Вопрос 20. Иконоборчество и иконопочитание в Византии
Истоки иконопочитания у православных христиан восходят к первым векам нашей эры. Археологи находят изображения в христианских катакомбах, относящиеся еще к апостольскому времени. Появление икон в нашем понимании следует отнести к IV – V вв., когда их почитание «вошло во всеобщее употребление в Христианской Церкви». Согласно православному учению, почитая священные изображения, мы воздаем честь не им самим, а лицам, изображенным на них.
Причины появления иконоборчества: 1) влияние ислама и иудаизма; 2) забота императоров о процветании Византийской империи; 3) суеверия в отношении к вещественным святыням и т.д. Однако «самой главной причиной сему было ошибочное понимание в иконоборцах истинной религиозности. Там, где действовала потребность религиозная, подозревали гнездо суеверия и, под предлогом его уничтожения, подавляли существенные проявления истинной веры».
В 726 г. императором был издан эдикт против почитания икон. Однако на защиту иконопочитания стали патриарх Константинопольский Герман, а также прп. Иоанн Дамаскин, доказывавший, что запрет Декалога на изображения лишен для Церкви актуальности в связи с фактом боговоплощения. На Западе ревнителем иконопочитания являлся папа Григорий II, написавший Льву Исавру в защиту икон письмо.
В 733 г. отказавшийся выполнять императорский эдикт 730 г. о вынесении из храмов всех икон патриарх Герман был низложен.
Желая покончить с иконопочитанием как ересью, император созвал в 754 г. «Вселенский» собор, на котором присутствовало 338 епископов, но не было, ни одного патриарха. Собор осудил иконопочитание как идолопоклонство и предал анафеме всех его защитников и, в первую очередь, прп. Иоанна Дамаскина.
После собора партия иконоборцев все еще была сильна, многие епископы, отрекшиеся от ереси ради сохранения сана, снова стали открытыми иконоборцами, и с воцарением Льва Армянина (813-820) начались новые гонения. Защитниками православия в данный период выступили константинопольский патриарх Никифор и преп. Феодор Студит, отвергавшие призывы императора примириться с иконоборческой партией. Лев сместил и сослал Никифора, поставив вместо него иконоборца Феодота Касситера. Был созван собор, провозгласивший законность собора 754 г. Однако лишь незначительное число монахов признало его, а большинство, «под руководством Феодора Студита, не хотело знать ни нового патриарха, ни собора, ни его предложений».
Приемник Льва Михаил Косноязычный (820-829) вернул Никифора из ссылки, однако, боясь иконоборческой партии, разрешил лишь домашнее иконопочитание.
С воцарением Феофила (829-842) гонения возобновились с новой силой. Однако Феофил был последним императором-иконоборцем. После его смерти к власти пришла его жена-иконопочитательница Феодора. Патриарха-иконоборец Иоанн Грамматик был низложен, вместо него был поставлен св. Мефодий, который созвал собор, окончательно восстановивший иконопочитание, а 19 февраля 842 г., в первое воскресенье Великого поста состоялся торжественный крестный ход с иконами по улицам города. Этот день и сегодня празднуется Церковью, как день торжества православия, то есть победы над всеми ересями.
Таким образом, иконоборчество, возникнув из оправданного противодействия развившимся суевериям, переросло в настоящую ересь. Покровительствуемые светской властью иконоборцы сделались гонителями и злейшими врагами православных. Однако ни усилия светской власти, ни неистовство самих еретиков не смогли сломить православных, твердо отвергнувших ересь и разбойничьи соборы, пытавшиеся ее навязать.
В результате на VII Вселенском соборе 787 г. иконоборчество было осуждено, и хотя до окончательной победы над ересью было еще далеко (торжество православия, как мы видели наступило более, чем полстолетия спустя – в 842 г. при императрице Феодоре), тем не менее, было четко сформулировано православное учение о почитании вещественной святыни, уходящем корнями в первые века христианства.
- Вопрос 1. Искусство первобытно-общинного строя
- Вопрос 2. Искусство Двуречья
- Вопрос 3. Искусство Древнего Египта. Древнее царство (2800-2300 до н.Э.).
- Вопрос 4. Искусство Древнего Египта. Среднее царство (2300/2100-1800/1600 до н.Э.).
- Вопрос 5. Искусство Древнего Египта. Новое царство (1800/1600-1100 до н.Э.)
- Вопрос 6. Эллинистический период в искусстве Древнего Египта.
- Вопрос 7. Искусство Эгейского моря.
- Вопрос 8. Искусство Древней Греции. Архаика.
- Вопрос 9. Искусство Древней Греции. Классика.
- Вопрос 10. Искусство Древней Греции. Эллинизм
- Вопрос 11. Искусство этрусков.
- Вопрос 12. Искусство Римской республики.
- Вопрос 13. Искусство Римской империи.
- Вопрос 14. Монументальная живопись Древнего Рима.
- Вопрос 15. Основные очаги средневекового искусства.
- Вопрос 16. Художественная культура и искусство средних веков
- Вопрос 17. Основные этапы средневекового искусства Западной Европы и его особенности.
- Вопрос 18.Основные этапы развития Византийского искусства
- Вопрос 19. Ранняя Византия
- Вопрос 20. Иконоборчество и иконопочитание в Византии
- Вопрос 22. Происхождение икон. Иконографические типы.
- Вопрос 23. Искусство эпохи переселения народов
- Вопрос 31. Происхождение иконостаса