Примечания
1.Theodore the Studite, Ер. II, 165 (to Gregory); PG 99:1524в.
2.Theodore the Studite, Ep. I, 36 (to Euprepianus); PG 99:1032cD.
3.Theodore the Studite, Ep. II, 12; PG 99:1152c.
4.См., напр., S. Salaville, «La biblaute de Saint Pierre et du pape d'apres Saint Theodore Studite (759-826),» - в изд. Echos d'Orient 17 (1914), 23-42 и A. Marin, Saint Theodore (Paris: Lecoffre, 1906), p. 1. А.Марен называет Фео-дора "последним католиком Византии". К примеру, Феодор в своем письме Льву Сакелларию (PG 99:1417С) писал: "А кто они, их [апостолов] преемники? — тот, кто занимает престол Рима и является первым; тот, кто восседает на престоле Константинопольском и является вторым после них, те — в Александрии, Антиохии и Иерусалиме. Вот что такое пентархичная власть в Церкви. Это им принадлежат все решения в божественных догматах" (цитируется в кн.: F. Dvornik,
Byzantium and the Roman biblacy [New York: Fordham University Press, 1966], p. 101). 5 Theodore the Studite, Ep. II, 63 (Навкратию), PG 99:1281в.
6.Theodore the Studite, Ep. II, 15; PG 99:116lAB.
7.Photius, Library, codex 8, 18, etc.
8.Там же, codex 109.
9.См. длинную статью о Диодоре Тарсском. - Library, codex 223, и его оценку Феодорита Кирского. — Там же, codex 46.
10.См. кодексы о Евлогии Александрийском, 182, 208, 225—227, которые, в сущности, являются подробными монографиями об этом авторе. О Ефреме Антиохийском см.
Library, codex 228.
11."Божественное существует во вселенной и сущностью, и энергией". Amphil., 75; PG 101:465вс.
12.См.: Akindynos, Against Palamas, in Codex Monacensis graecus 223, foil. 283, 293, 298, 305, 311, etc.
13.Library, codex 1.
14.Там же.
15.Ep. 2 to Pope Nicholas; PG 102:604θ-605θ.
16.Mystagogy of the Holy Spirit, 15; PG 102:293A.
17.Там же, 9, 23; PG 102:289в, 313BC.
18.Там же, 94.
19.Michael Psellos, Address to His Negligent Disciples, ed. J. F. Boissonade (Nuremberg, 1838; репринт, переизд.. Amsterdam: Hakkert, 1964), p. 151.
20.Ed. C. Sathas, Bibliotheca graeca medii aevi (Venice, 1872), V, 442.
21.Address to His Negligent Disciples, p. 146.
22.См. В. Tatakis, La philosophic byzantine (Paris: Alcan, 1949), p. 199.
23.Michael Psellos, On the Character of Some Wntings, ed. J. F. Boissonade, P. 52.
24.CM. J. Gouillard, Synodikon, p. 56-60,188-202.
- Протоиерей Иоанн Мейендорф
- ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
- БЛАГОДАРНОСТИ
- Введение
- Основные черты и главные источники богословия в Византии
- 3. Писание, Экзегеза, Критерии
- 4. Богословие, положительное и отрицательное
- 1. ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ПОСЛЕ ХАЛКИДОНА.
- 3. Проблема оригенизма
- Примечания
- 2. ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЙ ВОПРОС
- Примечания
- 3.ИКОНОБОРЧЕСКИЙ КРИЗИС
- 4.Православное богословие образов: Теодор Студит и Никифор
- 5. Долговременная значимость вопроса
- 4.МОНАХИ И ГУМАНИСТЫ
- Фотий (ок. 82O— ок. 891)
- Суды над Иоанном Италом (1О76—1О77, 1О82)
- Примечания
- 5. МОНАШЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
- 3. Противление светской философии
- Примечания
- 6. ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ: КАНОНИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
- 3.Кодификация церковного права
- 6. Oikonomia
- Примечания
- 7. РАСКОЛ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
- 2. Иные противоречия
- 4. Два понимания первенства
- 8. СТОЛКНОВЕНИЕ С ЗАПАДОМ
- 1. Круг Кантакузина
- 3. Богословы-паламиты: Николай Кавасила
- Примечания
- 9. LEX ORANDI51
- 2.Литургические цели
- 10. ТВОРЕНИЕ
- 3. Динамизм творения
- Примечания
- 11. ЧЕЛОВЕК
- 1. Человек и Бог
- 3. Первородный грех
- Примечания
- 12. Иисус Христос
- 1. Бог и человек
- 2. Искупление и обожение
- 3. Theotokos
- 13. СВЯТОЙ ДУХ
- 1. Дух в творении
- 3. Дух и Церковь
- Примечания
- 14. ТРИЕДИНЫЙ БОГ
- 2. Ипостась, сущность, энергия
- 15. САКРАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ: ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
- 1. Количество Таинств
- 3.Покаяние
- 5. Исцеление и смерть
- 16. ЕВХАРИСТИЯ
- 1. Символы, образы, реальность
- 2. Евхаристия и Церковь
- Примечания
- 17. ЦЕРКОВЬ В МИРЕ
- 2. Миссия Церкви
- Примечания
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Антиномии
- Примечание
- БИБЛИОГРАФИЯ
- Глава I
- Глава VIII
- Глава IX