4. Значение веры в познании мира и человека.
Мы изложили в основных чертах христианское учение о мире и человеке, учение, опирающееся на данные Откровения, т. е. являющееся предметом веры. Но на изучение и познание мира и человека претендуют другие силы нашего духа — наш разум, наш опыт. Наблюдение и эксперимент при поддержке разума стремятся познать природу, — и огромные завоевания науки, чрезвычайное развитие техники не свидетельствуют ли красноречиво о том, что именно разум и опыт компетентны в познании природы? Есть ли при этом место для нашей веры, не следует ли связывать веру только с религиозными темами, т. е. с миром: невидимым, с горним миром, с Богом? Имеет ли христианство основания развивать свое учение о мире и человеке? Не правильнее было бы разграничить область веры и область знания, усвояя вере способность проникать в то, что находится над миром, в сферу вечного и абсолютного бытия, — а познание природы и человека всецело предоставить разуму, опирающемуся на опыт? При такой постановке вопроса не было бы и надобности сопоставлять христианское и внехристианское учение о природе, о человеке... Чтобы разобраться в этом, надо поставить общий вопрос о соотношении веры и разума.
Начнем с того, что самые основы современного знания выросли как раз из христианства. В античном мире, за редкими исключениями, признавали в бытии разные «сферы» — тогда не было ясного сознания единства бытия, — и только христианство с его учением о Боге, как Творце всякого бытия, окончательно укрепило учение о единстве бытия. Отсюда и развилась идея о всеобщем значении принципа причинности, что и определило весь строй современного научного знания. История естествознания говорит нам действительно о постоянном воздействии религиозных и философских идей на развитие науки: научное сознание никогда (т. е. до ХIХ в.) не отделяло себя от религиозных идей, т. е. от данных веры. Таково свидетельство истории [6] — и, этого не могут ослабить случаи преследования деятелей науки со стороны церковных властей (что имело место только в Западной Европе) [7]. Конфликт между религией и наукой давно в этом смысле угас, и западное христианство давно признало свои ошибки: сейчас никто и нигде во имя христианства не думает ограничивать права разума и опыта в изучении природы.
- 1. Священное Писание, как источник христианской истины.
- 2. Основные идеи Библии.
- 3. Грехопадение прародителей.
- 4. Значение веры в познании мира и человека.
- Участие веры в познании.
- 5. Оценка разума в христианстве. Ограниченность нашего разума.
- Нельзя противопоставлять знание вере.
- 6.Реальность чудес. Возможность чудес.
- Реальность чудес.
- 7.Чудо воскресения Спасителя
- Невозможно отвергать реальность воскресения Христа.
- Бог и Мир. Разбор внехристианских учений о соотношении Бога и Мира.
- 9.Натурализм. Натурализм.
- Неприемлемость чистого натурализма.
- 10.Агностицизм.
- 11.Пантеизм
- 12.О бытии Божием.
- 13.Доказательства бытия Божия
- 14.Системы деизма и теизма.
- 15.Современные учения о вселенной. Происхождение Мира и Развитие Жизни. Современные учения о вселенной.
- 16.Земля как небесное тело. Земля, как небесное тело.
- 17.Особенности земли
- 18. Возникновение жизни.
- 19.Учение ч.Дарвина.
- 20.Критика дарвинизма
- О четвертом дне творения.
- 21.Человек и дочеловеческая природа
- 22.Данные палеонтологии
- 23.Данные эмбриологии.
- 24. Психические отличия человека. Психические отличия человека.
- 25.Спор между моногенизмом и полигенизмом.
- Духовное развитие есть только у человека.
- Появление огня.
- 26.Единство человеческой психики.
- Единство в эстетической жизни.
- Единство в моральной сфере.
- Единство в религиозной сфере.
- 27.Коренное единство человека. Потоп.
- Единство в развитии материальной культуры.
- Когда человек появился на земле?
- Правда библейского повествования о потопе.
- 28.Тема зла в человеке.
- 29. Объяснение зла из неведения
- Объяснение зла из тяжких социальных условий.
- 30. Дуалистическое решение темы зла.
- 31. Христианское истолкование зла. Почему допущено зло?
- Почему допущено зло?
- P.S Заключение к 1-й части.