logo
экзамен религия

7. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм.

Тотемизм – вера в сверхъестественное родство между человеческими группами(родами) и животным или растением. Иногда явлениями природы и неодушевленными предметами. Тотем – растение или животное – воспринимался людьми как первобытный предок. От которого магическим образом зависели жизнь и благополучие рода в целом и каждого члена в отдельности. Члены группы. Тотемом которой являлось какое – либо животное. Считали себя этим животным. Многие тотемные племена верят. Что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема. Тотемизм является первой формой осознания единства, человечества и его связи с окружающим миром. Представления. Связанные с тотемом, - это вера в то что можно магическим путем воздействовать на тотем и вызывать изобилие соответствующих животных и растений на территории своего рода. Племени и обеспечить его материальное благополучие. В более поздние времена в тотемизм были привнесены элементы кровнородственных отношений. Усилился культ предков и веры в их особые возможности, изменялись отношения к самому тотему( запрет на употребление тотема в пищу)

Классификация:

4) фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетиш – объект поклонения, мог быть любой предмет, поразивший воображение человека: камень, кусок дерева, зуб и т.д.. Этим предметам предписывались неприсущие им свойства (способность исцелять, предохранять от опасности и т.д.). Предмет, который становился фетишем, выбирался посредством проб и ошибок. Если после этого человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, то он считал, что в этом ему помог фетиш и оставлял его для себя. Если же человека постигала какая то неудача, фетиш выбрасывался и заменялся другим.

5)анимизм – вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них. Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать. Наиболее ранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами. Этнографы склонны объяснять появление этого мира духов вполне естественными причинами. Появление этого мира обусловлено, по их мнению, своеобразным истолкованием первобытным человеком целого ряда оптических и акустических явлений: теней, эха, отражений, шумов и т. д., в реальности которых он не имел никаких оснований сомневаться, поскольку об их существовании свидетельствовали его чувственные восприятия. Эти восприятия заставляли его прийти к заключению, что в окружающем мире наряду с обычными телесными, вполне осязаемыми вещами и существами имеется еще ряд таких же реальных, как и он сам, существ, которые обладают свойством быть неуловимыми в своей телесности. Эти существа — духи.