32.Католицизм как разновидность христианства.Основы вероучения.
Католицизм – самое многочисленное направление в христианстве (от 580 до 800 млн.приверженцев). Особенно много католиков в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии, странах Латинской Америки, в США. Истоки К. в небольшой римской христианской общине, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления К. начался в 3-5 веке, когда углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточными частями Римской империи. Начало разделения было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем 1 и константинопольским патриархом Фотием. На 8 Вселенском соборе раскол принял необратимый характер после полемики между папой Львом 4 и константинопольским патриархом Михаилом Келуарием (1054 г.) и был завершен, когда крестоносцы захватили Константинополь.
Основой католического вероучения как и христианства в целом приняты Священное писание и Священное предание, однако католическая церковь считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того папские послания и постановления. Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа – глава. Выбирается пожизненно конклавом кардиналов. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.
Католичество утверждает, что Святой Дух происходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына. Основа спасения – вера и добрые дела. Церковь обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел – «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в этом нуждается. То есть – отпустить грехи, даровать прощение кающимся (отсюда учение об индульгенциях – отпущении грехов за деньги или другие заслуги перед церковью). Папа имеет право сокращать срок пребывания души в чистилище.
Догмат о чистилище (местом между раем и адом) есть только в католицизме. Души грешников горят там в очищающем огне, а потом получают доступ в рай.
Догмат о непогрешимости папы (принят на первом Ватиканском соборе в 1870 г.)(то есть устами папы говорит сам Бог), о непорочном зачатии Девы Марии (1854 г.)
Культовая часть католицизма также выражена в наличии обрядовой части. Католицизм также признает семь таинств, но несколько разнится понимание этих таинств: причащение производится пресным хлебом (у православных – квасным); при крещении окропляют водой, а не погружают в купель; миропомазание (конфирмация) производится в возрасте 7-8 лет, а не в младенчестве (при этом подросток получает себе еще одно имя и образ святого, поступкам которого он намерен следовать); в православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество), у католиков же безбрачие (целибат) обязательно для всего духовенства.
Большое внимание уделяется убранству священнослужителей (священник – черная сутана, епископ – фиолетовая, кардинал – пурпурная, папа – белая сутана. Папа надевает митру и тиару как знак высшей земной власти, а также паллий – ленту с нашитыми на ней крестами из черного сукна).
Важными элементами культа являются католические праздники и посты. Рождественский пост – адвент. Рождество – наиболее торжественный праздник (три богослужения: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождение Христа в лоне отца, во чреве Богоматери и в душе верующего). Богоявление – праздник трех царей – в память о явлении Иисуса язычникам и поклонении ему трех царей. Праздник Сердца Иисуса – символа надежды на спасение. Праздник Сердца Марии – символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря). Один из главных праздников – Вознесение Богоматери (15 августа). Праздник Поминовения усопших (2 ноября).
За пределы Европы католицизм распространился в виде миссий к нехристианам.
Резиденция Папы – Ватикан (площадь 44 га) имеет свой герб, флаг, гимн, гвардию, поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 государствами мира.
Под католической философией принято понимать конгломерат из нескольких философских систем, наследующих средневековую схоластику. Это неотомизм (учение Фомы Аквинского) – учение о гармонии веры и разума, которое предполагает, что религиозные вера и знание суть различные пути постижения Бога, который открывается естественным образом через познаваемый разумом сотворенный мир и сверхъестественным образом – через Откровение, Божественное Слово. Существует три формы постижения истины: наука (самая низшая форма, фиксирующая события и устанавливает причинно-следственные связи), философия (главная задача Ф. Познание Бога как первопричины и конечной цели всех вещей), теология (верхняя форма познания, помогающая познать вещи, недоступные Н. и Ф. – догматы Боговоплощения, воскресения, троичности Бога, которые постигаются только путем Божественного Откровения)
Неоавгустизм – уентральная проблема – отношения Бога и человека. Вера – не познание, а личностные, неповторимый опыт приобщения к религии и встречи с Богом. Приобщение к Бгу возможно только индивидуально.
П.Теяр де Шартен считал центральным методолгическим принципом современного мышления эволюционизм. Двигателем эволюции общества выступает любоь. Проникновение любви в социальный организм состоит из нескольких фаз: любовь избирательная (интимные отношения); общественная ( к ближнему); любовь к Богу.
34. Управление Римской католической церквью.
Устройство управления в Римско-Католической Церкви
В устройстве своего управления римско-католическая Церковь имеет много общего с православной.
1) Папа (Pontifex maximus? Vicarius Christi). Главное и существенное отличие римско-католической Церкви, в этом отношении, от православной Церкви то, что верховным правителем, видимым ее главой, признается римскими католиками римский первосвященник, которому присвоено звание Папы (отец). Он обладает всей полнотой духовной власти, он есть епископ епископов; прочие органы церковного управления получают свою власть от него.
