5. МОНАШЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
Роль монахов в победе Православия над иконоборчеством иллюстрирует их традиционную вовлеченность в богословские споры Византии; византийское монашество оказывается не только школой духовного совершенствования, но также и корпорацией, чувствующей себя ответственной за содержание веры и за участь и судьбу Церкви в целом. В то же самое время некоторые частности устройства и идеологии монастырей, их опора на положение: "Царство Божие не от мира сего" и противление любому компромиссу с "миром сим", положили в Византии начало богословию, которое по праву можно именовать "монашеским". В противоположность формальному консерватизму официальных церковных кругов и традициям светского эллинизма, этому богословию случилось также стать самым динамичным и самым творческим течением византийской мысли в целом.
Хорошо известно, что на самых ранних стадиях своего развития монашество превратилось в неоднородное движение. Между крайним отшельничеством Антония Египетского и абсолютным и упорядоченным киновитизмом Пахомия расположился целый спектр промежуточных форм монашеской жизни, практиковавшихся в восточном христианском мире повсеместно и постепенно распространявшихся на Западе. Между отшельниками — их называли еще и "исихастами" ("молчальниками") — и киновитами, то есть монахами общежитийного стиля, часто возникало соперничество, временами перераставшее в столкновения; но в целом монашеское движение на Востоке сохраняло единство на основе принципа "неотмирности" и присущей всем монахам убежденности в том, что молитва, в какой бы то ни было форме, это — основополагающая и неотъемлемая составляющая иноческого жития. Некоторые монашеские центры, такие как монастырь Студия, могли быть относительно "деятельными", занимаясь благотворительностью и помощью, образованием, переписыванием рукописей и иными практическими делами; но даже у студитов литургический цикл монастырской службы оставался абсолютным центром жизни общины и в основном занимал половину времени расклада для монаха.
В целом монашеское сообщество учило византийцев молиться. Иноки общежительных монастырей разработали литургическую систему (которая была постепенно принята всей Церковью, так что и по сегодняшний день Восточная Церковь не знает иного ordo24, кроме монастырского), тогда как исихасты создали традицию личной молитвы и непрерывного созерцания. В обоих случаях молитва понималась как путь к достижению цели христианской жизни: участия в Боге, theosis25 через общение с обоженной человечностью Христовой во Святом Духе. Киновиты обыкновенно подчеркивали сакраментальную или литургическую природу этого общения, в то время как исихасты научали тому, что такой духовный опыт может быть достигнут личным усилием. В послеиконоборческой Византии обе традиции во все большей степени взаимно проникают друг в друга, так что мы, например, обнаруживаем, что пророк личного мистицизма Симеон Новый Богослов провел большую часть своей жизни в общежительных монастырях Константинополя. И если между
- Протоиерей Иоанн Мейендорф
- ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
- БЛАГОДАРНОСТИ
- Введение
- Основные черты и главные источники богословия в Византии
- 3. Писание, Экзегеза, Критерии
- 4. Богословие, положительное и отрицательное
- 1. ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ПОСЛЕ ХАЛКИДОНА.
- 3. Проблема оригенизма
- Примечания
- 2. ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЙ ВОПРОС
- Примечания
- 3.ИКОНОБОРЧЕСКИЙ КРИЗИС
- 4.Православное богословие образов: Теодор Студит и Никифор
- 5. Долговременная значимость вопроса
- 4.МОНАХИ И ГУМАНИСТЫ
- Фотий (ок. 82O— ок. 891)
- Суды над Иоанном Италом (1О76—1О77, 1О82)
- Примечания
- 5. МОНАШЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
- 3. Противление светской философии
- Примечания
- 6. ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ: КАНОНИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
- 3.Кодификация церковного права
- 6. Oikonomia
- Примечания
- 7. РАСКОЛ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
- 2. Иные противоречия
- 4. Два понимания первенства
- 8. СТОЛКНОВЕНИЕ С ЗАПАДОМ
- 1. Круг Кантакузина
- 3. Богословы-паламиты: Николай Кавасила
- Примечания
- 9. LEX ORANDI51
- 2.Литургические цели
- 10. ТВОРЕНИЕ
- 3. Динамизм творения
- Примечания
- 11. ЧЕЛОВЕК
- 1. Человек и Бог
- 3. Первородный грех
- Примечания
- 12. Иисус Христос
- 1. Бог и человек
- 2. Искупление и обожение
- 3. Theotokos
- 13. СВЯТОЙ ДУХ
- 1. Дух в творении
- 3. Дух и Церковь
- Примечания
- 14. ТРИЕДИНЫЙ БОГ
- 2. Ипостась, сущность, энергия
- 15. САКРАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ: ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
- 1. Количество Таинств
- 3.Покаяние
- 5. Исцеление и смерть
- 16. ЕВХАРИСТИЯ
- 1. Символы, образы, реальность
- 2. Евхаристия и Церковь
- Примечания
- 17. ЦЕРКОВЬ В МИРЕ
- 2. Миссия Церкви
- Примечания
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Антиномии
- Примечание
- БИБЛИОГРАФИЯ
- Глава I
- Глава VIII
- Глава IX