logo search
Новый Завет-1

Ирод Великий и его царствование. Династия Иродов

Ирод Великий был диким, безнравственным тираном. Перестройкой и украшением храма (идумеи не­задолго до этого приняли иудаизм), основанием и расширением городов он стремился снискать расположе­ние народа, но недоброжелательное отношение увеличилось, когда им — по римскому образцу были введены игры и построены театр и ристалище в Иерусалиме. Семейная жизнь Ирода была несчастливой. Он имел десять жен, из них царь больше всех любил Мариамну, которую в припадке ревности убил вместе с двумя ее сыновьями.

После смерти Ирода Великого (в 750 г. от основания Рима, т.е. 4 г. до Р.Х.) царство было разделено по его завещанию императором Августом между тремя царскими сыновьями.

Архелай получил власть над Иудеей (вместе с Идумеей и Самарией), и через 9 лет был по жалобам иудеев свергнут Августом и выслан в Галлию (Вьенна, Франция). Пребывание Архелая в Иудее побудило Иосифа вернуться из Египта в гали­лейский Назарет (Мф 2,22).

Ирод Антипа стал тетрархом (четвертовластником) в Галилее и Перес (Лк 3,1). Он оставил свою первую жену и сошелся с Иродиадой, женой своего сводного брата Ирода Фи­липпа (Лк 3,19-20), за что его обличал Иоанн Креститель (Мф 14,3-4). Ирода мучила совесть после убий­ства Предтечи, отчего он считал Христа воскресшим Иоанном (Мф 14,1-2, Мк 6,14-16). Христос называл его "лисицей" (Лк 13,32), и именно к нему на суд послал Пилат Господа (Лк 23,7-12). Этого представителя династии император Калигула выслал в 39 г. н.э. в Галлию.

И, наконец, Ирод Филипп (Лк 3,1) был чет­вертовластником над Итуреей и Трахонитской областью на северо-востоке Палестины. Он жил у истоков Иордана в городе Панеас, переименованном впоследствии в Кесарию Филиппову.

Еще один сын Ирода Ве­ликого — Филипп- был женат на Иродиаде, которая его бросила (Мф 14,3). Отец лишил его наследства, и он пребывал не у дел.

Заметим, что император, утверждая этот раздел, не согласился пожаловать Архелаю царское достоин­ство, он оставил за ним лишь титул этнарха (правителя или губернатора), а остальные братья получили звание тетрархов (слово первоначально означало правителя четверти провинции; буквально "четвертовластник"). Только Евангелист Марк называет Ирода Антипу царем (Мк 6, 14), что было, по-видимому, принято в просторечии, но не являлось официальным титулом.

Иудейские партии и секты в эпоху Нового Завета.

В Израиле ко времени рождения Иисуса Христа, когда закон изучался, дополнялся и комментировался с особой интенсивностью, возникло множество новых религиозных и политических групп. Названия неко­торых из них встречаются в Новом Завете. Существовали и другие группы, не упомянутые в Писании, но оказывавшие существенное влияние на религиозный "климат" Палестины того времени.

Хасиды ("благочестивые")

Это не была организованная группа. Когда греческая культура и религия, враждебная иудаизму, на­чали неудержимо проникать и в еврейскую среду, естественно возникло консервативное течение хасидов, боровшихся с влиянием эллинизма. Многие из них впоследствии влились в ряды фарисеев и ессеев.

Фарисеи (''отделенные")

Самая многочисленная и строгая религиозная партия или секта. Первое упоминание о фарисеях у Иосифа Флавия относится к середине II в. до Р.Х. и, возможно, это и есть время возникновения фа­рисейства.

