18.Особенности православного вероучения.
Священные книги. Главной священной книгой православных христиан, как и всех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая в России Священным писанием. Она разделяется на:
- Ветхий завет - древнееврейские тексты, рассматриваемые как богодухновенное изложение предыстории появления Христа;
- Новый завет - собственно христианские священные книги, содержащие жизнеописание Христа и излагающее суть христианского вероучения.
Ветхий завет состоит из 50 книг, Новый завет - из 27. Исторический язык Ветхого завета - древнееврейский, Нового завета - эллинистический греческий.
Непосредственно за Священным писанием по значимости православная церковь ставит Священное предание. В состав Священного предания входят:
- решения первых семи Вселенских соборов;
- решения Поместных соборов автокефальных церквей, признанных общезначимыми;
- так называемая патристика (святоотеческая литература) - сочинения восточных «отцов церкви», установившие чины, каноны и апостольские правила православия.
Авторитет западных «отцов церкви» в православии признается, но не канонизируется; их сочинения в православное Священное предание не включены.
В Русской церкви в богослужении и молитвословии используется церковнославянский текст Библии, установленный и неизменный с 1751г. В мирском обращении и чтении используется русский текст Библии, впервые полностью изданный в 1876 г. Церковнославянский перевод Библии традиционно приписывается святым братьям Кириллу (Константину) и Мефодию (IX век). Русский перевод выполнялся в 1818 -1875 гг. группой ученых иерархов и богословов (так называемый синодальный перевод). В настоящее время он распространен очень широко.
В тексте православной Библии 39 книг Ветхого завета переведены с древнееврейского языка и считаются каноническими; 10 книг переведены с греческого текста III - II веков до н.э. (так называемой Септуагинты, перевода «70 толковников»), одна книга - с латинского перевода IV века (так называемой Вульгаты). Последние 11 книг считаются неканоническими, но включаются в Библию. Имеется ряд неканонических вставок в канонические книги (особые примечания в тексте Библии). Названные особенности - главное отличие православной Библии от католической, в которой все тексты признаются каноническими. Новый завет един для всех христиан без канонических различий.
Православная церковь в отличие от католической не осуждает самостоятельное чтение Библии, полагая это достойным и богоугодным делом. В то же время она считает такое чтение трудным для неподготовленных людей и потому предостерегает их от попыток толкования священных текстов.
Основу православного вероучения составляет Никеоцарьградский символ веры, утвержденный на первых двух Вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 членах (параграфах) этого символа веры сформулированы представления о боге как творце, о его отношении к миру и человеку. Сюда относятся представления о триединстве бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т. п.
Православные церкви уделяют большое внимание не только доказательствам непогрешимости своего вероучения, но и пропаганде его среди верующих. От них требуется знание наизусть символа веры, его хорового исполнения во время литургии. Однако главным средством усвоения верующим всех основных моментов вероучения в православии является культ и вся связанная с ним система богослужения.
В православии основными считаются семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение (евхаристия), священство, брак и телеосвящение (соборование).
Развитая традиция иконопочитания является характерной особенностью православного христианства. Иконопись в православии - не только искусство священных изображений, но и свидетельство потустороннего мира в его образах. Искусство иконописи требует соединения в одном лице художника и богослова. Почитание мощей берет свое начало от раннехристианской традиции собираться на могилах мучеников, погибших во время антихристианских гонений. Впоследствии их мощи нередко береглись в храмовых алтарях. Данная традиция сохранилась в наличии антиминса - покрывала со вшитыми в него частицами мощей, возлагаемого на престол, находящийся в алтаре православного храма.
Сами мощи обычно находятся в раке - металлическом ларце, помещаемом в храме.
Храмовое богослужение в православии имеет суточный цикл, включающий в себя утреню, обедню (литургию), часы, вечерню, полуночницу и повечерье. Оно состоит из молитвенных песнопений, посвященных церковным праздникам (стихир) и прославлению подвига святого (икосов, кондаков), составляющих особые молитвословия (акафисты); молитвенных прошений (ектений); а также чтения Священного писания в установленном порядке.
