Примечания
1 Maximus the Confessor, De Char., Ill, 25; PG 90:1024BC.
2.Irenaeus, Adv. Haer., 5, 6, 1.
3.Gregory of Nazianzus, Carm.; PG 37:452.
4.Gregory of Nyssa, De opif. horn. 5; PG 44:137c.
5.Jean Danielou, Platonisme et théologie mystique (Paris: Aubier, 1944), p. 54.
6.Gregory Palamas, Triads, I, 1, 9; ed. J. Meyendorff (Louvain, 1959), p. 27. Г
7.Там же, ed. Meyendorff, p. 203.
8.См. Danielou, Platonisme ei théologie mystique, p. 240-241.
9.Maximus the Confessor, Amb. 7; PG 9I:1109cD.
10.Gregory Palamas, Horn. II; PG 151:125д; См. другие ссылки в кн.: J. Meyenr dorff, A. Study of Gregory Palamas (London: Faith Press, 1964), p. 122-124.
11.Thunberg, Microcosm and Mediator, p. 103.
12.Irenaeus, Adv. Haer., 5, 6, 1.
13.Vladimir Lossky, The Mystical Theology, p. 201.
14.Thunberg, Microcosm and Mediator, p. 119.
15.Maximus the Confessor, Amb.. 41; PG 91:13050.
16.Gregory Palamas, Horn. 16; PG 157:204A.
17.De Char . IV, 90; PG 90:1069c.
18.Maximus the Confessor, Liber Asceticus; PG 90:953ß.
19.Maximus the Confessor, Expos, or. dom.; PG 90:905А; об этом см. J. Meyendorff, Christ, p. 112-113.
20.Photius, Library, 177; ed. R. Henry (Paris: Belles Lettres, 1960), 2:177.
21.Gregory of Nyssa, De opif. horn. 16; PG 44:185в.
22.See Joseph A. Fitzmeyer, S.J., in The Jerome Biblical Commentary (Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1968) 53:56-57 (II, p. 307-308): «О значении оборота ерh' hō очень много спорили. Наименее убеждающая интерпретация трактует этот оборот как строго отн[осительный]: (1) "в ком", толкование, основывающееся на переводе [Вульгаты] "in quo" и повсеместно употребляемое в Западной Церкви со времен Амвросия и амвростианства. Это толкование было неведомо греческим отцам до Феофилакта. Но если бы Павел хотел сказать так, он написал бы скорее en hō(см. 1 Кор. 15:22). ... (4) "Поскольку, насколько, потому что"... Это толкование, повсеместно употребляемое греческими патристическими авторами, опирается на 2 Кор. 5:4; Флп. 3:12; 4:10, где ерh' hō обыкновенно переводится как "потому что"... Отсюда оказывается возможным приписывание всем людям индивидуальной ответственности за смерть. ... Все люди согрешили: ... Глагол не стоило бы переводить как "согрешили коллективно" или "согрешили в Адаме", потому что это равносильно добавлениям к тексту. Тут hemarton относится к личным, совершенным грехам людей, о чем можно судить по тому, как Павел обходится с этим глаголом в других своих текстах... и как греческие отцы, как правило, его понимали. ... Этот пункт, значит, выражает вторичную — как бы выносимую за скобки
— роль совершаемых людьми грехов в их осуждении на смерть". Между тем понятие о "Первородном грехе" уже содержится в первой части стиха как причина, почему "смерть"
- Протоиерей Иоанн Мейендорф
- ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
- БЛАГОДАРНОСТИ
- Введение
- Основные черты и главные источники богословия в Византии
- 3. Писание, Экзегеза, Критерии
- 4. Богословие, положительное и отрицательное
- 1. ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ПОСЛЕ ХАЛКИДОНА.
- 3. Проблема оригенизма
- Примечания
- 2. ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЙ ВОПРОС
- Примечания
- 3.ИКОНОБОРЧЕСКИЙ КРИЗИС
- 4.Православное богословие образов: Теодор Студит и Никифор
- 5. Долговременная значимость вопроса
- 4.МОНАХИ И ГУМАНИСТЫ
- Фотий (ок. 82O— ок. 891)
- Суды над Иоанном Италом (1О76—1О77, 1О82)
- Примечания
- 5. МОНАШЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
- 3. Противление светской философии
- Примечания
- 6. ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ: КАНОНИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
- 3.Кодификация церковного права
- 6. Oikonomia
- Примечания
- 7. РАСКОЛ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
- 2. Иные противоречия
- 4. Два понимания первенства
- 8. СТОЛКНОВЕНИЕ С ЗАПАДОМ
- 1. Круг Кантакузина
- 3. Богословы-паламиты: Николай Кавасила
- Примечания
- 9. LEX ORANDI51
- 2.Литургические цели
- 10. ТВОРЕНИЕ
- 3. Динамизм творения
- Примечания
- 11. ЧЕЛОВЕК
- 1. Человек и Бог
- 3. Первородный грех
- Примечания
- 12. Иисус Христос
- 1. Бог и человек
- 2. Искупление и обожение
- 3. Theotokos
- 13. СВЯТОЙ ДУХ
- 1. Дух в творении
- 3. Дух и Церковь
- Примечания
- 14. ТРИЕДИНЫЙ БОГ
- 2. Ипостась, сущность, энергия
- 15. САКРАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ: ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
- 1. Количество Таинств
- 3.Покаяние
- 5. Исцеление и смерть
- 16. ЕВХАРИСТИЯ
- 1. Символы, образы, реальность
- 2. Евхаристия и Церковь
- Примечания
- 17. ЦЕРКОВЬ В МИРЕ
- 2. Миссия Церкви
- Примечания
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Антиномии
- Примечание
- БИБЛИОГРАФИЯ
- Глава I
- Глава VIII
- Глава IX