Ирод Великий и его царствование. Династия Иродов
Ирод Великий был диким, безнравственным тираном. Перестройкой и украшением храма (идумеи незадолго до этого приняли иудаизм), основанием и расширением городов он стремился снискать расположение народа, но недоброжелательное отношение увеличилось, когда им — по римскому образцу были введены игры и построены театр и ристалище в Иерусалиме. Семейная жизнь Ирода была несчастливой. Он имел десять жен, из них царь больше всех любил Мариамну, которую в припадке ревности убил вместе с двумя ее сыновьями.
После смерти Ирода Великого (в 750 г. от основания Рима, т.е. 4 г. до Р.Х.) царство было разделено по его завещанию императором Августом между тремя царскими сыновьями.
Архелай получил власть над Иудеей (вместе с Идумеей и Самарией), и через 9 лет был по жалобам иудеев свергнут Августом и выслан в Галлию (Вьенна, Франция). Пребывание Архелая в Иудее побудило Иосифа вернуться из Египта в галилейский Назарет (Мф 2,22).
Ирод Антипа стал тетрархом (четвертовластником) в Галилее и Перес (Лк 3,1). Он оставил свою первую жену и сошелся с Иродиадой, женой своего сводного брата Ирода Филиппа (Лк 3,19-20), за что его обличал Иоанн Креститель (Мф 14,3-4). Ирода мучила совесть после убийства Предтечи, отчего он считал Христа воскресшим Иоанном (Мф 14,1-2, Мк 6,14-16). Христос называл его "лисицей" (Лк 13,32), и именно к нему на суд послал Пилат Господа (Лк 23,7-12). Этого представителя династии император Калигула выслал в 39 г. н.э. в Галлию.
И, наконец, Ирод Филипп (Лк 3,1) был четвертовластником над Итуреей и Трахонитской областью на северо-востоке Палестины. Он жил у истоков Иордана в городе Панеас, переименованном впоследствии в Кесарию Филиппову.
Еще один сын Ирода Великого — Филипп- был женат на Иродиаде, которая его бросила (Мф 14,3). Отец лишил его наследства, и он пребывал не у дел.
Заметим, что император, утверждая этот раздел, не согласился пожаловать Архелаю царское достоинство, он оставил за ним лишь титул этнарха (правителя или губернатора), а остальные братья получили звание тетрархов (слово первоначально означало правителя четверти провинции; буквально "четвертовластник"). Только Евангелист Марк называет Ирода Антипу царем (Мк 6, 14), что было, по-видимому, принято в просторечии, но не являлось официальным титулом.
Иудейские партии и секты в эпоху Нового Завета.
В Израиле ко времени рождения Иисуса Христа, когда закон изучался, дополнялся и комментировался с особой интенсивностью, возникло множество новых религиозных и политических групп. Названия некоторых из них встречаются в Новом Завете. Существовали и другие группы, не упомянутые в Писании, но оказывавшие существенное влияние на религиозный "климат" Палестины того времени.
Хасиды ("благочестивые")
Это не была организованная группа. Когда греческая культура и религия, враждебная иудаизму, начали неудержимо проникать и в еврейскую среду, естественно возникло консервативное течение хасидов, боровшихся с влиянием эллинизма. Многие из них впоследствии влились в ряды фарисеев и ессеев.
Фарисеи (''отделенные")
Самая многочисленная и строгая религиозная партия или секта. Первое упоминание о фарисеях у Иосифа Флавия относится к середине II в. до Р.Х. и, возможно, это и есть время возникновения фарисейства.
