Социология и психология религии, подходы.
Дюркгейм разрабатывал свою теорию религии на основе изучения верований австралийских аборигенов. В его концепции религия есть ответ на определенные условия существования, она отвечает важным социальным потребностям. Источник религии – само общество, и она существует поэтому вне зависимости от существования или не существования Бога и потустороннего мира. Таким образом, в теории Дюркгейма происходит десакрализация религии, ее сведение к социальной реальности. Определение религии, которое дал Дюркгейм, оказалось слишком широким.по существу, религия здесь отождествлена с идеологией, специфика религии этим определением не улавливается.Наряду с Дюркгеймом основоположником социологии религии считается немецкий ученый Макс Вебер. Он исследовал место и значение религии в изменяющемся обществе, влияние религии на развитие экономики, политических систем, семьи. Вебер исследовал мировые религии и их влияние на ход истории. Вебер также первым разработал типологию религиозных организаций. Представление о религии будет неполным, если ограничиться лишь выяснением ее места в обществе. Психологический анализ религиозных представлений и верований имеет самостоятельное значение наряду с социальным. Эти два подхода дополняют друг другаПсихологический подход к изучению религии оформляется в самостоятельную дисциплину к концу XIX в., в первую очередь, благодаря работам американца У. Джеймса и немца В. Вундта, а затем и З. Фрейда. Ее предмет составляли индивидуальные чувства, связанные с религией, и «религиозное общение», обретение веры или переход из одной веры в другую. Религия рассматривается как стержень, основа внутренней духовной жизни личности, а затем и как средство групповой и социальной интеграции.В первой половине XX в. сложились три подхода к объяснению человеческого поведения.один из них сводил все к врожденным инстинктам; другой – утверждал, что врожденных стимулов не существует и человеческое поведение является результатом социальных условий; наконец, третий подход был представлен психоанализом, идущим от работ З. Фрейда.Сторонником первого подхода был У. Джеймс, он утверждал, что религия имеет эмоциональную, а не интеллектуальную природу. Религиозность является результатом особенностей психики того или иного человека, корни религии лежат в области индивидуальных чувств и настроений.
- Принципы научного религиоведения:структура, методы, история развития.
- Религия как предмет изучения религиоведения: этимология термина…
- Структура развитых религий: религиозное сознание и феномен религиозной веры…
- Типология и классификация религий.Представление о функциях религии.
- Социология и психология религии, подходы.
- Исторический подход к изучению религии
- Генезис религиозных представлений.Ранние формы верований и культа:анимизм, фетишизм, тотемиз, магия.
- Религиозные представления в эпоху первобытности: от палеолита к неолиту
- Общая характеристика религии древнего Ближнего Востока
- Религия древней Месопотамии: источники, эволюция представлений о божестве, классификация пантеона богов, культовый традиции.
- Рилигия Древнего Египта.
- Национальные индийские религиозные традиции:брахманизм,индуизм,джайнизм. Священные тексты. Религиозная философия.
- Классический буддизм: зарождения, основы учения, священные тексты. Основные направления буддизма: традиции Хинаяны и Махаяны.
- Храмовый иудаизм:формирование монотоистического культа Яхве в Палестине. Иудаизм после Вавилонского плена, сектантский период в истории иудаизма.
- Раввинистический иудаизм в средние века и новое время. Священные тексты иудаизма: Танах, Мишна, Талмуд.
- Зарождение христианства: особенности эллинестической религии и религиозной философии(стоизм), религиозная ситуация в палестине.
- Иудеохристианство. Источники по истории раннего христианства. Новый завет как источник раннего христианства.
- Раннее христианство 2-5вв:догматика,этнический состав,организация,культовая практика.
- Особенности догматики и организации католической церкви.
- Причины и сущность реформации.Крупнейшие протестанские церкви.