Он есть верховный законодатель Церкви, может издавать обязательные для нее постановления, касающиеся всех предметов церковной жизни и церковного управления, отменять прежние церковные законы, допускать диспенсации (прекращение обязательности общего закона для отдельных лиц и случаев), давать привилегии (права, которые не могут принадлежать лицу или учреждению согласно общему устройству и законоположению). Ему принадлежит высшая власть окончательного суда во всей Церкви, верховное право надзора и управления в ней. Власть Папы не подлежит ограничению со стороны епископства или вселенского Собора, постановления которого обретают законную силу после утверждения Папы. Над ним нет никакого суда, и он отвечает за свои действия только перед Богом и своей совестью. В силу такого положения Папы, в римско-католической Церкви не может быть поместных автокефальных Церквей.
В политическом отношении Папа не зависит от светской власти, как глава римско-католического мира, и считается равным коронованным особам.
Папа избирается присутствующими в Риме кардиналами в течение 12-ти дней после смерти своего предшественника, из числа кардиналов же, причем некоторые Монархи католических держав могут отстранять от выборов по одному кардиналу каждый. Выбор совершается в строго охраняемом стражей здании - конклаве и производится или большинством голосов (2? 3), подаваемых в запечатанных записках, или единогласно, по чьему-либо предложению, или же комиссией, которой поручен выбор.
2) Кардиналы (cardinalis - главный). Так называются высшие духовные должности, особы при папском престоле, представляющие собой ближайших советников Папы и его помощников в управлении. Их назначение зависит исключительно от Папы. Они избираются из лиц всех трех степеней священства. По штату положено иметь 70 кардиналов: 6 - из епископов, 50 - из пресвитеров и 14 - из диаконов. Они носят титул эминенции, подчинены и подсудны только Папе. Все кардиналы в совокупности составляют священную Коллегию, под председательством кардинала, - епископа города Остии (их декана). Их собрание, под председательством самого Папы, образует Консисторию кардиналов. Когда папский престол бывает вакантным, Коллегия управляет всей Церковью и папским Двором.
3) Римская Курия. Так называется совокупность вспомогательных учреждений, через которые осуществляется управление римско-католической Церковью. Она состоит из нескольких конгрегаций под различными названиями, - постоянных или чрезвычайных; они находятся под управлением кардиналов. Таковы, например, конгрегации: распространения веры (de propaganda fide), рассмотрения книг и внесения вредных из них в список запрещенных для чтения католикам (indicis librorum prohibitorum), рассмотрения вновь возникающих заблуждений (inquisitionis), и др.
4) Митрополиты и Архиепископы. Римско-католическая Церковь разделяется на митрополитские округи, которые состоят из нескольких епархий. Архиерей одной из этих епархий, управляя ею в звании архиепископа, имеет право верховного надзора за управлением остальными епархиями во всей митрополии и носит титул их Митрополита. В других церковных округах первенствующие архиереи носят почетный титул патриархов и примасов.
В России один митрополитский округ: Могилевский. Центральное руководство делами римско-католической Церкви в России и Финляндии сосредоточено в особом учреждении, которое называетсяримско-католической Духовной Коллегией, учрежденной в конце 18 столетия (в С. Петербурге). Она состоит, под председательством архиепископа Могилевского (митрополита римско-католических церквей в России), из двух членов (епископа и прелата) и нескольких заседателей, избираемых кафедральными капитулами по одному от каждой епархии на 3 года, из числа прелатов или каноников. Дела, поступающие в Коллегию из епархии митрополита и решенные им лично, рассматриваются и решаются в Коллегии без его присутствия. При Коллеги состоит Прокурор и канцелярия. Все дела, требующие рассмотрения или решения светского правительства, представляются Коллегией Министру Внутренних Дел, который через ее прокурора наблюдает за ходом дел, делает ей свои предложения и дает заключения. С Правительствующим Сенатом Коллегия сносится через донесения только по судебным делам и получает от него указы; с Министрами Внутренних дел и Юстиции она сносится представлениями.
5) Епископы. Во главе церковного управления в епархиях стоят епископы. Обычное и нормальное избрание епископа совершается кафедральными капитулами. Но бывают назначения кандидатов на епископство и в иных различных формах, напр., от Верховной Власти в государстве или от Папы; во всяком случае, избранный тем или иным способом епископ утверждается Папой.
В помощь епископу Капитулы избирают и назначают епископов суфраганов, соответствующих нашим епископам викариям. Иногда такие епископы получают право преемствовать своему епархиальному начальнику (епископ коадъютор).
