logo
экзамен религия

23. Ислам в России. История взаимоотношения государства и мусульманских организаций.

В наши дни Ислам - вторая по массовости после Христианства (в его православной форме) религия в Российской Федерации.

Число последователей Ислама в РФ оценивается примерно в 20 миллионов человек, что составляет около седьмой части всего населения страны (142 млн. чел. в 2009 г.). При этом надо сделать оговорки:

- Точной статистики религиозной принадлежности граждан РФ не имеется, и 20 млн.чел. - это цифра, которую обычно называют лидеры мусульманских организаций;

Начавшийся после Перестройки 1991 года процесс религиозного Возрождения всех религий в России приводит к росту числа «практикующих» из числа «этнических», а также к появлению нового слоя общества – мусульман из тех этносов, которые ранее исповедовали иные религии: в Ислам обращаются славяне, евреи, народы Сибири и Крайнего Севера и др. Их называют «новообращённые», «русские мусульмане» и т.п.

Большинство российских мусульман — сунниты, придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов. К ханафитам принадлежит около 65 %, а к шафиитам — 30 % российских мусульман. Татарыбашкирыказахиногайцыкабардинцыбалкарцыкарачаевцычеркесыадыгейцы и шапсуги, часть ингушей, а также исповедующие ислам осетины являются ханафитами. К ним относятся также около трети азербайджанцев и народы Средней Азии. Суннизм шафиитского мазхаба исповедует большая часть чеченцев и ингушей, а также большинство народов Дагестана.

Шиитами джафаритского толка являются две трети российских азербайджанцев (около 3 % мусульман России). Шиизма придерживается также часть татар, а также небольшая группалезгин.

Кроме того, в Дагестане, Чечне и Ингушетии широко распространен суфизм. В нём существуют различные тарикаты (направления), основанные религиозными авторитетами и названные по их именам. Суфизм в Чечне и Ингушетии представлен тарикатами накшбандийя и кадырия, в Дагестане распространен также тарикат шазилийя (преимущественно среди аварцев). Тарикаты состоят из мелких религиозных групп — вирдовых братств, которых только в Чечне существует более тридцати. Самым многочисленным суфийским братством в Чечне является братство кунтахаджинцев (зикристов) — последователей кадирийского тариката в интерпретации шейха Кунта-Хаджи Кишиева — и отпочковавшиеся от него вирды — Баммат-Гирей-Хаджи,ЧимммирзыМани-шейх. К кадирийскому тарикату относятся и последователи Батал-Хаджи, проживающие в Ингушетии. До 1991 г. в Чечено-Ингушетии наиболее влиятельными были последователи накшбандийского тариката, но с начала 1990-х гг. ХХ в. в Чечне они были оттеснены последователями кадирийского тариката на периферию общественно-политической жизни и даже подверглись преследованиям. В Дагестане самым известным и влиятельным шейхом является Саид-Аффанди Ацаев (Чиркейский). Он возглавляет два тариката — накшбандийя и шазалийя. Суфийские братства в Дагестане в основном формируются по этническому принципу.

На Северном Кавказе наблюдается противостояние «народного» ислама — практического суфизма и исламского фундаментализма (салафизма).

Исламские организации разделяются на межгосударственные, неправительственные, общественно-религиозные, благотворительные и гуманитарные, фундаменталистские и экстремистские группировки. Все они имеют каналы взаимодействия по различным направлениям деятельности. Многие из них оказывают политическую и пропагандистскую поддержку, финансовую и другие виды помощи группировкам, проповедующим и реализующим идеи экстремистского ислама.