Как видим, фарисеи верили в существование духов и воскресение мертвых (подтверждение тому в Новом Завете — эпизоды суда над аи. Павлом в Синедрионе и у Феликса (Деян 23,6-8; 24,15)). Фари­сеи подчеркнуто строго соблюдали внешние установления, как подтвержденные законом, так и множество других заповедей, которые они добавили к закону ("предание старцев'ЧМф 15,29). Мелочность преданий заслонила перед ними основы Божественного Закона. "Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие" (Мф 23,24), — говорил Спаситель. Поэтому первоначальное уважение их народом, о ко­тором читаем у Флавия, сменилось отталкиванием. В Евангелии об этом свидетельствует заключение На­горной проповеди, когда говорится о том, что слушатели Спасителя ощутили отличие Его слова от слов книжников и фарисеев (Мф 7,28-29). А в первом трактате Талмуда Беракот (Berakoth) ("благосло­вение") сказано, что из семи фарисеев лишь один действует по побуждениям любви. Ревность о законе у них была поражена тягчайшими недугами лицемерия, невероятной гордыни и пре­зрения к "толпе". Следы презрения мы встречаем в описании праздника Кущей, когда фарисеи говорят, что народ сей "невежда в законе, проклят он" (Ин 7,49). Фарисеи держали власть в Синедрионе, т.е. в верховном судилище, верховном религиозном органе правления, власть которого была при римлянах достаточно номинальна. Они очень ревниво относились к своему авторитету. Естественно, поэтому они становились врагами всякого, кто мог снискать любовь и уважение народа. В молодом Пророке из Наза­рета, Который обличал их лицемерие и столь возвышался над ними величием Своей Личности и силой Своих чудес, они не могли не увидеть соперника. Они были самыми злобными противниками Христа, и Он предвидел, что мытари и блудницы скорее войдут в Царство Божие (Мф 21,31). Среди фарисеев, тем не менее, были последователи Спасителя. Наличие Его последователей среди них лишний раз подчерки­вает то, о чем сказал Сам Господь: "Что они говорят, делайте, но по делам их не поступайте" (Мф 23,3). Сама ревность о Законе не является пороком, и некоторые из фарисеев вырвались из этого закол­дованного фарисейского круга. Не единичны эпизоды, когда фарисеи приглашали Христа к себе в дома, и Он шел к ним: случай прощения грешницы в доме Симона фарисея (Лк 7,36-50), еще один обед у фа­рисея (Лк 11,37), исцеление больного водянкой в доме одного из начальников фарисейских (Лк 14,1-6). Может быть, такие приглашения были вызваны тайным желанием познать истину. По словам Евангели­ста Иоанна, многие из начальников уверовали во Христа после воскрешения Лазаря (Ин 12,42). У Гос­пода были и друзья среди фарисеев — Никодим, Иосиф Аримафейскнй. В известной степени, возможно, воспринял истину также и знаменитый учитель Гамалпил, который в Синедрионе предостерегает иудеев от того, чтобы им не оказаться богопротивниками (Деян 5,39). Надо полагать, что значительную часть первохристианской Церкви в Иерусалиме составляли бывшие фарисеи ("некоторые из фарисейс.ко ереси уверовавшие" (Деян 15,5). Из фарисеев был и ученик Гамалиила, св. апостол Павел. Ко времени Иисуса Христа фарисеи стали самой крупной иудейской сектой, их насчитывалос около 6 тысяч человек.

Саддукеи

У фарисеев была вражда с другой влиятельной партией в Синедрионе, с саддукеями, уступающими и численности фарисеям. В противоположность фарисеям (являющимся с нашей точки зрения консерватора ми), саддукеев можно назвать либералами. Фарисеи отрицали возможность какого-то сосутпествовани: с языческой властью, резко сторонились ее, а саддукеи были более терпимы и склонны к уступкам властям Возникло это течение одновременно с фарисейством. В противоположность фарисеям, они, по словам Ио сифа Флавия, отвергали "предание старцев" и придерживались только закона Моисеева. Саддукеи особен но подчеркивали свободную волю человека. Из Нового Завета видно, что они отвергали Воскресение мерт вых, существование ангелов и духов (Мф 22,23-33; Деян 23,6-8).

Среди них, в отличие от фарисеев, нам не известно ни одного, кто был бы последователем Господа Ии суса Христа. Фарисеям Господь многократно изрек горе на страницах Евангелия (Мф 23). Блудниц, мыта рей и предателей своего народа, отверженных изгоев, которые взимали дань в пользу поработителей. Гос­подь не обличал так, как Он обличал фарисеев. Но среди них есть последователи Иисуса Христа, а сред!: саддукеев их нет. Фарисеи — враги Христа, потому что завидовали Ему, и из этой зависти возникала нена­висть; завидовали потому, что претендовали на статус учителей и предводителей народа. Они вели себя очень важно и горделиво, презирая народ, предводить которым намеревались. Саддукеи по другой причине не принимали Христа. Они были готовы смириться с любой властью, и с римской в том числе, поэтому, опираясь на свое либеральное отношение к поработителям, они были влиятельны в Синедрионе. Фарисеи и саддукеи сошлись в ненависти ко Христу.