Другим главным помощником епархиального архиерея служит кафедральный Капитул. Это Коллегия духовных лиц при кафедральном соборе, составляющая Совет или сенат епископа (пресвитерский Совет в древней вселенской Церкви). Капитул состоит из определенного числа прелатов (т.е. первенствующих членов), каноников и викарных священников. Прелаты и каноники назначаются архиереем, при утверждении гражданским правительством, из местных духовных лиц, имеющих церковную степень не ниже иподиакона и богословскую ученую степень. Капитул должен участвовать в архиерейском богослужении, давать архиерею советы в управлении епархиальными делами или свое согласие (в некоторых делах, напр., касающихся самого капитула или церковного имущества, это согласие обязательно для архиерея). Когда архиерейская кафедра бывает вакантной (если в ней нет епископа-коадъютора), Капитул избирает временно управляющего епархией викария, до времени назначения преемника умершему или выбывшему епископу.
Кроме того, в России в каждой римско-католической епархии есть духовная Консистория, для предварительного рассмотрения некоторых епархиальных дел (распорядительных, дисциплинарных, хозяйственных, судебных, брачных и т.д.), подлежащих окончательному архиерейскому решению; круг ее полномочий сходен с таковым в православных Консисториях. Консистория имеет лишь совещательный голос и епископ даже не обязан объяснять оснований своих решений, если они расходятся с ее заключениями. Она состоит из официала (председателя), его помощника, визитатора монастырей и заседателей; они назначаются и увольняются своим архиереем. При Консистории есть канцелярия с секретарем и чиновниками, которые пользуются правами государственных служащих. Особенность Консистории состоит в том, что срок полномочий ее членов прекращается со смертью или выбыванием управляющего епархией епископа или викария; новый епископ или временный его преемник, принимая управление епархией, немедленно вновь формирует Консисторию (однако, всегда с согласия светского правительства).
Для ближайшего надзора за благосостоянием приходских церквей и служащими при них духовными лицами архиереем назначаются по округам епархии деканы, соответствующие нашим благочинным.
6) Приходские священники имеют почти те же обязанности в приходе и такие же отношения с епархиальной властью, как и в православной Церкви. Где нет права патронажа или где он временно приостановлено, приходский священник назначается епархиальным начальником, с согласия правительства, после предварительного испытания и конкурса между кандидатами. В России настоятель прихода по управлению церковным хозяйством ограничен участием в этом деле патронов и выборных от прихода лиц. Патронаж над церковью может принадлежать духовному или светскому лицу из христиан любого вероисповедания; он приобретается или сооружением церкви, пожертвованием земли для нее, назначением содержания для нее и для причета или же переходом этого права от одного лица к другому (напр., при наследстве или при покупке имения, на котором лежит патронаж; иногда, (что бывает редко) он жалуется Папой. Патрон церкви, кроме некоторых почетных привилегий (напр., первого места в церкви), имеет право представлять архиерею кандидатов на место настоятеля церкви и право непосредственного участия в хозяйственных церковно-приходских делах (он - председатель приходского совета). При настоятеле церкви иногда бывает помощник в звании викария.
Все христиане римско-католического вероисповедания из русских подданных, духовные или светские, сносятся по делам своего исповедания с римским (папским) двором не иначе, как через Министра Внутр. Дел, который уведомляет о том Министерство Иностранных Дел. Никакие бумаги, послания и наставления римского Двора (Папы) не могут быть приведены в действие в империи и в финляндском великом княжестве без Высочайшего разрешения, испрашиваемого Министром Внутр. Дел, после предварительного удостоверения, что эти акты не заключают в себе ничего противного государств. постановлениям и свящ. правам и преимуществам Верховной Самодержавной Власти (Уст. иностр. испов. ст. 3, 8, 9).
- 1.Предмет религиоведения.
- 2. Отличительные особенности теологии и религиоведения
- 5.Понятие религии.Традиции религии.
- 6.Особенности религиозной веры.
- 7.Религиозное сознание
- 8.Религиозный культ.
- 9.Религиозные организации.Типология.
- 10.Основные подходы к проблеме происхождения религии.
- 11.Родоплеменные религии.
- 12.Тотемизм.
- 16.Понятие и виды религиозного опыта
- 17.Понятие национально-государственной религии и ее особенности.
- 18.Религия Древнего Египта.
- 19.Религия Древней Месопотамии.
- 20.Религя Древней Греции.Мифология.
- 21.Религия Древнего Рима.
- 22.Индуизм:основы вероучения,основные направления.
- 23.Иудаизм:возниконовение и основы вероучения
- 24.Даосизм
- 25.Конфуцианство.
- 26.Буддизм,как мировая религия:основы вероучения.
- 27.Региональные формы буддизма:чань-буддизм и ламаизм.
- 28.Христианство как мировая религия.Христианские источники о происхождении Иисуса Христа.
- 29.Православное вероучение.
- 31.Управление современной русской православой церковью.
- 32.Католицизм как разновидность христианства.Основы вероучения.
- 35.Протестантизм:возникновение и основы вероучения.
- 36.Основные направления протестантизма.
- 37.Ислам как мировая религия. История возникновения.