17. Начало Галилейского периода после удаления из Иудеи.
ПРИБЫТИЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В ГАЛИЛЕЮ И НАЧАЛО ЕГО ПРОПОВЕДИ
(Матф. 4:13-17; Марк. 1:15; Лук. 4:14-15; Иоанна 4:43-45)
О приходе Господа в Галилею и начале Его проповеди там говорят все четыре Евангелиста. Придя в Галилею, Он оставил Свой отечественный город Назарет, свидетельствуя, что пророк не имеет чести в своем отечестве, и поселился в Капернауме приморском, находившемся на территории колен Завулонова и Неффалимова, в чем св. Матфей видит исполнение древнего пророчества Исаина 9:1-2. Галилеяне хорошо приняли Его, ибо и они ходили на праздник в Иерусалим и видели все, что Иисус там сделал. Скоро молва о Нем разнеслась по всей стране, и Он всюду учил в синагогах их, начав Свою проповедь словами: “Покайтеся, приближися бо Царство Небесное!”
Замечательно, что это были те же самые слова, которыми начал свою проповедь и Иоанн Креститель. Новое Царствие, новые порядки, какие пришел водворять в людях Господь Иисус Христос, так отличны от прежней их греховной жизни, что людям действительно было необходимо оставить все прежнее и как бы снова родиться через покаяние, т.е. через полное внутреннее изменение. Покаяние и есть такая полная перемена мыслей, чувств и желаний.
С тех пор как Господь возвратился из Иудеи в Галилею, Галилея стала обыкновенным местом Его действий. Это была страна, небольшая по территории, но очень многолюдная по населению, в состав которой входили не только иудеи, но и финикияне, и аравийцы и даже египтяне. Отличное плодородие этой страны всегда привлекало в нее многочисленных переселенцев, которые составили один народ с местным населением. Господствующая вера была иудейская, хотя много было в ней и язычников, почему она и называлась “Галилеей язык”. Все это было причиной, с одной стороны, большого религиозного невежества галилеян, с другой стороны, и большей их свободы от религиозных предрассудков иудеев, в частности, относительно лица Мессии. Ученики Спасителя все были из Галилеи, а другим Его последователям легко было повсюду ходить за Ним по этой необширной плодородной стране. Этими соображениями и молено объяснить причины, почему Господь избрал Галилею преимущественным местом Своего служения. И мы видим, Что галилеяне действительно оказались более восприимчивыми к Его проповеди, нежели гордые иудеи.
ИСЦЕЛЕНИЕ В КАНЕ СЫНА ЦАРЕДВОРЦА
(Иоан. 4:46-54)
По дороге в Капернаум, Господь зашел в Кану, где совершил Свое первое чудо претворения воды в вино. Узнав об этом, один из жителей Капернаума, бывший царедворцем Ирода, поспешил в Кану, чтобы просить Иисуса придти в Капернаум и исцелить его сына, находившегося при смерти. “Рече Иисус к нему: аще знамений и чудес не видите, не имате веровати”. Веру, основанную на созерцании чудес, Господь ставил ниже веры, основанной на понимании чистоты и высоты Его Божественного учения. Вера, порожденная чудесами, требует для своего поддержания все новых и новых чудес, так как прежние делаются привычными и перестают быть удивительными. Вместе с тем, человек признавший лишь то учение, которое сопровождается чудесами, может легко впасть в заблуждение, приняв за истину ложь, ибо чудеса могут быть и мнимыми и сатанинскими. Поэтому Слово Божие предупреждает нас с осторожностью относиться к чудесам (Втор. 13:1-5) неразборчивости галилеян в этом отношении и говорит с некоторой скорбью Господь. На этот упрек царедворец отвечает с настойчивостью, показывающей усиление его веры. Иисус, однако, не идет, а исцеляет сына его заочно, говоря: “Иди, сын твой жив есть”. В это самое время горячка оставила его сына, и слуги царедворца, пораженные чудом мгновенного исцеления умирающего, поспешили к своему господину, чтобы сообщить ему эту радостную весть. Отец, поверивший слову Господа, но все же думавший, что исцеление шло постепенно, спросил, в котором часу стало больному легче, и узнал, что это был тот самый час, в который Иисус сказал ему: “сын твой здоров”. “И уверова сам и весь дом его”. Может быть, это и был Хуза, жена которого Иоанна следовала потом за Господом, служа Ему. Это было второе чудо Господа в Галилее.
Заключение Иоанна в темницу.