Ессеи

О есееях из Евангелия нам ничего не известно, но они тем не менее существовали в новозаветное вре­мя. Община ессев сохранила древнейшие из дошедших до нас библейские тексты, так называемые кумран-ские рукописи, которые по счастливому стечению обстоятельств были найдены в районе Мертвого моря по­сле второй мировой войны (см. подробнее об этом [Брюссель, 2344-2349]). Это немногочисленная (около 4 тысяч человек), но влиятельная секта. Я упоминаю о ней потому, что было весьма распространено мнение о том, что секта ессеев являлась колыбелью христнанстваи и что Иоанн Предтеча вышел именно из этой ес-сейской общины. Их главный центр — Кумран — как раз располагался в районе реки Иордан, в двух ча­сах ходьбы от нее.

У Плиния Старшего (23 — 79 гг.)2, в его знаменитой "Естественной истории", есть текст, где востор­женно упоминаются ессеи, живущие "на запад от Мертвого моря" . Более подробно писал о них Иосиф Флавий, а также некоторые христианские авторы (Климент Александрийский (II-III вв), Ипполит Римский (III в.), Евсевий Кесарийский (IV в.) и др.). Первым исследователям рукописей Мертвого моря казалось, что само христианство родилось в ессейской среде, т.к. из совокупости данных внешних свидетельств и самих кумранских текстов действительно можно заметить сходство порядков в ранней Церкви и у ессеев. Однако, проходило время, и дальнейшие открытия, а также более тщательный анализ документов Кумрана показа­ли, что ессейская идеология была диаметрально противоположна Евангелию.

Во-первых, поражает крайняя нетерпимость и отталкивающая сектантская гордыня по отношению ко всем "сынам тьмы", т.е. к любым людям, не принадлежащим общине. Более подробно обоснование того, что, невзирая на некоторый параллелизм евангельского учения и учения кумранитов, очевидна и принципи­альная новизна христианства, объяснимая только личностью Иисуса Христа, содержится в обзоре "Кумранская община и христианство" (Мир Библии, № 1, с. 65-74). Примечательно, что в Новом Завете упоминаются все иудейские секты того времени, кроме ессеев. Существует гипотеза о том, что это можно объяснить обращением большинства кумранитов ко Христу.

Иродиане

Другая группировка — это иродиане. Вероятно, это последователи династии Иродов. Как предполага­ют, иродиане считали, что именно из представителей династии Иродов выйдет ожидаемый Мессия, и рато­вали за расширение популярности этой династии. По этой причине выдвижение Иисуса Христа привело к вражде против Господа; они видели в Нем конкурента их династическим чаяниям, и, когда был поднят вопрос о предании Его властям, иродиане соединились с фарисеями (Мф 22,15-16).

Книжники

В Евангелии упоминаются также книжники. Книжники и фарисеи осуждены Христом: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры'" (Мф 23,13). Книжники и фарисеи — это разные категории людей. Все книжники, как правило, были фарисеями, но не наоборот. Книжники — это особая каста знатоков Закона, ученых, которые, как и фарисеи, с внешней стороны старались соблюдать Закон. Они являлись учеными в том смысле, что хранили предание, заучивали Писание, и обучали ему, были экспертами Закона. Ирод их вызвал, когда потребовалось выяснить, где должен родиться Христос. Они ответили, что в Вифлееме Иудейском, как написано у пророков (Мф 2,4).

Книжники, благодаря постоянному изучению предания и Писания, являлись его устными хранителями. Книжники были также и судьями, они входили в Синедрион — высший иудейский религиозный совет. За­мечу, что Синедрион образовался после плена как продолжение совета семидесяти, избранного Моисеем (Исх 24,1; Числ 11,16). Римляне не отрицали местные законы, если они не входили в противоречие с рим­ским правом, и частично Синедрион обладал независимостью в суждении, по крайней мере касательно ре­лигиозного порядка.

Зилоты

Один из двенадцати апостолов назван Симоном Зилотом (Лк 6,15), или Кананитом (Мф 10,4). По всей вероятности, этот Симон придерживался раньше движения зилотов, которые отличались национализ­мом. Они отказывались платить римлянам подать и готовились к освободительной войне. Организованное ими Иудейское восстание привело к разрушению римлянами Иерусалима (70 г. н. э.).