logo search
zachet

26.Буддизм,как мировая религия:основы вероучения.

Буддизм - одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии 6-ом-5-ом веке до н.э. Основатель – Сиддхартха Гуатама (Будда) происходил из царского рода племени шакьев. По легенде отец Сиддхартхи очень любил своего сына и старался не допустить в его сознание мысли о страдании, о плохом, некрасивом. Однажды царевич встретил дряхлого старика и узнал о старости. Он стал размышлять о смысле жизни и однажды ушел из дома, став нищенствующим аскетом. В течение шести лет он усмирял свою плоть, пока не научился обходится одним зернышком в день и не научился целый день сидеть в медитации. Но однажды он понял, что это не правильный путь и покинул своих друзей-аскетов. Однажды сидя под деревом Бодхи на Будду снизошло откровение и он почувствовал себя просветленным.

Буддизм ассимилировал элементы брахманизма, даосизма и других религий. В Индии растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Главный принцип учения – принцип свободы и отсутствия авторитетов. В центре буддизма – учение о четырех благородных истинах: существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение – субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность; страдание – состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию и одновременно пульсация дхарм (первичных элементов бытия); причина страдания – как безначальное движение дхарм, создающее бесконечные спады и подъемы, так и безмерная привязанность человека к жизни, к удовлетворению своих чувственных страстей. Путь – это восьмеричный путь избавления от страданий. Страдание можно прекратить еще в настоящей жизни. Для этого неободимо направить волю вовнутрь, на отвращение нашего «Я» от предметов внешнего мира, на разрушение как эгопривязанности к миру, так и главной иллюзии внутренней жизни человека – абсолютности его «Я». Этапы пути: правильная вера, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное направление мысли и правильное сосредоточение. Освобождение (нирвана) – состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. При этом буддизм отрицает потустороннесть освобождения; здесь нет души как неизменной субстанции – человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа.

В ходе развития сложился культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т.д. Основные направления: хинаяна, махаяна.

Махаяна (большая колесница) – северный буддизм (Китай, Япония). Подчеркивает черты терпимости и этического учения буддизма и выдвигает идеал бодхисатвы. Нирвана понимается как абсолютная реальность, отождествляемая с органической общностью всех вещей – Дхармакаей (космическое тело Будды). Провозглашение божественного будды привело к появлению сложного культа, возникновению ритуала. Основные философские школы: йогагары и мадхьямика.

Хинаяна(малая колесница)южный буддизм (Цейлон, Бирма, Лаос, Таиланд). Нирвана приняла форму личного совершенствования, независимо от каких-либо внешних условий, - идеал архата. Развила учение о дхармах. Основные школы: саутрантика, вайбхашика.

Ламаизм – тибетско-монгольская форма буддизма (плюс Непал, Индия, СНГ). Титул первосвященника ламаистской церкви в Тибете – Далай-лама введен в 16-ом веке.

Учение Будды

Мир, как его видел Будда, это бесконечное число отдельных мимолётных сущностей, находящихся в состоянии безначального волнения, но постепенно направляющихся к успокоению и абсолютному уничтожению всего живого, когда его элементы приведены один за другим к полному покою. Успокоение – вот реальное единственное блаженство, которое может дать жизнь.

Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворённое желание – всё это страдание. Страдание происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суеты – вот путь к уничтожению страданий. Чтобы избежать страдания, человек должен подавить в себе всякую привязанность, всякое желание, стать безразличным к радостям и горестям жизни, к самой смерти. Именно за этим путём лежит полное освобождение, нирвана.

Философской основой буддизма является теория дхарм. Согласно єтой теории, все существующее, представляет собой единый поток, состоящий из элементов (атомов). Жизнь элементов ничтожно мала, одобна вспышке, поэтому все, что из них состоит когда-либо перестанет существовать, но то, что действительно есть, не может перестать быть; поэтому все явления природы нельзя назвать истинно реальным бытием. Элементы имеют своего наосителя – дхарму, вечную и неизменную субстанцию, которяая и является истинно реальным бытием, сущностью всех явлений. Дхармы – некие непознааемые единичные сущности, и только они истинно реальны. Они не рождаются и не исчезают и число их бесконечно. Каждая дхарма наделена орпеделенным неизменяющимся набором признаков. Д. могут пребывать в должном (состояние абсолютного покоя) или недолжном бытии. Человеки окружающий его мир создаются прявлениями дхарм, не находящихся в состоянии покоя (“волнующихся”). Комбинация таких проявлений образуется только на кратчайший промежуток времени, после чего возникает другая комбинация из прявлений того же самого или несколько иного набора дхарм. Следовательно, все существующее во времени и пространстве (“дела и вещи”) не что иное, как бесконечно сменяющие друг друга сочетания проявлений дхарм.