Главным праздником всех христиан считается Пасха - Праздник Светлого Христова Воскресения, установленный в честь воскресения Христа на третий день после распятия. Согласно Евангелию от Иоанна Иисус был распят накануне иудейской Пасхи, пришедшейся в тот год на субботу, а в первый день после Пасхи его гроб был пуст.
19. Специфика отправления культа в православии. Православный культ (от латинского cultus – почитание) – совокупность обрядовых действий, обусловленных православным вероучением и регламентированных православной церковью. Православный культ сформировался в Византии, включив в себя многие компоненты дохристианской обрядности, вплоть до первобытной магии. Он отличается сложностью, множественностью обрядовых действий. Как в прошлом, так и в настоящем для многих прихожан исповедание православия сводится если и не исключительно, то во всяком случае преимущественно к выполнению культовых предписаний церкви. Центром православного культа является храм, непременно декорированный многочисленными иконами, изображениями крестов и прочей церковной атрибутикой. В храме регулярно совершается богослужение, которое бывает по религиозной значимости будничным, воскресным и праздничным, а по времени проведения – утренним, полуденным и вечерним. Главным богослужением является литургия, или обедня, во время которой совершается причащение прихожан. Важным элементом богослужения считается молитва, нередко исполняемая как песнопение. Основные культовые действия, совершаемые в храме, называются таинствами; содержание их определено православным вероучением.
В православии основными считаются семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение (евхаристия), священство, брак и елеосвящение (соборование).
1. Крещение - приобщение человека к церкви. Оно совершается посредством троекратного погружения в воду во имя Святой Троицы. В православии крещение совершается как над взрослыми, прошедшими «оглашение» (сознательное принятие веры), так и над младенцами по вере восприемников (крестных родителей). Православие признает действительным крещение в любой христианской конфессии, совершаемое во имя Святой Троицы.
В отличие от других таинств, оно может совершаться в исключительных случаях (отсутствие священника, болезнь ребенка) любым христианином-мирянином. Но при первой же возможности крещеный таким образом человек и лицо, совершавшее крещение, должны обратиться в храм к священнику, который проверит правильность совершенного обряда и «довершит» его.
2. Миропомазание - обряд, производимый сразу после крещения. Оно совершается посредством помазания частей тела (лба, ладоней, ступней) святым миром - особым ароматическим маслом, освященным Собором епископов. Означает введение в звание мирянина - члена церкви.
3. Покаяние - исповедание грехов перед священником - духовным отцом. В православии покаяние, соединенное с отпущением грехов (исповедь), происходит как по сознательной воле кающегося, так и при отсутствии его воли, например в отношении тяжелобольного в бессознательном состоянии - так называемая «глухая исповедь».
4. Причащение (евхаристия) - приобщение верующего к Христу. Оно совершается во время главного православного богослужения - литургии - путем употребления небольших порций хлеба и вина, воплощающих тело и кровь Христовы.
5. Священство (посвящение в священнослужители) - выражение апостольского преемства церковной иерархии посредством передачи даров Святого Духа через рукоположение.
Смысл священства - в наделении принявшего возможностью совершения таинств. В православии священство имеет три степени (епископат, пресвитернат, диаконат), составляющие церковную иерархию - клир. Полномочия иерархии включают священство (совершению таинств), пастырство (попечение о духовной жизни членов церкви) и учительство (проповедование Слова Божия).
Епископат обладает всей полнотой тайнодеиствия, включая рукоположение пресвитеров и диаконов. В православных церквах патриархи, митрополиты, все епископы (вне зависимости от различий по власти и по чести), архиепископы равны по благодати, тогда как в католицизме высший епископ (папа Римский) составляет особую высшую степень священства - примас.
