XIII. Тертуллиан
Литература: Мейендорф, Введение; Chadwick; Quasten; Болотов; Шмеман, Исторический путь.
На Западе вторым по величине и значению городом после Рима был Карфаген, столица провинции Африка. В деревнях жили выходцы из Финикии пунийцы, говорящие на пунийском языке, принадлежащем к семитской группе языков (их потомки сейчас заселяют Мальту), и берберы. Большую часть обитателей городов, администрации провинции и землевладельцев составляли римляне. Значительным сегментом населения были греки. Многие жители провинции владели греческим, и именно среди них в первую очередь начало распространяться христианство. В конце IV в. епископ в Гиппоне (второй город провинции после Карфагена) был греком, очень плохо знающим латынь. Греки переселялись в Африку либо с Востока, либо из Южной Италии и Сицилии.
Очевидно, что христианство пришло туда весьма рано, но первое упоминание о нем мы находим в "Актах нубийских мучеников", датируемых 180 годом. В 202 г. началось жестокое гонение Септимия Севера. В амфитеатре мученически погибли христианка Перпетуя и ее служанка Фелицитата. В акты мученичества включен бесценный документ - дневник, который Перпетуя вела в тюрьме.
Самым известным человеком в ранней истории христианства в Африке, несомненно, является Тертуллиан, оставивший после себя значительный корпус сочинений.
Квинт Септимий Флорент Тертуллианродился около 155 г. в языческой семье. Он получил светское образование и сделался юристом. Обратился в христианство приблизительно в 193 г. в Карфагене. Стал пресвитером. Потом он переехал в Рим, где составил себе обширную юридическую практику. Тертуллиан очень много писал. Около 207 г. он уклонился в монтанизм. Умер Тертуллиан вскоре после 220 г.
Тертуллиан обладал острым умом, сложным и оригинальным характером. Его блестящие полемические сочинения - саркастические, едкие - подавляют аргументами, выставляют противника глупцом. Может быть, самые интересные писания Тертуллиана посвящены должному поведению христианина в обществе, пронизанном языческими обычаями. Тертуллиан требовал, чтобы христиане тщательно уклонялись от всех форм разврата идолопоклоннического мира. Он заявляет бескомпромиссное "нет" театрам, армии, государственным должностям, связанным с идолопоклонничеством. В его трактовке христианская жизнь - это прежде всего схватка с диаволом, борьба не на жизнь, а на смерть. Именно поэтому он столь бескомпромиссен: ни в коем случае нельзя допускать никакого идолопоклонства. Тертуллиану было безразлично общественное мнение. Он мог использовать сомнительные аргументы, если они приносили ему победу над его противником. Иными словами, он считал, что против диавола можно использовать его же собственное оружие.
Вообще он чувствовал себя лучше всего, защищая маленькую ригористическую группу против большинства, поэтому понятен его уход из Церкви. Долгое время он защищал монтанизм "изнутри" Церкви, и лишь когда он убедился, что Церковь не собирается признавать Новое Пророчество, он ушел из нее, осудив ее за бездуховность, обмирщение и бюрократизацию.
Его уход из Церкви также был связан с распространением обычая второго покаяния, против которого Тертуллиан стал в конце концов выступать, хотя ранее и допускал его. Он больше не хочет давать грешникам возможности прощения, возвращения, надежды. Церковь может прощать грехи, но не должна, ибо Церковь, в которой есть еще грех, - не последняя, не настоящая. И он уходит в "расправленное христианство" (прот. А. Шмеман), в Третий Завет, чтобы последнюю часть жизни бороться против той Церкви, защите которой он посвятил свои лучшие годы.
Тертуллиан был и противником философии. Известна приписываемая ему крылатая фраза: "Верую, ибо абсурдно". Хотя среди его сочинений эту фразу найти невозможно, она достаточно хорошо выражает его характер и его отношение ко внешнему миру и к его мудрости. Однако Тертуллиан не был онтологическим пессимистом. Он верил, что хотя мы наследовали поврежденную природу, образ Божий в ней был лишь затемнен, но не уничтожен. Бессознательно наша "душа по природе христианка". Евангелие, считал Тертуллиан, освобождало душу от предрассудков язычества, чтобы она могла исполнить свое назначение по плану Господа.
Однако, несмотря на свой уход из Церкви, Тертуллиан продолжал оказывать громадное влияние на латинское богословие. Знаменитый латинский апологет Минуций Феликс был его младшим современником и учеником. Он использовал аргументы Тертуллиана, несколько смягчив их и разбавив цитатами из Платона, Вергилия, Сенеки и Цицерона, сделав их, таким образом, куда более подходящими для вкусов образованной публики. По свидетельству блж. Иеронима, св. Киприан называл Тертуллиана просто: "учитель" - и ежедневно изучал его писания. Даже в знаменитом томосе папы Льва (V в.) видно влияние Тертуллиана.
