32. Принятие христианства на Руси. Домонгольское православие.
По преданию, первым проповедником христианства в наших краях был Андрей Первозванный - один из двенадцати апостолов, брат апостола Петра, первым призванный Иисусом Христом. Он, проповедовал христианство балканским и причерноморским народам. Первые сведения о христианстве у русов относятся к 860-870 гг., но к середине Х века уже ощущается постепенное утверждение христианства в государственной системе. Христианство представляло в то время значительную политическую и культурную силу в Европе и на Ближнем Востоке. Принадлежность к христианской религии облегчала торговые связи с Византией, приобщала к письменности и обширной литературе. Княгиня Ольга в 955 году приняла христианство, совершив путешествие в Царьград. В 988 г. Князь Владимир крестился сам, крестил своих детей, бояр и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще. Вместе с Владимиром в Киев прибыли священники корсунские и митрополит Михаил, назначенный Константинополем управлять новой русской церковью. В результате христианство при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев. Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель. С X века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом - не говоря об их чисто духовной роли - в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей.
- 1.Религиоведение как наука. Объект, предмет, становление, основные подходы.
- 2.Обьективно идеалистические концепции происхождения религии и сущности религии.
- 3.Субьективное-идеалистические концепции происхождения и сущности религии.
- 4.Натуралистические концепции происхождения и сущности религии.
- 5. Теологические доказательства бытия Бога и их критика.
- 6. Материалистические концепции происхождения и сущности религии
- 8.Проблема возникновения религии и основные этапы развития (племенные культы, национально-государственные и мировые религии).
- Вопрос 13. Гносеологические и психологические корни религии.
- Вопрос 14. Ранние исторические формы религии: тотемизм, фетишизм, магия, анимализм, анимизм, шаманизм.
- Вопрос 15. Национально-государственные религии. Иудаизм: источники вероучения.
- Вопрос 16. Иудаизм: история, догматика, культ.
- Библия - (греч. Biblos — книга; ta biblia — книги) — священная книга иудеев и христиан, главный источник христианского вероучения.
- 20. Буддизм. История, вероучения, культ.
- 21. Ламаизм. Буддизм в России.
- 22. Социально-экономические и идеологические предпосылки возникновения христианства.
- 23. Раннее Христианство. Ереси. Вселенские соборы.
- 24. Новый завет. Время и язык написания основных книг. Проблема авторства новозаветных произведений. Синоптики. История формирования нового завета.
- 25. Католицизм. История, вероучение, культ. Католицизм в современном мире
- 26. Протестантизм. История, вероучение, культ.
- 27.Протестантизм: основные течения (лютеранство, кальвинизм, англиканство)
- 28. Лютер и Лютеранство.
- 29. Традиционные протестанцизма в россии: евангельские христиане-баптисты, пятидесятники,адвентисты седьмого дня
- 30/ Мормоны, свидетели иеговы, церковь христа, харизматы, нью эйдж в россии
- 31. Православие. История, вероучение, культ.
- 32. Принятие христианства на Руси. Домонгольское православие.
- 33. Рпц от Московской Руси до лета 1917г.
- 36. Православная церковь в 1988-2008 гг.
- 37.Основы социальной концепции рпц (2000 г.). Суть, основные разделы.
- 38. Религия, церковь, верующий и государство в ссср/России. Правовой аспект.
- 39. Теория и практика атеизма в ссср/России.
- 40. Причины сохранения и особенности проявления религиозности в России. Типология верующих.
- 41. Особенности секуляризационного процесса в России на современном этапе.
- 42. Ислам: Личность Мухаммада.
- 43. Ислам: источники вероучения.
- 44. Ислам: история, вероучение, культ.
- 45. Ислам: основные течения.
- 46. Ислам в современном мире. Ислам в России.
- 47. Фольклор в Ветхом завете. Проблема заимствований из древневосточных литератур.
- 48. Происхождение Пятикнижия. Проблема авторства Моисея и бездухновенности.
- 49. Женщина и брак в Ветхом и Новом Заветах.
- 50.Женщина и брак в Коране и исламе.
- 51. Библия как исторический источник. Библейская археология.
- 52. Проблема соотношения моно- и политеистических элементов в Ветхом Завете.
- 53. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь.
- 55. Апокрифы и их роль в религиоведении. Кумраниты.
- 56. Апокалипсис (датировка, анализ, содержание, хилиазм, эстахология).
- 57. История и проблема переводов Библии.
- 58. Эволюционизм и креационизм.
- 59. Ветхозаветные пророки: суть явления. Классификации, "пророческое движение".
- 61.История формирования Корана. Коран Османа. Структура Корана, особенности изложения.
- 62. Этика и мораль Корана. Шариат. Мазхабы.