39. Теория и практика атеизма в ссср/России.
Атеизм в СССР берет начало в трудах основоположников марксизма. Конкретные положения атеистического учения применительно к условиям России были разработаны в трудах В. И. Ленина «Социализм и религия» (1905). Критика религии и Церкви для русских марксистов в начале XX в. служила конкретной практической цели -- свержению монархии и приходу к власти. Для дореволюционной России, где господствующей религией было Православие, а законодательство не знало понятия «свобода совести» (в смысле права не исповедовать никакой религии), пропаганда атеизма означала разрушение основ традиционной государственности. В СССР атеизм стал не только господствующей идеологией, но и составной частью политической практики.
Декрет о земле, принятый на Съезде Советов 26 октября 1917 г., объявил о национализации всех монастырских и церковных земель «со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями». Затем последовали декреты «О расторжении брака» (16 декабря 1917), «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» (18 декабря 1917), которые лишили церковный брак юридической силы и передали ведение актов гражданского состояния государственным органам. Постановление советского правительства передало учебные заведения, принадлежавшие религиозным организациям, в ведение Наркомата просвещения. Венцом советского законодательства, ставшего основой развертывания атеистической пропаганды и агитации, атеистического воспитания, стал декрет от 23 января 1918 г. «Об, отделении церкви от государства и школы от церкви».
Следствием этих законов и подзаконных актов стало полное изъятие принадлежавших религиозным организациям материальных ценностей всех видов, запрет на преподавание религии в учебных заведениях, прекратился выпуск религиозных журналов и газет.
Закат господства атеизма в СССР начался около 1987 г., когда окончательно определилась «линия» партии на частичную демократизацию и реформирование советской системы. Отказ от господства атеизма зафиксирован в законе от 25 октября 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях».
К конце 90-х гг. деятельность сторонников «нового русского атеизма» начала приобретать политические формы.
- 1.Религиоведение как наука. Объект, предмет, становление, основные подходы.
- 2.Обьективно идеалистические концепции происхождения религии и сущности религии.
- 3.Субьективное-идеалистические концепции происхождения и сущности религии.
- 4.Натуралистические концепции происхождения и сущности религии.
- 5. Теологические доказательства бытия Бога и их критика.
- 6. Материалистические концепции происхождения и сущности религии
- 8.Проблема возникновения религии и основные этапы развития (племенные культы, национально-государственные и мировые религии).
- Вопрос 13. Гносеологические и психологические корни религии.
- Вопрос 14. Ранние исторические формы религии: тотемизм, фетишизм, магия, анимализм, анимизм, шаманизм.
- Вопрос 15. Национально-государственные религии. Иудаизм: источники вероучения.
- Вопрос 16. Иудаизм: история, догматика, культ.
- Библия - (греч. Biblos — книга; ta biblia — книги) — священная книга иудеев и христиан, главный источник христианского вероучения.
- 20. Буддизм. История, вероучения, культ.
- 21. Ламаизм. Буддизм в России.
- 22. Социально-экономические и идеологические предпосылки возникновения христианства.
- 23. Раннее Христианство. Ереси. Вселенские соборы.
- 24. Новый завет. Время и язык написания основных книг. Проблема авторства новозаветных произведений. Синоптики. История формирования нового завета.
- 25. Католицизм. История, вероучение, культ. Католицизм в современном мире
- 26. Протестантизм. История, вероучение, культ.
- 27.Протестантизм: основные течения (лютеранство, кальвинизм, англиканство)
- 28. Лютер и Лютеранство.
- 29. Традиционные протестанцизма в россии: евангельские христиане-баптисты, пятидесятники,адвентисты седьмого дня
- 30/ Мормоны, свидетели иеговы, церковь христа, харизматы, нью эйдж в россии
- 31. Православие. История, вероучение, культ.
- 32. Принятие христианства на Руси. Домонгольское православие.
- 33. Рпц от Московской Руси до лета 1917г.
- 36. Православная церковь в 1988-2008 гг.
- 37.Основы социальной концепции рпц (2000 г.). Суть, основные разделы.
- 38. Религия, церковь, верующий и государство в ссср/России. Правовой аспект.
- 39. Теория и практика атеизма в ссср/России.
- 40. Причины сохранения и особенности проявления религиозности в России. Типология верующих.
- 41. Особенности секуляризационного процесса в России на современном этапе.
- 42. Ислам: Личность Мухаммада.
- 43. Ислам: источники вероучения.
- 44. Ислам: история, вероучение, культ.
- 45. Ислам: основные течения.
- 46. Ислам в современном мире. Ислам в России.
- 47. Фольклор в Ветхом завете. Проблема заимствований из древневосточных литератур.
- 48. Происхождение Пятикнижия. Проблема авторства Моисея и бездухновенности.
- 49. Женщина и брак в Ветхом и Новом Заветах.
- 50.Женщина и брак в Коране и исламе.
- 51. Библия как исторический источник. Библейская археология.
- 52. Проблема соотношения моно- и политеистических элементов в Ветхом Завете.
- 53. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь.
- 55. Апокрифы и их роль в религиоведении. Кумраниты.
- 56. Апокалипсис (датировка, анализ, содержание, хилиазм, эстахология).
- 57. История и проблема переводов Библии.
- 58. Эволюционизм и креационизм.
- 59. Ветхозаветные пророки: суть явления. Классификации, "пророческое движение".
- 61.История формирования Корана. Коран Османа. Структура Корана, особенности изложения.
- 62. Этика и мораль Корана. Шариат. Мазхабы.