Как видим, фарисеи верили в существование духов и воскресение мертвых (подтверждение тому в Новом Завете — эпизоды суда над аи. Павлом в Синедрионе и у Феликса (Деян 23,6-8; 24,15)). Фарисеи подчеркнуто строго соблюдали внешние установления, как подтвержденные законом, так и множество других заповедей, которые они добавили к закону ("предание старцев'ЧМф 15,29). Мелочность преданий заслонила перед ними основы Божественного Закона. "Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие" (Мф 23,24), — говорил Спаситель. Поэтому первоначальное уважение их народом, о котором читаем у Флавия, сменилось отталкиванием. В Евангелии об этом свидетельствует заключение Нагорной проповеди, когда говорится о том, что слушатели Спасителя ощутили отличие Его слова от слов книжников и фарисеев (Мф 7,28-29). А в первом трактате Талмуда Беракот (Berakoth) ("благословение") сказано, что из семи фарисеев лишь один действует по побуждениям любви. Ревность о законе у них была поражена тягчайшими недугами лицемерия, невероятной гордыни и презрения к "толпе". Следы презрения мы встречаем в описании праздника Кущей, когда фарисеи говорят, что народ сей "невежда в законе, проклят он" (Ин 7,49). Фарисеи держали власть в Синедрионе, т.е. в верховном судилище, верховном религиозном органе правления, власть которого была при римлянах достаточно номинальна. Они очень ревниво относились к своему авторитету. Естественно, поэтому они становились врагами всякого, кто мог снискать любовь и уважение народа. В молодом Пророке из Назарета, Который обличал их лицемерие и столь возвышался над ними величием Своей Личности и силой Своих чудес, они не могли не увидеть соперника. Они были самыми злобными противниками Христа, и Он предвидел, что мытари и блудницы скорее войдут в Царство Божие (Мф 21,31). Среди фарисеев, тем не менее, были последователи Спасителя. Наличие Его последователей среди них лишний раз подчеркивает то, о чем сказал Сам Господь: "Что они говорят, делайте, но по делам их не поступайте" (Мф 23,3). Сама ревность о Законе не является пороком, и некоторые из фарисеев вырвались из этого заколдованного фарисейского круга. Не единичны эпизоды, когда фарисеи приглашали Христа к себе в дома, и Он шел к ним: случай прощения грешницы в доме Симона фарисея (Лк 7,36-50), еще один обед у фарисея (Лк 11,37), исцеление больного водянкой в доме одного из начальников фарисейских (Лк 14,1-6). Может быть, такие приглашения были вызваны тайным желанием познать истину. По словам Евангелиста Иоанна, многие из начальников уверовали во Христа после воскрешения Лазаря (Ин 12,42). У Господа были и друзья среди фарисеев — Никодим, Иосиф Аримафейскнй. В известной степени, возможно, воспринял истину также и знаменитый учитель Гамалпил, который в Синедрионе предостерегает иудеев от того, чтобы им не оказаться богопротивниками (Деян 5,39). Надо полагать, что значительную часть первохристианской Церкви в Иерусалиме составляли бывшие фарисеи ("некоторые из фарисейс.ко ереси уверовавшие" (Деян 15,5). Из фарисеев был и ученик Гамалиила, св. апостол Павел. Ко времени Иисуса Христа фарисеи стали самой крупной иудейской сектой, их насчитывалос около 6 тысяч человек.
Саддукеи
У фарисеев была вражда с другой влиятельной партией в Синедрионе, с саддукеями, уступающими и численности фарисеям. В противоположность фарисеям (являющимся с нашей точки зрения консерватора ми), саддукеев можно назвать либералами. Фарисеи отрицали возможность какого-то сосутпествовани: с языческой властью, резко сторонились ее, а саддукеи были более терпимы и склонны к уступкам властям Возникло это течение одновременно с фарисейством. В противоположность фарисеям, они, по словам Ио сифа Флавия, отвергали "предание старцев" и придерживались только закона Моисеева. Саддукеи особен но подчеркивали свободную волю человека. Из Нового Завета видно, что они отвергали Воскресение мерт вых, существование ангелов и духов (Мф 22,23-33; Деян 23,6-8).