Рукоположение епископов осуществляется как старшим епископом любой из православных церквей, так и Собором епископов (архиереев). В отличие от епископов пресвитеры (иереи, протоиереи) обладают ограниченным тайнодействием - правом совершения всех таинств, кроме рукоположения. Диаконы имеют лишь право помогать пресвитерам в тайнодействии.
6. Брак - благодатное освящение союза мужчины и женщины, являющихся членами церкви, для совместной христианской жизни и деторождения. Православная церковь, в отличие от католической, признает возможность де сакрализации таинства брака - его расторжения, но в ограниченных пределах, со многими оговорками и ограничениями (бесплодие любого из супругов, доказанная супружеская измена, совершение тяжкого преступления, отлучение одного из супругов от церкви).
7. Елеосвящение (соборование) - особый обряд, совершаемый над больным или умирающим, сообщающий оздоровление души и придание силы для принятия христианской смерти.
Символическим сакральным жестом, являющимся обязательным атрибутом поведения христианина в храме, во время молитвы и в некоторых бытовых ситуациях, служит крестное знамение. Общеупотребительным оно стало с VII века. Представляет собой движение правой руки в порядке «лоб - середина груди - оба плеча», что символизирует Животворящий Крест и Крест Распятия Христа.
Большая роль отведена в православном культе почитанию святых, включающему в себя поклонение их останкам (мощам). Специфической чертой православного культа является поклонение иконам, которым церковь приписывает сверхъестественные свойства — способность творить чудеса. Велико число культовых предметов, употребляемых в ходе богослужения и при совершении треб: крест, кадило, свечи, лампады, дарохранительница, антиминс, дикарий и тому подобное. Весьма многочисленны компоненты культовой одежды православного духовенства, сохранившиеся с византийских времен: риза, фелонь, епитрахиль, стихарь, орарь, саккос, омофор и так далее. Бесконечны культовые предписания, регламентирующие поведение верующих как в храме, так и за его пределами: количество и характер поклонов, содержание и последовательность молитв и прочее. Модернизация православия охватила православный культ: сокращается продолжительность богослужений, опущены некоторые молитвы, снижаются требования к соблюдению поста, повсеместно введено заочное отпевание, широко практикуется общая исповедь и так далее. Модернизированный в духе времени православный культ продолжает занимать в православии доминирующее положение; церковь видит в нем важнейшее, наиболее действенное средство стимулирования религиозности.
20. Крещение Руси и его влияние на общественную и культурную жизнь.Восточные славяне враждовали с Византией и совершали постоянные набеги на ее территорию. Некоторые из них представляли собой серьезную опасность. Согласие киевского князя Владимирапринять крещение по греческому обряду давало империи мощного союзника, избавляло ее от опасности войны на два фронта, а духовенству открывало простор для миссионерской деятельности. С аналогичным предложением у него побывали делегации от мусульман, иудеев из Хазарского каганата, христианские миссионеры из Рима. Религиозная реформа князя Владимира, сначала выделившего из славянского языческого пантеона бога-громовержца Перуна, а затем принявшего крещение, лишь завершила процесс, начавшийся как минимум на полстолетия ранее. Уже во времена правления киевского князя Игоря в Киеве существовала церковь во имя Ильи, а часть его дружины исповедовала христианскую религию. Тогда же, по преданию, приняла крещение и совершила поездку в Царьград супруга Игоря княгиня Ольга. Распространению христианства среди славян и скандинавов способствовали активные торговые связи, существовавшие между греками и этими народами благодаря знаменитому пути из варяг в греки. Вместе с принятием крещения между Константинополем Киевом был заключен и политический союз – брак князя Владимира и сестры императора Византии. В 988 г. в Киев прибыли новая супруга князя и митрополит Михаил вместе со священниками из Константинополя. После этого по приказу князя всех жителей Киева согнали к Днепру, где был произведен обряд крещения. На глазах у горожан было уничтожено капище с изображениями всего пантеона языческих богов, а статую верховного бога Перуна бросили в воду. Священники при активной поддержке княжеской дружины принялись крестить жителей остальных древнерусских городов. Им оказывали активное сопротивление (особенно жители Новгорода, где, чтобы погасить конфликт, была пущена в ход военная сила). Постепенно Византия слабела. В 1204 г. часть империи (включая столицу) была захвачена участниками крестового похода, которые создали там Латинскую империю. В 1261 г. Византийская империя была восстановлена, но уже через 200 лет в результате практически непрерывной борьбы с мусульманским миром была уничтожена окончательно. Позиции же православия, по мере усиления Древней Руси после монголо-татарского ига, постепенно укреплялись, что привело к созданию в XVI в. самостоятельной Московской патриархии (до этого русские митрополиты назначались патриархом Константинополя).
