25.Спор между моногенизмом и полигенизмом.
По вопросу о происхождении человека, как мы упоминали, существует две теории — моногенизма и полигенизма. Согласно первой теории — она с полной определенностью выражена в Библии — все человечество произошло от одной пары; согласно второй теории, человечество развилось во многих местах, от ряда «прародителей». Совершенно ясно, что если считать, что человек появился на земле в порядке «естественной эволюции», т. е. «превращения» высших обезьян в новый высший тип homo sapiens, — то совершенно невозможно думать, что это «превращение» имело место в одном только месте, один только раз. Конечно, «естественная эволюция», по самому ее смыслу, слепа, но именно потому что она слепа, она должна быть возможной и осуществляться в разных местах и много раз. Иначе говоря, — полигенизм есть неизбежный вывод из учения о появлении человека на земле в порядке «естественной эволюции», а моногенизм есть ясный и неотвратимый вывод из библейского повествования. Правда, у некоторых католических писателей последнего времени встречается иногда утверждение, что полигенизм вполне соединим с библейским повествованием, — но, конечно, это есть явная натяжка. Или нужно зачеркнуть вторую главу книги Бытия [35], и тогда можно, пользуясь этим, выдвигать теорию полигенизма, но если зачеркивать вторую главу книги Бытия, то это значит уже отойти от библейского текста, библейской традиции. Вопрос моногенизма или полигенизма снова и вплотную ставит нас все перед той же альтернативой о расхождении научных теорий и Библии (в вопросе о происхождении человека).
При решении спора между моногенизмом и полигенизмом на научной почве, надо считаться с тем, что если бы человек появился в разных местах земли и притом много раз (ибо почему могла бы приостановиться эта эволюция, т. е. «превращение» высшей обезьяны в человека?), то мы имели бы разные типы человека; эволюция, которую наука не может не считать «слепой» (не слепой она была бы только в том случае, если бы эволюцией «руководила» высшая над мирная сила, — но это как раз и отрицается всем замыслом теории эволюции), не должна бы и не могла бы каждый раз вести к одному и тому же типу человека. Конечно, как раз тут можно сослаться на различие рас (которых раньше считали до 4, а в современной этнологии различные авторы их насчитывают до 20), но различия рас, касающиеся строения лица, типа и окраски волос, не могут поколебать основного факта единствабелого, черного, желтого, медно-красного человечества. Мы подошли здесь к решающему моменту в рассуждении о допустимости моногенизма и полигенизма. Остановимся поэтому на проблеме единства человечества — и после обзора всего материала, с этим связанного, вернемся к решению спора между моногенизмом и полигенизмом.
- 1. Священное Писание, как источник христианской истины.
- 2. Основные идеи Библии.
- 3. Грехопадение прародителей.
- 4. Значение веры в познании мира и человека.
- Участие веры в познании.
- 5. Оценка разума в христианстве. Ограниченность нашего разума.
- Нельзя противопоставлять знание вере.
- 6.Реальность чудес. Возможность чудес.
- Реальность чудес.
- 7.Чудо воскресения Спасителя
- Невозможно отвергать реальность воскресения Христа.
- Бог и Мир. Разбор внехристианских учений о соотношении Бога и Мира.
- 9.Натурализм. Натурализм.
- Неприемлемость чистого натурализма.
- 10.Агностицизм.
- 11.Пантеизм
- 12.О бытии Божием.
- 13.Доказательства бытия Божия
- 14.Системы деизма и теизма.
- 15.Современные учения о вселенной. Происхождение Мира и Развитие Жизни. Современные учения о вселенной.
- 16.Земля как небесное тело. Земля, как небесное тело.
- 17.Особенности земли
- 18. Возникновение жизни.
- 19.Учение ч.Дарвина.
- 20.Критика дарвинизма
- О четвертом дне творения.
- 21.Человек и дочеловеческая природа
- 22.Данные палеонтологии
- 23.Данные эмбриологии.
- 24. Психические отличия человека. Психические отличия человека.
- 25.Спор между моногенизмом и полигенизмом.
- Духовное развитие есть только у человека.
- Появление огня.
- 26.Единство человеческой психики.
- Единство в эстетической жизни.
- Единство в моральной сфере.
- Единство в религиозной сфере.
- 27.Коренное единство человека. Потоп.
- Единство в развитии материальной культуры.
- Когда человек появился на земле?
- Правда библейского повествования о потопе.
- 28.Тема зла в человеке.
- 29. Объяснение зла из неведения
- Объяснение зла из тяжких социальных условий.
- 30. Дуалистическое решение темы зла.
- 31. Христианское истолкование зла. Почему допущено зло?
- Почему допущено зло?
- P.S Заключение к 1-й части.