25.Конфуцианство.
Конфуцианство – этико-политическое и религиозное учение (философия морали, облеченная в религиозную форму). Основы заложены в 6-ом веке до н.э. Конфуцием. Объявило власть правителя священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низких (“благородных людей” и “маленьких людишек”) – всеобщим законом справедливости. Основное содержание учения составляют пять великих добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы и являющихся важнейшими условиями разумного порядка и совместной жизни людей: 1) мудрость; 2) гуманность; 3) верность; 4) почитание страших; 5) мужество. Личность не для себя, а для общества! Конфуций был убежден, что человек по природе своей более склонен к добру, чем ко злу и надеялся на эффективность нравственной проповеди. Со 2-го в. до н.э. по 1913 год являлось официальной государственной идеологией.
Конфуцианство . Этико-политическое и философское учение, а затем одно из главных философско-религиозных течений Китая, наряду с даосизмом и буддизмом.Основные положения конфуцианства были разработаны философом Кун-цзы латинизированное Конфуций) Предшественниками конфуцианцев были выходцы из потомственных чиновничьих семей, которые в случае потери официального поста превращались в бродячих философов и учителей, зарабатывавших на жизнь преподаванием древних книг, ставших затем частью конфуцианского канона (Тринадцатикнижия).Первым этапом становления конфуцианства была деятельность самого Конфуция, который тоже принадлежал к сословию ученых книжников¦. Его учение отличалось своей социально-политической направленностью. Прежде всего, оно призывало к гармонизации общественного строя и к укреплению сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. Целью самосовершенствования является достижение уровня благородного мужа¦ v этот уровень не зависит от социального происхождения, а достигается благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Благородный муж¦ должен прежде всего обладать гуманностью, человечностью,справедливом отношении к окружающим, в верности, наличии чувства долга и искренности. Особое место в учении Конфуция занимает концепция уважения к родителям и к старшим вообще.Немалое значение придается и музыке, как лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующая роль отводится (этикету) правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях. Конфуций выступал за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. Эта идея была выражена Конфуцием в его знаменитом изречении: Правитель должен быть правителем, а подданный подданным; отец отцом, а сын сыном¦. При этом правитель призывался управлять народом не столько на основе законов и наказаний, сколько примером личной добродетели и высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременяя народ тяжёлыми налогами и повинностями.Религиозные представления и народные верования Конфуций считал суеверием.выступал за сохранение существующих обычаев и настаивал на тщательном и скрупулезном выполнении обрядов и церемоний, из которых особо выделял обряд жертвоприношения предкам как важнейший способ выражения к ним почтения. Он считал, что путем точного соблюдения традиций, освященных древностью, можно вернуться к изначальным истокам и таким образом достичь возрождения золотого века и вновь построить общество гармонии и справедливости. После смерти Конфуция его последователи основали восемь самостоятельных школ, из которых наиболее значительными были две: школа, которую возглавил Мэн-цзы (ок. 372-289 гг. до н. э.), и школа, возглавляемая Сюнь-цзы (ок. 313 v 235, или ок. 298 v 238 гг. до н.э.)В 1919 г. во время движения Четвертого мая наряду с общественно-политической борьбой были выдвинуты требования заменить старую конфуцианскую культуру новой, демократической и более передовой. Буржуазные преобразования в Китае нанесли конфуцианской идеологии и традициям сильный удар, но тем не менее конфуцианство продолжало и продолжает играть значительную роль в культурной и общественной жизни страны.
- 1.Предмет религиоведения.
- 2. Отличительные особенности теологии и религиоведения
- 5.Понятие религии.Традиции религии.
- 6.Особенности религиозной веры.
- 7.Религиозное сознание
- 8.Религиозный культ.
- 9.Религиозные организации.Типология.
- 10.Основные подходы к проблеме происхождения религии.
- 11.Родоплеменные религии.
- 12.Тотемизм.
- 16.Понятие и виды религиозного опыта
- 17.Понятие национально-государственной религии и ее особенности.
- 18.Религия Древнего Египта.
- 19.Религия Древней Месопотамии.
- 20.Религя Древней Греции.Мифология.
- 21.Религия Древнего Рима.
- 22.Индуизм:основы вероучения,основные направления.
- 23.Иудаизм:возниконовение и основы вероучения
- 24.Даосизм
- 25.Конфуцианство.
- 26.Буддизм,как мировая религия:основы вероучения.
- 27.Региональные формы буддизма:чань-буддизм и ламаизм.
- 28.Христианство как мировая религия.Христианские источники о происхождении Иисуса Христа.
- 29.Православное вероучение.
- 31.Управление современной русской православой церковью.
- 32.Католицизм как разновидность христианства.Основы вероучения.
- 35.Протестантизм:возникновение и основы вероучения.
- 36.Основные направления протестантизма.
- 37.Ислам как мировая религия. История возникновения.