8. СТОЛКНОВЕНИЕ С ЗАПАДОМ
Зa исключением Варлаама Калабрийского, ни у одного из главных участников великих богословских споров, завершившихся в 1351 г., не было никаких систематических знаний о богословии Запада. В прениях греков с латинянами обе стороны пользовались одними и теми же формулами, но каждая сторона использовала их в совершенно разном контексте. И сам Варлаам, несмотря на свое двойное богословское образование, вряд ли может считаться выдающимся представителем западной богословской мысли; скорее он напоминает манипулятора идеями, и на него, похоже, повлиял номинализм.
Между тем формальные соборные решения 1341 и 1351 гг., одобряя и поддерживая богословие действительного "участия" человека в Боге и, следовательно, признавая реальность различения между "сущностью" и "энергией" в Боге, оказывались явно несовместимыми с латинским богословием того времени. Для серьезного диалога по поводу содержания названных решений, а также их истинного соотношения с патриотическим Преданием, с одной стороны, и с латинской схоластикой, с другой, потребовалось бы больше времени, более обширных исторических познаний, а также подлинной непредвзятости и открытости сознания. Очевидно, что эти условия не исполнялись обеими сторонами, но — и это станет главной темой настоящей главы — они начинали осуществляться в Византии лишь постепенно, в последнем столетии существования империи.
- Протоиерей Иоанн Мейендорф
- ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
- БЛАГОДАРНОСТИ
- Введение
- Основные черты и главные источники богословия в Византии
- 3. Писание, Экзегеза, Критерии
- 4. Богословие, положительное и отрицательное
- 1. ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ПОСЛЕ ХАЛКИДОНА.
- 3. Проблема оригенизма
- Примечания
- 2. ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЙ ВОПРОС
- Примечания
- 3.ИКОНОБОРЧЕСКИЙ КРИЗИС
- 4.Православное богословие образов: Теодор Студит и Никифор
- 5. Долговременная значимость вопроса
- 4.МОНАХИ И ГУМАНИСТЫ
- Фотий (ок. 82O— ок. 891)
- Суды над Иоанном Италом (1О76—1О77, 1О82)
- Примечания
- 5. МОНАШЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
- 3. Противление светской философии
- Примечания
- 6. ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ: КАНОНИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
- 3.Кодификация церковного права
- 6. Oikonomia
- Примечания
- 7. РАСКОЛ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
- 2. Иные противоречия
- 4. Два понимания первенства
- 8. СТОЛКНОВЕНИЕ С ЗАПАДОМ
- 1. Круг Кантакузина
- 3. Богословы-паламиты: Николай Кавасила
- Примечания
- 9. LEX ORANDI51
- 2.Литургические цели
- 10. ТВОРЕНИЕ
- 3. Динамизм творения
- Примечания
- 11. ЧЕЛОВЕК
- 1. Человек и Бог
- 3. Первородный грех
- Примечания
- 12. Иисус Христос
- 1. Бог и человек
- 2. Искупление и обожение
- 3. Theotokos
- 13. СВЯТОЙ ДУХ
- 1. Дух в творении
- 3. Дух и Церковь
- Примечания
- 14. ТРИЕДИНЫЙ БОГ
- 2. Ипостась, сущность, энергия
- 15. САКРАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ: ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
- 1. Количество Таинств
- 3.Покаяние
- 5. Исцеление и смерть
- 16. ЕВХАРИСТИЯ
- 1. Символы, образы, реальность
- 2. Евхаристия и Церковь
- Примечания
- 17. ЦЕРКОВЬ В МИРЕ
- 2. Миссия Церкви
- Примечания
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Антиномии
- Примечание
- БИБЛИОГРАФИЯ
- Глава I
- Глава VIII
- Глава IX