logo search
Новый Завет-1

11. Крещение господа иисуса христа

(Матф. 3:13-17; Марк. 1:9-11; Лук. 3:21-22; Иоан. 1:32-34)

О крещении Господа Иисуса Христа повествуют все четыре Евангелиста. Подробнее всех изображает это событие св. Матфей.

“Тогда приходит Иисус от Галилеи” — св. Марк дополняет, что именно из Назарета Галилейского. Это было, по-видимому, в тот же 15-й год правления Тиверия Кесаря, когда по Св. Луке Иисусу исполнилось 30 лет — возраст, требуемый от учителя веры. По св. Матфею, Иоанн отказывался крестить Иисуса, говоря: “Аз требую Тобою креститися”, а по Евангелию от Иоанна, Креститель не знал Иисуса до крещения (Иоан.1:33), пока не увидел Духа Божия, сходящего на Него в виде голубя. Противоречия здесь видеть нельзя. Иоанн не знал Иисуса до крещения, как Мессию, но, когда Иисус пришел к нему просить крещения, он, как пророк, проникавший в сердца людей, сразу почувствовал Его святость и безгрешность и Его бесконечное превосходство над собою, почему не мог не воскликнуть: “Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?” Когда же он увидел Духа Божия, сходящего на Иисуса, тогда уже окончательно удостоверился, что перед ним Мессия-Христос.

“Тако подобает нам исполнити всяку правду” — это значит, что Господь Иисус Христос, как Человек и родоначальник нового возрожденного Им человечества, должен был собственным примером показать людям необходимость соблюдения всех Божественных установлений. Но крестившись, “Иисус взыде абие от воды”, потому что, как безгрешному, Ему не было надобности исповедовать свои грехи, как делали это все остальные крещающиеся, стоя при этом в воде. Св. Лука передает, что “Иисус, крестившись, молился” несомненно о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.

“И се отверзошася Ему небеса”, т.е. отверзлись над Ним, ради Него, “и виде Духа Божия, сходяща, яко голубя и грядуща на Него”. Так как по-гречески, “на Него” выражено местоимением 3-го лица, а не возвратным, то тут нужно понимать, что “виде” Духа Божия Иоанн, хотя, конечно, видел его и Сам Крещаемый, и народ, бывший при этом, ибо цель этого чуда — явить людям Сына Божия в пребывавшем дотоле в неизвестности Иисусе, почему Церковь и поет в день праздника Крещения Господня, называемого также Богоявлением: “явился еси днесь вселенней” (Кондак). По словам Иоанна, Дух Божий не только сошел на Иисуса, но и “пребысть на Нем” (Иоан.1:32-33).

Голос Бога Отца: “Сей есть”, по Матфею, или “Ты еси”, по Марку и Луке “Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих” был указанием Иоанну и присутствовавшему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как Сына Божия, в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца, и вместе с тем как бы ответом Отца Небесного Своему Божественному Сыну на Его молитву о благословении на великий подвиг служения для спасения человечества.

Крещение Господне наша св. Церковь празднует издревле 6 января, именуя этот праздник также Богоявлением, ибо в событии этом явила Себя людям вся Св. Троица: Бог Отец голосом с неба, Бог Сын крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святый снизшествием в виде голубя.

Кассиан. Запечатлевая крещением покаяние, Иоанн был Предтечею Мессии на путях Ветхого Завета. Правда, которую исполнял Христос, принимая крещение Иоанново, была правда Ветхого Завета. Обетованный Мессия являл связь утверждаемого Им Нового Завета с Ветхим Заветом. Принимая крещение покаяния, Он выражал Свое единение с народом, грехи которого Он брал на Себя. Но крещение Господне имело и другое – более существенное значение. В крещении Господнем слвершилось явление Триединого Бога% Крещение Сына, глас Отца, Сошествие Духа (Мф. 3%16-17; Мк.1:9-11; Лк.3:21-22). Покаянным смыслом Крещения значение Богоявления оттеняется с особой силою. Это значение – объективное. По Мф. и Мк., сошествие Духа наблюдал Господь*; только из четвертого Евангелия мы узнаем, что Духа в образе голубя видел и Иоанн (Ин. 1:32-33). Значение имел не тот факт, кому открылось присутствие Духа в телесном виде голубя, а Богоявление, как таковое. Богоявлением в Крещении отмечается начало общественного служения Христова. Служение Христово есть Богоявление. Этим определяется место Крещения Господня и Иоанна как Крестителя в евангельской истории.