Среди них, в отличие от фарисеев, нам не известно ни одного, кто был бы последователем Господа Ии суса Христа. Фарисеям Господь многократно изрек горе на страницах Евангелия (Мф 23). Блудниц, мыта рей и предателей своего народа, отверженных изгоев, которые взимали дань в пользу поработителей. Господь не обличал так, как Он обличал фарисеев. Но среди них есть последователи Иисуса Христа, а сред!: саддукеев их нет. Фарисеи — враги Христа, потому что завидовали Ему, и из этой зависти возникала ненависть; завидовали потому, что претендовали на статус учителей и предводителей народа. Они вели себя очень важно и горделиво, презирая народ, предводить которым намеревались. Саддукеи по другой причине не принимали Христа. Они были готовы смириться с любой властью, и с римской в том числе, поэтому, опираясь на свое либеральное отношение к поработителям, они были влиятельны в Синедрионе. Фарисеи и саддукеи сошлись в ненависти ко Христу.
Ессеи
О есееях из Евангелия нам ничего не известно, но они тем не менее существовали в новозаветное время. Община ессев сохранила древнейшие из дошедших до нас библейские тексты, так называемые кумран-ские рукописи, которые по счастливому стечению обстоятельств были найдены в районе Мертвого моря после второй мировой войны (см. подробнее об этом [Брюссель, 2344-2349]). Это немногочисленная (около 4 тысяч человек), но влиятельная секта. Я упоминаю о ней потому, что было весьма распространено мнение о том, что секта ессеев являлась колыбелью христнанстваи и что Иоанн Предтеча вышел именно из этой ес-сейской общины. Их главный центр — Кумран — как раз располагался в районе реки Иордан, в двух часах ходьбы от нее.
У Плиния Старшего (23 — 79 гг.)2, в его знаменитой "Естественной истории", есть текст, где восторженно упоминаются ессеи, живущие "на запад от Мертвого моря" . Более подробно писал о них Иосиф Флавий, а также некоторые христианские авторы (Климент Александрийский (II-III вв), Ипполит Римский (III в.), Евсевий Кесарийский (IV в.) и др.). Первым исследователям рукописей Мертвого моря казалось, что само христианство родилось в ессейской среде, т.к. из совокупости данных внешних свидетельств и самих кумранских текстов действительно можно заметить сходство порядков в ранней Церкви и у ессеев. Однако, проходило время, и дальнейшие открытия, а также более тщательный анализ документов Кумрана показали, что ессейская идеология была диаметрально противоположна Евангелию.
Во-первых, поражает крайняя нетерпимость и отталкивающая сектантская гордыня по отношению ко всем "сынам тьмы", т.е. к любым людям, не принадлежащим общине. Более подробно обоснование того, что, невзирая на некоторый параллелизм евангельского учения и учения кумранитов, очевидна и принципиальная новизна христианства, объяснимая только личностью Иисуса Христа, содержится в обзоре "Кумранская община и христианство" (Мир Библии, № 1, с. 65-74). Примечательно, что в Новом Завете упоминаются все иудейские секты того времени, кроме ессеев. Существует гипотеза о том, что это можно объяснить обращением большинства кумранитов ко Христу.
Иродиане
Другая группировка — это иродиане. Вероятно, это последователи династии Иродов. Как предполагают, иродиане считали, что именно из представителей династии Иродов выйдет ожидаемый Мессия, и ратовали за расширение популярности этой династии. По этой причине выдвижение Иисуса Христа привело к вражде против Господа; они видели в Нем конкурента их династическим чаяниям, и, когда был поднят вопрос о предании Его властям, иродиане соединились с фарисеями (Мф 22,15-16).
Книжники
В Евангелии упоминаются также книжники. Книжники и фарисеи осуждены Христом: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры'" (Мф 23,13). Книжники и фарисеи — это разные категории людей. Все книжники, как правило, были фарисеями, но не наоборот. Книжники — это особая каста знатоков Закона, ученых, которые, как и фарисеи, с внешней стороны старались соблюдать Закон. Они являлись учеными в том смысле, что хранили предание, заучивали Писание, и обучали ему, были экспертами Закона. Ирод их вызвал, когда потребовалось выяснить, где должен родиться Христос. Они ответили, что в Вифлееме Иудейском, как написано у пророков (Мф 2,4).