- Электронная библиотека студента Православного Гуманитарного Университета
- Дворкин Александр Леонидович Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций.
- I. Предмет истории Церкви
- II. Понятие об исторических источниках
- III. Две родины Церкви
- I. Начало Церкви
- II. Мужи апостольские. Церковное устройство
- III. Гонения
- IV. Развитие структуры Церкви
- V. Апологеты
- VI. Гностицизм
- VII. Священномученик Ириней Лионский
- VIII. Судьба иудаизма
- IX. Рост Церкви
- X. Распространение христианства
- XI. Монтанизм
- XII. Первые церковные разделения. Богословские споры. Новые ереси и расколы
- XIII. Тертуллиан
- XIV. Гонение Декия. Священномученик Киприан Карфагенский
- XV. Александрийская Церковь. Св. Климент Александрийский
- XVI. Ориген. Александрийская и антиохийская школы христианской мысли
- XVII. Великое гонение Диоклетиана и Галерия
- 1.Император Константин и христианство
- II. Первый Вселенский Собор в Никее
- III. Арианские споры после Никейского Собора (1)
- IV. Юлиан Отступник
- V. Арианские споры после Никейского Собора (2)
- VI. После II Вселенского Собора
- VII. Христианство и Рим
- VIII. Монашество, аскетическая литература, блж. Иероним
- IX. Свт. Иоанн Златоуст
- X. Блаженный Августин
- XI. Послание апостола Павла к Римлянам, 5:12 в понимании св. Иоанна Златоуста и блж. Августина
- XII. Третий Вселенский Собор
- XIII. Разбойничий собор
- XIV. Халкидонский Собор
- XV. Церковь и общество после обращения Константина
- XVI. Церковь: устройство и богослужение
- XVII. Распространение христианства на Востоке
- XVIII. Распространение христианства на Западе
- XIX. Папа Лев Великий и развитие идеи папского верховенства
- XX. Монофизитские споры после Халкидонского Собора
- XXI. Эпоха императора Юстиниана
- XXII. Христианский Восток после Юстиниана
- XXIII. Свт. Григорий Великий и период "Византийского папства"
- XXIV. Император Ираклий. Персидские войны и зарождение ислама
- XXV. Моноэнергизм и монофелизм. Свт. Софроний Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник. VI Вселенский Собор
- XXVI. Юстиниан II и Пято-Шестой (Трулльский) Собор
- XXVII. Первый период иконоборчества и собор Константина Копронима. Преп. Иоанн Дамаскин
- XXVIII. VII Вселенский Собор и второй период иконоборчества. Преп. Феодор Студит
- I. Постиконоборческий период: общая характеристика
- II. Эпоха патриарха Фотия. Миссия свв. Кирилла и Мефодия. Крещение Болгарии. Великий собор примирения
- III. Правление императора Льва Мудрого и его преемников. Его четыре брака
- IV. Развитие теории папского верховенства и дальнейшее расхождение Церквей. Апогей могущества Византии. Крещение Руси. События 1054 г.
- I. Различия богослужебные и бытовые:
- II. Различия вероучительные:
- V. Начало упадка Империи. Завоевания турок. Первый Крестовый поход
- VI. Латинские государства в Палестине. Второй и Третий Крестовые походы. Углубление разделения Церквей
- VII. IV Крестовый поход: плоды разделения Церквей
- VIII. Православный мир после IV Крестового похода. Никейская империя. Балканские Церкви
- IX. Sacerdotium и Imperium в поздней Византии
- X. Возвращение Империи в Константинополь. Монгольская империя и конец государств крестоносцев. Правление Михаила VIII и Андроника II Палеологов
- XI. Характеристика XIV в. В церковной истории. Церкви балканских народов. Дальнейшее правление династии Палеологов. Интеллектуальная жизнь в Византии
- XII. Паламитские споры. Свт. Григорий Палама и его учение. Ученики и последователи свт. Григория Паламы
- XIII. Унионистские переговоры. "Авиньонское пленение" папства. Великий западный раскол. Куриалисты и консилиаристы
- XIV. Ферраро-Флорентийский собор (1438-1439 гг.)
- XV. Последние годы Империи и падение Константинополя (1453 г.)
- XVI. Нехалкидонские восточные церкви от эпохи Крестовых походов до турецких завоеваний
- XVI. Нехалкидонские восточные церкви от эпохи Крестовых походов до турецких завоеваний
- XVII. Грузинская Церковь в эпоху позднего средневековья
- I. Церковь и власть неверных
- II. Церковь и инославие
- III. Церковь и национализм на Балканах
- IV. Церковь и новые национальные государства