Русь приняла крещение от Византии и это сразу определило ее историческую судьбу,ее культурно-исторический путь. В период Х-ХIII в. происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений, менялись духовные и нравственные приоритеты. ЦЕРКОВЬ становилась центром общественной жизни, проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентации, воспитывала нового человека.
С принятием ХРИСТИАНСТВА Русь также переживает эпоху освоения античности,но не через римские,лежавшие уже почти тысячу лет в руинах ценности, а через живую культуру Греции,во многом сохраненную Византией.Античное наследие "как ингредиент византийской христианской культуры стало достоянием славян, в том числе Руси".Через Иоанна Дамаскина русские познакомились с философией и логикой Аристотеля.Широко распространялись античные знания в области астрономии, географии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.
Русское ПРАВОСЛАВИЕ как бы объединило античную земную гармонию с небесной, прекрасное человеческое тело с душой, устремленной к Богу.Восточное миросозерцание, устремленное к Небу и проникнутое духом античной гармонии, положило свою печать светлости, легкости и окрыленности в основание нашей культуры.
ХРИСТИАНСТВО принесло с собой ПИСМЕННОСТЬ. 1) Православный смысл земного существования.В восточно-христианской культуре земное существование человека,рассматривавшееся как эпизод на пороге вечной жизни, не представляло самоценности.2) СОБОРНОСТЬ.С православием на русскую почву была перенесена и идея соборности,под которой понимается коллективное жизнетворчество и согласие,единодушное участие верующих в жизни мира и церкви.3) Православный тип человека.Православие,духовно организуя религиозно-нравственный быт русского народа,способствовало усвоению им такой системы духовных ценностей, которая,наложившись на языческую культурную среду,привела к формированию особого типа русского человека.
- 2Типология религий
- 3 Социальные и психологические корни религии. Её функции.
- 4Тотемизм
- 5. Анимизм
- 6 . Фетишизм
- 7. Магия
- 8 Политеизм
- 9Язычество древних славян
- 10Религия древних кельтов
- 11.Религия древних германцев.
- 12. Иудаизм в европе и америке
- 13.Хасиди́зм
- 14.Ислам в Северной Америке и Европе
- 15. Буддизм Европы и Америки.
- 16. Индуистские культы в Европе и Америке.
- 18.Особенности православного вероучения.
- 21.Церковные реформы середины 17 в. В России и их значение.
- 22. Православная Церковь в Российской империи.
- 24. Православное сектантство.
- 26. Униатство.
- 28. Православие в современном мире: новые тенденции и традиции.
- 29. Западное христианство (до раскола 1054 г.). Апологетика. Патристика.
- 30.Католическая Церковь в средние века и новое врем.
- 31.Католический культ
- 32.Учение католической церкви
- 33.Социальная доктрина совр католич церкви
- 34. Католицизм в новейшее время: традиции и эволюция.
- 35.Ранняя реформация уиклеф. Гус
- 36.Лютеранство
- 37.Англиканство
- 38.Цвинглианство
- 39. Кальвинизм
- 40. Протестантское вероучение
- 41.Отправление культа в протестантизме
- 42.Протестантская этика
- 43.Неопротестантизм
- 44.Современные неортодоксальные течения и культы.
- 45. Религии древней Америки.
- 46. Африканские неокульт ( вуду, сантерия и т.П.) в Европе и Америке.