Книжники, благодаря постоянному изучению предания и Писания, являлись его устными хранителями. Книжники были также и судьями, они входили в Синедрион — высший иудейский религиозный совет. Замечу, что Синедрион образовался после плена как продолжение совета семидесяти, избранного Моисеем (Исх 24,1; Числ 11,16). Римляне не отрицали местные законы, если они не входили в противоречие с римским правом, и частично Синедрион обладал независимостью в суждении, по крайней мере касательно религиозного порядка.
Зилоты
Один из двенадцати апостолов назван Симоном Зилотом (Лк 6,15), или Кананитом (Мф 10,4). По всей вероятности, этот Симон придерживался раньше движения зилотов, которые отличались национализмом. Они отказывались платить римлянам подать и готовились к освободительной войне. Организованное ими Иудейское восстание привело к разрушению римлянами Иерусалима (70 г. н. э.).
- Четвероевангелие Экзаменационные вопросы
- Ирод Великий и его царствование. Династия Иродов
- 2. Евангелист Матфей.
- Личность Евангелиста Матфея
- История создания Евангелия по мнению древней церковной традиции
- Личность Евангелиста Марка
- История создания Евангелия по мнению древней церковной традиции
- 4. Евангелие от Луки
- 5. Евангелие от Иоанна.
- История создания Евангелия по мнению древней церковной традиции
- 7. Начало евангельской истории: Благовещение Божией Матери (Луки 1:26-38)
- Благовестие Захарии (Луки 1:1-25)
- Благовестие Иосифу (Матф. 1:18-25)
- Поклонение Волхвов (Матфея 2:1- 12)
- Отрочество Господа Иисуса Христа (Луки 2:40-52)
- 8. Родословия Иисуса Христа.
- Свидетельство Св. Предания о происхождении Божией Матери
- Тропарь праздника
- Введение во храм Пресвятой Девы Марии
- 9. Хронологические рамки евангельской истории:
- Евангельская хронология
- 10. Проповеди Иоанна Крестителя, его свидетельства об Иисусе Христе.
- 11. Крещение господа иисуса христа
- 12. Основные вехи общественного служения Иисуса Христа, периодизация.
- 13. Искушение и.Х. В пустыне. Смысл и значение.
- 14. Начальный период служения в Иудее и Галилее ( Ин. 2-3). Кана Галилейская.
- 15. Беседа с Никодимом. (Иоан. 3:1-21)
- 16. Беседа с Самарянкой. (Матф. 4:12; Марк. 1:14; Лук. 4:14; Иоан. 4:1-42)
- 17. Начало Галилейского периода после удаления из Иудеи.
- 18. Первая встреча с будущими учениками.
- 19. Нагорная проповедь. (Матф. 5, 6 и 7 главы; Луки 6:12-49)
- 20. Нагорная проповедь. И.Х. И Закон. Закон любви.
- 21. Нагорная проповедь. О милостыне, молитве и посте.
- 22. Нагорная проповедь. Об отношениях с миром.
- 23. Нагорная проповедь. О неосуждении ближних. Золотое правило. Два пути.
- 24. Чудеса и.Х., их смысл и значение.
- 25. Исцеление одержимых и изгнание бесов.
- 26. Чудеса и вера: чудеса, совершенные Спасителем по чувству милосердия и любви.
- 27. Чудеса и Царство Божие; чудеса, совершенные Спасителем по чувству милосердия и любви.
- 28. Иисус Христос и Иоанн Предтеча. Свидетельства Господа об Иоанне. Казнь Предтечи.
- 29. События второй Пасхи общественного служения. Учение Господа о Своем равенстве Отцу и о воскресении и суде.
- 30. Чудо насыщения многих тысяч. Беседа о хлебе Небесном.
- 31.Учение Господа о Царстве Небесном в притчах. Притча о сеятеле (Матф. 13:1-23; Марка 4:1-20; Луки 8:4-15)
- 32. Хождение в языческие области. Воспитание учеников. Исповедание Петра у Кесарии Филипповой.
- 33. Преображение Господне.