В настоящее время в странах мусульманского мира и кризисных районах на Ближнем и Среднем Востоке насчитывается несколько десятков исламских экстремистских организаций, действующих на нелегальной основе и ведущих "джихад" против "неправедных" режимов и "врагов Аллаха". Отмечаются тенденция роста их количества и численности, радикализация применяемых форм и методов деятельности, а также появление большого количества хорошо подготовленных в военном отношении мусульманских боевиков, готовых участвовать в "джихаде" в любом районе мира. Особенностью современного этапа является появление единых руководящих органов, которые координируют деятельность исламских экстремистских организаций и обеспечивают их финансовой и другими видами помощи. В этих целях в различных странах мира организована и совершенствуется разветвленная сеть подполья, складов оружия и взрывчатых веществ. В сегодняшнем мире более 1 млрд человек исповедует ислам. Они проживают в 56 мусульманских странах и находятся в отдельных мусульманских общинах еще 120 государств. Возникающие в исламском мире политические, экономические, социальные, теологические и культурные проблемы разрешаются не только на межгосударственном уровне, но и с помощью исламских организаций, которые играют важную роль в современной международной политике. Эти организации различаются по своей структуре, целям, уровням представительства, сферам и формам деятельности. Их руководящими органами применяются и реализуются решения по самому широкому кругу вопросов, оказывающие влияние не только на мусульманские, но и на многие другие страны. В распоряжении исламских организаций находятся значительные финансовые и материальные средства. К настоящему времени часть этих организаций изменила направления своей деятельности, в связи с чем возникает необходимость обобщить и проанализировать все имеющиеся данные по этому вопросу. На основе анализа информации о существующих в настоящее время организациях исламистского толка их можно разделить на следующие виды: межгосударственные исламские организации; неправительственные общественно-религиозные исламские организации; благотворительные и гуманитарные исламские организации; фундаменталистские исламские организации; исламские экстремистские организации. Межгосударственные исламские организации действуют на правительственном уровне. Страны-участницы представлены в них главами государств или правительств, решения принимаются и реализуются на государственном уровне. Принятие и реализация решений распространяются практически на все сферы общественно-политической, экономической и культурной жизни мусульманских стран.

Деятельность исламских неправительственных организаций на территории Российской Федерации

Российский традиционный ислам, в том числе и его составная количество - северокавказский ислам, вправе ограждать себя от чуждых попыток религиозной и политической экспансии. Мусульманский мир не един. Он многолик и сложен. Вследствие этого в геополитических проектах ему зачастую отводится роль не только самостоятельного игрока, но и инструмента иных сил, действующих на важный сцене. Существует значительное число субъектов политического действия, которые конституируют исламский фактор. Именно поэтому исламский момент рассматривается в первую очередность как политический.В связи со временной слабостью традиционного ислама его зону воздействия попытались и все ещё пытаются занять иные субъекты, как правило политизированные, но выступающие под «зеленым знаменем ислама». Среди его субъектов можно назвать исламские страны, их правительственные и неправительственные организации, различные международные исламские организации, экстремистские неправительственные религиозно-политические организации, а кроме того и неисламские группировки и организации, оказывающие немаловажное воздействие на создание исламского фактора в международных делах. Это - исследовательские центры и фонды, СМИ, промышленные корпорации и финансовые группы, действующие в зоне распространения ислама, наконец, но не в последнюю очередь - спецслужбы, в особенности США и государств НАТО. Мишень их деятельности - посредством определенного влияния на исламский фактор создать благоприятные экономические и геостратегические условия для соответствующих немусульманских стран в зоне распространения ислама. Многочисленность субъектов политического действия, формирующих исламский фактор на мировом уровне, свидетельствует о его неоднородности и противоречивости. Что касается России, то для нее исламский фактор представляет исключительную важность, поскольку он имеет не только внешнюю, но и внутреннюю составляющие. И от четкого понимания его структуры и свойств, а ещё от осуществляемой на этой основе политики по отношению к исламу и исламскому миру, в немалой степени будет зависеть внутри- и внешнеполитическое состояние России: будет ли она иметь нормальные, конструктивные отношения с исламским миром или мусульманский фактор все далее в теоретико-идеологическом аспекте будет наращивать экстремистский потенциал, неизбежным следствием чего на практике явится активизация террористической деятельности под исламскими знаменами и лозунгами.