22. Социально-экономические и идеологические предпосылки возникновения христианства.
Христианство возникло в I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи. В ту эпоху наблюдался кризис духовных ценностей римского мира, упадок общественной морали, альтернативой чему могли быть религиозно-нравственные поиски, проявившиеся в появлении различных религиозных групп и этических учений. Были и идеологические предпосылки христианства и его эволюции. Ранович считал, что возникновение христианства связано с глубоким кризисом рабовладельческого хозяйства
Для характеристики этого кризиса он привел в своей книге отрывки из источников, относящихся не только к первым векам нашей эры, но и ко II-I вв. до н.э., когда в Риме происходили гражданские войны, закончившиеся падением республики и установлением империи.
В настоящее время ученые рассматривают упомянутые гражданские войны как проявление кризиса античной гражданской общины, а не всего рабовладельческого общества. Римские завоевания III-II вв. до н.э., превратившие обширные области Средиземноморья в бесправные провинции Рима, привели к сложным социально-экономическим и политическим последствиям, которые были вызваны несоответствием организационных форм гражданской общины потребностям "мировой" державы. Разумеется, в кризисе Римской республики II-I вв. до н.э. большую роль сыграло обострение классовой и социальной борьбы, в том числе мощные восстания рабов. Однако, экономика Римского государства была многоукладной, а формы классовой борьбы – весьма многообразны.
Возникновение и распространение христианства не было связано напрямую с какими-то хозяйственными явлениями в Римской империи. Оно было обусловлено изменениями в идеологии и социальной психологии: поисками единого универсального божества, которое было бы носителем высшей справедливости, защитником обиженных, падением авторитета древних местных богов, покровителей города или племени, разрушением традиционных связей между людьми - общинных, гражданских, семейных.
Возникновение христианства было подготовлено не только сложившимися историческими условиями, оно имело хорошую идеологическую основу. Главным идейным источником христианства является иудаизм. Новая религия переосмыслила идеи иудаизма о монотеизме, мессианстве, эсхатологии, хилиазме -вере во второе пришествие Иисуса Христа и его тысячелетнее царство на земле. Ветхозаветная традиция не утратила своего значения, она получила новую трактовку.
Существенное влияние на становление христианского мировоззрения оказала античная философская традиция. В философских системах стоиков, неопифагорейцев, Платона и неоплатониковбыли выработаны мыслительные конструкции, понятия и даже термины, переосмысленные в новозаветных текстах и трудах богословов. Особенно большое влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского(25 г. до н.э. — ок. 50 г. н.э.) и нравственное учение римского стоикаСенеки(ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.). Филон сформулировал понятие Логосакак священного закона, позволяющего созерцать сущее, учение о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий — высший Логос, а другие логосы — ангелы.
Сенека считал главным для каждого человека достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если свобода не будет вытекать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость и спокойствие духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое правило морали, которое звучало следующим образом: «Обходись со стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше».Близкую формулировку мы может найти в Евангелиях.
Определенное влияние на христианство оказало учение Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, заботе о других людях, самоограничении в пользовании материальными благами, недопущении разгула страстей, необходимости скромности и умеренности в повседневной жизни, самоусовершенствовании, обретении божественного милосердия.
Еще одним источником христианства стали процветающие в это время в различных частях Римской империи восточные культы.
- 1.Религиоведение как наука. Объект, предмет, становление, основные подходы.
- 2.Обьективно идеалистические концепции происхождения религии и сущности религии.
- 3.Субьективное-идеалистические концепции происхождения и сущности религии.
- 4.Натуралистические концепции происхождения и сущности религии.
- 5. Теологические доказательства бытия Бога и их критика.
- 6. Материалистические концепции происхождения и сущности религии
- 8.Проблема возникновения религии и основные этапы развития (племенные культы, национально-государственные и мировые религии).
- Вопрос 13. Гносеологические и психологические корни религии.
- Вопрос 14. Ранние исторические формы религии: тотемизм, фетишизм, магия, анимализм, анимизм, шаманизм.
- Вопрос 15. Национально-государственные религии. Иудаизм: источники вероучения.
- Вопрос 16. Иудаизм: история, догматика, культ.
- Библия - (греч. Biblos — книга; ta biblia — книги) — священная книга иудеев и христиан, главный источник христианского вероучения.
- 20. Буддизм. История, вероучения, культ.
- 21. Ламаизм. Буддизм в России.
- 22. Социально-экономические и идеологические предпосылки возникновения христианства.
- 23. Раннее Христианство. Ереси. Вселенские соборы.
- 24. Новый завет. Время и язык написания основных книг. Проблема авторства новозаветных произведений. Синоптики. История формирования нового завета.
- 25. Католицизм. История, вероучение, культ. Католицизм в современном мире
- 26. Протестантизм. История, вероучение, культ.
- 27.Протестантизм: основные течения (лютеранство, кальвинизм, англиканство)
- 28. Лютер и Лютеранство.
- 29. Традиционные протестанцизма в россии: евангельские христиане-баптисты, пятидесятники,адвентисты седьмого дня
- 30/ Мормоны, свидетели иеговы, церковь христа, харизматы, нью эйдж в россии
- 31. Православие. История, вероучение, культ.
- 32. Принятие христианства на Руси. Домонгольское православие.
- 33. Рпц от Московской Руси до лета 1917г.
- 36. Православная церковь в 1988-2008 гг.
- 37.Основы социальной концепции рпц (2000 г.). Суть, основные разделы.
- 38. Религия, церковь, верующий и государство в ссср/России. Правовой аспект.
- 39. Теория и практика атеизма в ссср/России.
- 40. Причины сохранения и особенности проявления религиозности в России. Типология верующих.
- 41. Особенности секуляризационного процесса в России на современном этапе.
- 42. Ислам: Личность Мухаммада.
- 43. Ислам: источники вероучения.
- 44. Ислам: история, вероучение, культ.
- 45. Ислам: основные течения.
- 46. Ислам в современном мире. Ислам в России.
- 47. Фольклор в Ветхом завете. Проблема заимствований из древневосточных литератур.
- 48. Происхождение Пятикнижия. Проблема авторства Моисея и бездухновенности.
- 49. Женщина и брак в Ветхом и Новом Заветах.
- 50.Женщина и брак в Коране и исламе.
- 51. Библия как исторический источник. Библейская археология.
- 52. Проблема соотношения моно- и политеистических элементов в Ветхом Завете.
- 53. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь.
- 55. Апокрифы и их роль в религиоведении. Кумраниты.
- 56. Апокалипсис (датировка, анализ, содержание, хилиазм, эстахология).
- 57. История и проблема переводов Библии.
- 58. Эволюционизм и креационизм.
- 59. Ветхозаветные пророки: суть явления. Классификации, "пророческое движение".
- 61.История формирования Корана. Коран Османа. Структура Корана, особенности изложения.
- 62. Этика и мораль Корана. Шариат. Мазхабы.