logo
Вероучение православного христианства

3.4 Искупление

В результате грехопадения природа человека подверглась порче, ум утратил контроль над волей и чувствами, потерял свои первоначальные способности, так что ему стало трудно познавать Истину. Воля отклонилась от Бога, и зло заполнило нашу природу, так что нам легче согрешать, чем сделать добро. Это состояние называется первородным грехом, порождающим как телесную смерть, так и вечную гибель души, которая после смерти уходит в ад.

Православные верят, что Вечный Бог, Второе Лицо Святой Троицы, как говорит второй член Символа веры, "нас ради человек и нашего ради спасения" от греха, и как его последствия, от смерти телесной и вечной смерти души, сошел с неба в определенный момент истории, а именно 2013 лет назад. Небо понимается в православии как не материальная жизнь бестелесных, жительство Бога и ангелов или мир иной, трансцендентный.

И, приняв плоть от пречистой Девы Марии ("и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. "), становится единой Личностью - Богочеловеком, хотя и существующей в двух природах. Он - искупитель и Глава Церкви.

Произошло это событие в конкретный исторический момент, при Понтии Пилате, когда исполнились древние пророчества о приходе Примирителя (Библия Бытие глава 49,10) Бога и людей, прекратилась древняя вражда между творением и Творцом.

Имя Иисус Он получил после того, как стал человеком. Это имя означает "Сущий, Который пришел спасти" или просто "Спаситель". А слово Христос - не имя, а обозначение Его служения после Воплощения. В переводе оно означает "Помазанник". Помазание было дано Ему как Царю, Пророку и Священнику - в древности, во времена Ветхого Завета, царей, пророков и священников возводили на служение через помазание освященным маслом, потому они и назывались помазанниками.

Иисус называется Единородным, так как только Он один рожден из сущности Бога Отца, в отличие от других детей Божиих (людей и Ангелов), имеющих иную сущность, чем Отец.

Чтобы уничтожить преграду греха, Иисус Христос добровольно берет на Себя грехи всего мира. Невинный Праведник умирает за виновных, берет на Себя их наказание и проклятие с тем, чтобы уверовавший в Него не погиб, но имел Жизнь Вечную. Его Кровь становится выкупом за грехи людей. В Библии много пророчеств об этих событиях, одно их них говорит: "Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились" (пророк Исаия.53,5).

Христос как человек Сам приносит Себя в жертву Богу за наши грехи, и этим священнодействием освящает крестящихся в Него людей, изгоняя грех из сердец, ума, из всей природы человека.

Он исправляет древнее непослушание Адама, став послушным Отцу до смерти, и смерти крестной, позорной, страшной, мучительной. Господь становится новым Адамом, родоначальником искупленного человечества. Как первый человек ввел в мир смерть, так Христос дал вечную жизнь.

Христос не делал вид, что страдает, а действительно терпел страшные муки, чтобы избавить от смерти свое творение. Страдание это касалось только Его человеческой природы (Божественная природа страдать не может).