21. Ламаизм. Буддизм в России.
ЛАМАИЗМ – термин, введенный в европейской науке для обозначения комплекса учений и практик тибетского буддизма. Этот термин никогда не используется самими буддистами, однако он прочно вошел в оборот европейской буддологии, поскольку фиксирует основную характеристику обозначаемой им системы взглядов – поклонение Ламе, Учителю, как самому Будде.
Первые свидетельства о существовании буддизма на территории современной России относятся к VIII веку н.э. и связаны с государством Бохай, которое в 698–926 гг. занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. Бохайцы, чья культура испытывала большое влияние соседних Китая, Кореи и Маньчжурии, исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны.
Второе проникновение буддизма в Россию произошло в XVI–XVII веках, когда племена кочевников из западной Монголии – сами себя называвшие ойратами, а другим известные как калмыки – пришли в Поволжье через Сибирь. Ойраты приняли тибетский буддизм еще в XIII веке, и первоначальные посвящения они получали от лам «красношапочных» школ Сакья и Кагью. Ко времени прихода в Поволжье из-за особенностей политической ситуации в Тибете они большей частью перешли в Гелуг – школу Далай-лам.
С XVII века тибетский буддизм распространился и в Бурятии – сюда он пришел благодаря местным подвижникам, которые обучались в Тибете, главным образом в монастырях Гелуг, и затем приносили Учение Будды в свою страну.
В 1747 по указу императрицы Елизаветы буддизм был признан в качестве официальной религии Российской империи. Это был буддизм, принявший форму ламаизма, и именно в этой форме буддизм до сего дня существует на территории России, Монголии и Тибета. Помимо традиционных ламаистских регионов ламаистские центры существуют сегодня во многих городах России (Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Иркутск и др.), а также в Америке, Германии, Франции, Голландии и др. Веками буддийская культура развивалась на территории России. Наличие двух буддийских регионов в составе империи и непосредственная близость других стран с буддийской культурой во многом способствовали тому, что в XIX – начале XX века в России сформировалась одна из самых сильных в мире востоковедческих школ. В университетах Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Харькова, а также других крупных научных центрах открывались кафедры санскритологии, тибетологии, синологии, переводились важнейшие буддийские трактаты, снаряжались экспедиции в Азию. Труды В.П. Васильева (1818–1900), Ф.И. Щербатского (1866–1942), Е.Е. Обермиллера (1901–1935) и других выдающихся отечественных востоковедов служат образцом для ученых всего мира. При активном содействии ведущих буддологов и поддержке царского правительства бурятский лама АгванДорджиев в 1915 году построил дацан (буддийский храм) в Санкт-Петербурге.
В трудные 30-е годы XX века наступил период гонений на буддизм и буддологию как науку. Многие ламы и монахи погибли в лагерях, большинство храмов и монастырей были закрыты или разрушены. Почти на два десятилетия в России полностью прекратились какие-либо буддологические исследования.
Частичное возрождение буддизма и буддологической традиции началось в 50–60-е годы, но на официальном уровне они были реабилитированы лишь на рубеже 80–90-х годов. В 1989 г. создается группа буддологии Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН под руководством В.И. Рудого – первое со времен Щербатского официально оформленное буддологическое направление. С тех пор появились также другие отделения и кафедры буддологии в нескольких университетах, и процесс восстановления востоковедческой науки в целом идет все быстрее. Одновременно в Бурятии, Калмыкии, Туве восстанавливаются уцелевшие буддийские храмы и открываются новые, при монастырях создаются учебные заведения, приглашаются тибетские учителя. В настоящее время в России представлены многие буддийские школы: Тхеравада, японский и корейский дзэн, несколько направлений Махаяны и практически все существующие в мире школы тибетского буддизма. Согласно последней переписи населения, около 900 тысяч россиян называют себя буддистами.
Сегодня Российская Ассоциация Буддистов Алмазного Пути Традиции Карма Кагью является крупнейшей буддийской организацией в РФ по представительству в субъектах федерации.
- 1.Религиоведение как наука. Объект, предмет, становление, основные подходы.
- 2.Обьективно идеалистические концепции происхождения религии и сущности религии.
- 3.Субьективное-идеалистические концепции происхождения и сущности религии.
- 4.Натуралистические концепции происхождения и сущности религии.
- 5. Теологические доказательства бытия Бога и их критика.
- 6. Материалистические концепции происхождения и сущности религии
- 8.Проблема возникновения религии и основные этапы развития (племенные культы, национально-государственные и мировые религии).
- Вопрос 13. Гносеологические и психологические корни религии.
- Вопрос 14. Ранние исторические формы религии: тотемизм, фетишизм, магия, анимализм, анимизм, шаманизм.
- Вопрос 15. Национально-государственные религии. Иудаизм: источники вероучения.
- Вопрос 16. Иудаизм: история, догматика, культ.
- Библия - (греч. Biblos — книга; ta biblia — книги) — священная книга иудеев и христиан, главный источник христианского вероучения.
- 20. Буддизм. История, вероучения, культ.
- 21. Ламаизм. Буддизм в России.
- 22. Социально-экономические и идеологические предпосылки возникновения христианства.
- 23. Раннее Христианство. Ереси. Вселенские соборы.
- 24. Новый завет. Время и язык написания основных книг. Проблема авторства новозаветных произведений. Синоптики. История формирования нового завета.
- 25. Католицизм. История, вероучение, культ. Католицизм в современном мире
- 26. Протестантизм. История, вероучение, культ.
- 27.Протестантизм: основные течения (лютеранство, кальвинизм, англиканство)
- 28. Лютер и Лютеранство.
- 29. Традиционные протестанцизма в россии: евангельские христиане-баптисты, пятидесятники,адвентисты седьмого дня
- 30/ Мормоны, свидетели иеговы, церковь христа, харизматы, нью эйдж в россии
- 31. Православие. История, вероучение, культ.
- 32. Принятие христианства на Руси. Домонгольское православие.
- 33. Рпц от Московской Руси до лета 1917г.
- 36. Православная церковь в 1988-2008 гг.
- 37.Основы социальной концепции рпц (2000 г.). Суть, основные разделы.
- 38. Религия, церковь, верующий и государство в ссср/России. Правовой аспект.
- 39. Теория и практика атеизма в ссср/России.
- 40. Причины сохранения и особенности проявления религиозности в России. Типология верующих.
- 41. Особенности секуляризационного процесса в России на современном этапе.
- 42. Ислам: Личность Мухаммада.
- 43. Ислам: источники вероучения.
- 44. Ислам: история, вероучение, культ.
- 45. Ислам: основные течения.
- 46. Ислам в современном мире. Ислам в России.
- 47. Фольклор в Ветхом завете. Проблема заимствований из древневосточных литератур.
- 48. Происхождение Пятикнижия. Проблема авторства Моисея и бездухновенности.
- 49. Женщина и брак в Ветхом и Новом Заветах.
- 50.Женщина и брак в Коране и исламе.
- 51. Библия как исторический источник. Библейская археология.
- 52. Проблема соотношения моно- и политеистических элементов в Ветхом Завете.
- 53. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь.
- 55. Апокрифы и их роль в религиоведении. Кумраниты.
- 56. Апокалипсис (датировка, анализ, содержание, хилиазм, эстахология).
- 57. История и проблема переводов Библии.
- 58. Эволюционизм и креационизм.
- 59. Ветхозаветные пророки: суть явления. Классификации, "пророческое движение".
- 61.История формирования Корана. Коран Османа. Структура Корана, особенности изложения.
- 62. Этика и мораль Корана. Шариат. Мазхабы.