logo
Византийское богословие

11. ЧЕЛОВЕК

Озгляд на человека, который преобладал на христианском Востоке, опирался на представление об "участии" в Боге. Человек сотворен не как автономное или самодостаточное существо; сама природа его истинна лишь постольку, поскольку она существует "в Боге" или "в благодати". Благодать, следовательно, дарует человеку его "природное", "естественное" развитие. Эта основная мысль разъясняет, для чего термины "природа" и "благодать", когда употребляет их византийский автор, имеют совершенно другое значение, чем используемые на Западе; "природа" и "благодать" не прямо противоположны, но выражают динамичную, живую связь между Богом и человеком, которые различаются своими природами, но остаются во взаимном общении через Божественную энергию, или благодать. Однако человек есть центр творения — "микрокосм" — и его свободное самоопределение опосредует конечную участь Вселенной.