(Матф. 14:3-5; Марк. 6:17-20; Лук. 3:19-20)
Вскоре после этого Иоанн был схвачен и заключен в темницу за то, что обличал незаконное сожительство царя Ирода Антипы с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. Об этом повествуют нам только первые три Евангелиста. Ирод Антипа, сын Ирода Великого, совершившего избиение Вифлеемских младенцев, управлял Галилеей и Переей. Будучи женат на дочери аравийского царя Ареты, он вступил в любовную связь с Иродиадой, недовольной своим браком с Филиппом, которая открыто перешла жить в его дворец, удалив оттуда законную жену Ирода. Оскорбленный за свою дочь Арета начал войну против Ирода. Ирод сам должен был отправиться в крепость Махеру к востоку от Мертвого моря, где принял начальствование над войсками. Там он услышал об Иоанне, как о пророке, привлекающем к себе множество народа, и, рассчитывая найти в нем поддержку для себя, послал за ним. Но вместо поддержки он услышал от Иоанна неприятное для себя обличение: “не подобает тебе иметь жену Филиппа, брата твоего”. Эти слова в особенности раздражили против него Иродиаду, которая употребляла все свое влияние, чтобы побудить Ирода убить Иоанна. Но Ирод, опасаясь народа, не решился умертвить Иоанна, а только заключил его в крепость Махеру. По свидетельству Евангелиста Марка, Ирод даже уважал Иоанна, как мужа праведного и святого, многое делал, слушаясь его. Видимо, как все слабохарактерные люди, он входил в сделки со своей совестью, надеясь некоторыми добрыми делами, предпринимаемыми по совету Иоанна, загладить свой главный грех, против которого особенно вооружался Иоанн. Он даже с удовольствием слушал Иоанна, но от греха своего не отставал, и в конце концов, в угоду злой Иродиаде, лишил его свободы. Так окончилось служение Иоанна, последнего из ветхозаветных пророков.
Первые чудеса исцеления.
- Четвероевангелие Экзаменационные вопросы
- Ирод Великий и его царствование. Династия Иродов
- 2. Евангелист Матфей.
- Личность Евангелиста Матфея
- История создания Евангелия по мнению древней церковной традиции
- Личность Евангелиста Марка
- История создания Евангелия по мнению древней церковной традиции
- 4. Евангелие от Луки
- 5. Евангелие от Иоанна.
- История создания Евангелия по мнению древней церковной традиции
- 7. Начало евангельской истории: Благовещение Божией Матери (Луки 1:26-38)
- Благовестие Захарии (Луки 1:1-25)
- Благовестие Иосифу (Матф. 1:18-25)
- Поклонение Волхвов (Матфея 2:1- 12)
- Отрочество Господа Иисуса Христа (Луки 2:40-52)
- 8. Родословия Иисуса Христа.
- Свидетельство Св. Предания о происхождении Божией Матери
- Тропарь праздника
- Введение во храм Пресвятой Девы Марии
- 9. Хронологические рамки евангельской истории:
- Евангельская хронология
- 10. Проповеди Иоанна Крестителя, его свидетельства об Иисусе Христе.
- 11. Крещение господа иисуса христа
- 12. Основные вехи общественного служения Иисуса Христа, периодизация.
- 13. Искушение и.Х. В пустыне. Смысл и значение.
- 14. Начальный период служения в Иудее и Галилее ( Ин. 2-3). Кана Галилейская.
- 15. Беседа с Никодимом. (Иоан. 3:1-21)
- 16. Беседа с Самарянкой. (Матф. 4:12; Марк. 1:14; Лук. 4:14; Иоан. 4:1-42)
- 17. Начало Галилейского периода после удаления из Иудеи.
- 18. Первая встреча с будущими учениками.
- 19. Нагорная проповедь. (Матф. 5, 6 и 7 главы; Луки 6:12-49)
- 20. Нагорная проповедь. И.Х. И Закон. Закон любви.
- 21. Нагорная проповедь. О милостыне, молитве и посте.
- 22. Нагорная проповедь. Об отношениях с миром.
- 23. Нагорная проповедь. О неосуждении ближних. Золотое правило. Два пути.
- 24. Чудеса и.Х., их смысл и значение.
- 25. Исцеление одержимых и изгнание бесов.
- 26. Чудеса и вера: чудеса, совершенные Спасителем по чувству милосердия и любви.
- 27. Чудеса и Царство Божие; чудеса, совершенные Спасителем по чувству милосердия и любви.
- 28. Иисус Христос и Иоанн Предтеча. Свидетельства Господа об Иоанне. Казнь Предтечи.
- 29. События второй Пасхи общественного служения. Учение Господа о Своем равенстве Отцу и о воскресении и суде.
- 30. Чудо насыщения многих тысяч. Беседа о хлебе Небесном.
- 31.Учение Господа о Царстве Небесном в притчах. Притча о сеятеле (Матф. 13:1-23; Марка 4:1-20; Луки 8:4-15)
- 32. Хождение в языческие области. Воспитание учеников. Исповедание Петра у Кесарии Филипповой.
- 33. Преображение Господне.