logo
И камни возопиют

Археология мертвых городов

С 1922 по 1934 год в Месопотамии работала археологическая экспедиция, организованная Британским музеем и музеем университета Пенсильвании под руководством крупнейшего археолога доктора сэра Леонарда Вулли (1880-1960). В ходе ее были сделаны поразительные открытия (подтвержденные и расширенные в будущем), заставившие переписать учебники по истории, а также пересмотреть взгляды многих на Библию как исторический документ. В своей книге "Ур халдеев" (издана на русском языке в Москве Издательством восточной литературы в 1961 году) археолог, описывая раскопки храма Энунмаха в городе Уре (один из городов близ Вавилона), пишет следующее: "Когда Навуходоносор приступил к реконструкции храма, древняя традиция была полностью отброшена. Само святилище, небольшое пятикомнатное здание, осталось прежним, но все склады перед ним были срыты. По бокам святилища пристроили крылья, так что получался квадратный, открытый с фасада двор. На месте прохода настелили приподнятую вымостку с алтарем посередине. В переднем зале святилища - против входа воздвигли пьедестал и поставили статую. А перед святилищем, где раньше находился настоящий лабиринт различных помещений, расчистили широкий двор, способный вмещать толпы зрителей. В древнем храме все было тайным, а теперь верующие могли видеть, как жрецы совершают жертвоприношения на алтаре под открытым небом, и лицезреть через открытую дверь в полумраке святилища изваяние божества. Совершенно очевидно, что подобная перестройка храма влекла за собой изменения в ритуале. Но как все это объяснить? Ответ на этот вопрос дает библейская легенда о трех отроках из книги пророка Даниила... Суть этой легенды такова. Навуходоносор поставил огромного идола и приказал всем пасть перед ним ниц и молиться. Этот приказ поставил евреев, которые до сих пор жили в плену довольно мирно, перед выбором: поклоняться идолу или умереть за ослушание. Что же нового было в подобном повелении Навуходоносора? Новым был приказ об обязательном массовом поклонении: вместо ритуала, выполняемого жрецами, царь ввел своего рода всеобщую молитву, в которой должны были участвовать все его подданные. Совпадения между легендой и фактами, обнаруженными перед раскопками, настолько разительны и так хорошо дополняют друг друга, что для нас совершенно очевидно: в основе этой легенды лежит историческое событие. Перестройка Энунмаха была перестройкой, и Навуходоносору она понадобилась для проведения этой реформы, о которой говорится в Ветхом Завете" (стр. 231-232). Поле Деир, упоминаемое в книге пророка Даниила, находится, как установили ученые, в пяти километрах к югу от Вавилона, вблизи от речушки Дура, которая впадает в Евфрат. Современное арабское название этого места Толул Дура (холм Дура), в котором еще слышны отголоски времени пророка Даниила.

Как видим, археологические раскопки (мы привели только один пример - а их множество!) блестяще доказали библейское свидетельство.