logo
религия экзамен_0

Раннее христианство 2-5вв:догматика,этнический состав,организация,культовая практика.

Во 2-3 веке появляется большое количество образованных людей. Особенной критике христианчкие авторы подвергали дуалистические учения гностиков и манихеев. Постепенно формируются богословские школы.особенно большое значение в становлении и развитии богословия имели Александрийская и Антиохийская школы. Александрийская школа прославилась аллегорическим методом толкования священного писания, привлечением идей и методов из филосовского арсенала. Наиболее видные ее представители – это: приемник Пантена Тит Флавий Климент (Климент Александрийский, 150 – 215 г.г.), Ориген (185 – 253), Афанасий Великий (293 – 373) и Кирилл Иерусалимский (315 – 387). Еще от первых ее основателей александрийская богословская школа утвердилась в том философском богословском направлении, которое в церковном и научно-исследовательском мире получило единодушное название мистико-спекулятивного. Каждый видный представитель этой школы - в зависимости от личных вкусов и дарований, в зависимости от социально-исторических условий и потребностей времени - был неповторимой личностью, не повторял, а развивал своих предшественников. Но мистико-спекулятивных характер их философствования и богословствования оставался идентичным. Антиохийская школа Антиохийская христианская богословская школа возникла несколько раньше аналогичной школы в Александрии. Ее начало христианское предание возносит к самому апостолу Павлу. Здесь христианство с момента своего возникновения нашло себе тихий и благосклонный приют. Авторы новозаветных книг не без гордости отмечает, что именно в Антиохии последователи Иисуса Христа «впервые начали называться христианами» (Деяние, 11:19-30). Есть также предание, что основателем антиохийской богословской школы был пресвитер Дорофей. Достоверно же известно, что одним из первых преподавателей и руководителей школы был знаменитый Лукиан, пресвитер, мученик и святой. Характерной особенностью философской и богословской мысли представителей антиохийской школы был реализм и рационализм, конечно, реализм и рационализм в их богословском преломлении. Борьба школ способствовала развитию христианской догматики.Христианская догматика сложилась под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства. Оно являлось синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. В составе первоночальных христианских общин преобладали представители низших слоев общества – рабы,нищие и т.д.с конца 1 века на протяжении 2-3 веков увеличивается число людей сенаторского звания.стремление осмыслить постулаты веры привело к ряду иных течений – это маркионизм,монтанизм,новатианство,и др.предстовители образованных и зажиточных слоев стали занимать руководящии позиции в общинах. Появляется клир – управление от харизматиков. Организация нарождавщейся церкви все больше тяготела к централизации. Существовал культ гения императора. Отказ принести жертву перед статуей императора рассматривался как проявление политической неблаганадежности. Из культа христианства можно назвать крещение, вен­чание, миропомазание, елеосвящение, священство, испо­ведь, причащение, молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям и т.д. Важное место в христианстве занимают праздники.