евангелия по мнению древней церковной традиции
Как и другие канонические Евангелия, третье Евангелие анонимно. Тексты Лк. и Деян не содержат имени автора и каких-либо сведений, по которым можно было бы установить это имя. Название "Евангелие по Луке", приписанное в конце древнейшей из сохранившихся рукописей Лк. (папирус Бодмера XIV), относится к тому времени, когда общепринятая атрибуция всех четырех канонических Евангелий (то есть по Матфею, Марку, Луке, Иоанну) уже установилась. Эта рукопись датируется концом II — началом III в. К древнейшим свидетельствам о традиционной атрибуции третьего Евангелия следует отнести так называемый канон Муратори (170-180 гг.), в котором говорится: 'Третья книга Евангелия — Евангелие по Луке. Этот Лука был врачом. После вознесения Христа, когда Павел взял его с собой как человека, посвятившего себя ведению записей, он написал под своим собственным именем то, что слышал от других, поскольку сам не видел Господа во плоти. Он записал события так, как смог о них разузнать, начав свой рассказ с рождения Иоанна... Кроме того, в одну книгу включены деяния всех апостолов. Лука адресовал ее досточтимому Феофилу, так как некоторые события произошли в его [Феофила] присутствии; он дал это понять, опустив страсти Петра и путешествие Павла, когда тот отправился из Рима в Испанию" (Цит по: [Кузн.,266]).
К концу II в. относится также свидетельство Иринея Лионского:" Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им [Павлом] евангелие". В другом месте того же сочинения Ириней говорит о Луке как о "неразлучном спутнике Павла и его сотруднике", в подтверждение приводя места из Деян, написанные от первого лица.
Концом II в. датируется так называемый греческий пролог к Лк, в котором сказано следующее: "Лука был сирийцем из Антиохии, по профессии врачом, учеником апостолов; позднее он следовал за Павлом до его мученической смерти. Он безраздельно служил Господу, не имел ни жены, ни детей и умер в возрасте восьмидесяти четырех лет в Беотии, исполненный Святого Духа".
- Четвероевангелие Экзаменационные вопросы
- Ирод Великий и его царствование. Династия Иродов
- 2. Евангелист Матфей.
- Личность Евангелиста Матфея
- История создания Евангелия по мнению древней церковной традиции
- Личность Евангелиста Марка
- История создания Евангелия по мнению древней церковной традиции
- 4. Евангелие от Луки
- 5. Евангелие от Иоанна.
- История создания Евангелия по мнению древней церковной традиции
- 7. Начало евангельской истории: Благовещение Божией Матери (Луки 1:26-38)
- Благовестие Захарии (Луки 1:1-25)
- Благовестие Иосифу (Матф. 1:18-25)
- Поклонение Волхвов (Матфея 2:1- 12)
- Отрочество Господа Иисуса Христа (Луки 2:40-52)
- 8. Родословия Иисуса Христа.
- Свидетельство Св. Предания о происхождении Божией Матери
- Тропарь праздника
- Введение во храм Пресвятой Девы Марии
- 9. Хронологические рамки евангельской истории:
- Евангельская хронология
- 10. Проповеди Иоанна Крестителя, его свидетельства об Иисусе Христе.
- 11. Крещение господа иисуса христа
- 12. Основные вехи общественного служения Иисуса Христа, периодизация.
- 13. Искушение и.Х. В пустыне. Смысл и значение.
- 14. Начальный период служения в Иудее и Галилее ( Ин. 2-3). Кана Галилейская.
- 15. Беседа с Никодимом. (Иоан. 3:1-21)
- 16. Беседа с Самарянкой. (Матф. 4:12; Марк. 1:14; Лук. 4:14; Иоан. 4:1-42)
- 17. Начало Галилейского периода после удаления из Иудеи.
- 18. Первая встреча с будущими учениками.
- 19. Нагорная проповедь. (Матф. 5, 6 и 7 главы; Луки 6:12-49)
- 20. Нагорная проповедь. И.Х. И Закон. Закон любви.
- 21. Нагорная проповедь. О милостыне, молитве и посте.
- 22. Нагорная проповедь. Об отношениях с миром.
- 23. Нагорная проповедь. О неосуждении ближних. Золотое правило. Два пути.
- 24. Чудеса и.Х., их смысл и значение.
- 25. Исцеление одержимых и изгнание бесов.
- 26. Чудеса и вера: чудеса, совершенные Спасителем по чувству милосердия и любви.
- 27. Чудеса и Царство Божие; чудеса, совершенные Спасителем по чувству милосердия и любви.
- 28. Иисус Христос и Иоанн Предтеча. Свидетельства Господа об Иоанне. Казнь Предтечи.
- 29. События второй Пасхи общественного служения. Учение Господа о Своем равенстве Отцу и о воскресении и суде.
- 30. Чудо насыщения многих тысяч. Беседа о хлебе Небесном.
- 31.Учение Господа о Царстве Небесном в притчах. Притча о сеятеле (Матф. 13:1-23; Марка 4:1-20; Луки 8:4-15)
- 32. Хождение в языческие области. Воспитание учеников. Исповедание Петра у Кесарии Филипповой.
- 33. Преображение Господне.