P.S Заключение к 1-й части.
То, что мы излагали в этой части нашей книги, не просто «оправдывает» библейское и христианское учение о мире, но оно в то же время показывает всю глубину и значительность этого учения. Конечно, есть в этом учении пункты, которые остаются все же для нас неясными, так как они превосходят силы нашего ума. Но мы не можем — если мы свободны от предубеждений и готовы принять истину, как она есть — не принять, что мир существует не сам по себе, но вызван к бытию Высшей Силой, тем Абсолютным, т. е. ни от чего не зависящим Существом, которое мы зовем Богом. Мир есть создание Божие, — и вся стройность мира, целесообразность в нем, его неистощимая энергия, все это от Бога. Идея творения есть поэтому основная идея, без которой нельзя понять мир. Но утверждая тварность мира, мы принимаем и некоторую самодеятельность в нем, вложенную в нее Богом. Поэтому те ступени, по которым строился мир от простейших его форм до человека и ангелов, хотя и определены Богом, но в ряде пунктов сама Библия отмечает самодеятельность земли, когда она призывается к этому Богом. Но эта самодеятельность не дает основания для того учения об эволюции, которое исключает участие Бога в появлении на земле жизни и особенно в появлении человека. Из того, что мы говорили, ясно, что от безжизненной материи нет прямого перехода к жизни (биосфере), что и здесь имеет место «скачок» в бытии. Хотя, согласно Библии, земля сама произвела начатки жизни, но она смогла это осуществить лишь по прямому повелению Божию, — и это повеление Божие («и сказал Господь» — такова, как мы знаем, библейская формула) звучит в мире и сейчас. Самодеятельность земли поддерживается постоянным участием Бога в жизни земли.
Не менее бесспорно то, что в появлении человека на земле мы имеем дело с особым актом воли Божией. От до-человеческой природы до человека нет непрерывного перехода, в человечестве раскрываются силы, которых нет в дочеловеческой природе. Скачок от высших животных к человеку настолько бесспорен, что никакие слова об «эволюционном усилии земли» не могут быть принимаемы всерьез. Что касается гипотезы о «переходных формах» между высшими обезьянами и человеком, то надо просто признать, что если и есть какие-то загадки и неясности в тех находках, которые находят при раскопках, то они остаются все-таки настолько неопределенными, что невозможно серьезно видеть в них «переходные» к человеку формы. Только нарочитое желание отвергать библейское повествование объясняет нам упрямство у тех деятелей науки, которые самоуверенно утверждают (в вопросе о появлении человека) принцип чистой эволюции.
Человек, конечно, близок к природе и связан с ней, но эта близость, эта связь означают как раз особую задачу, которую Бог возложил на человека, как «хозяина земли». «Загадка» человека и состоит в его двойственности; он стоит «между» миром и Богом, — поэтому с человеком и вошло в мир новое бытие — «историческое». Природа живет, не творя истории и не зная ее, — а человек возвышается над ней и входит в высший духовный мир. В человеке совершенно необычайно развилась душевная и духовная сторона; человек лишь одной стороной своего существа принадлежит природе, а другой стороной он творит историческое бытие, — и эта принадлежность его к высшему миру обнаруживается в том, что человек обладает даром свободы. Сам по себе дар свободы делает человека богоподобным существом, но этот дар свободы сделал, с другой стороны, неизбежным искушение, когда оно пришло со стороны Денницы — ангела, оторвавшегося (тоже благодаря свободе) от Бога. История и есть то бытие, в котором человечество искупает свой грех, — но не своей силой, а силой нашего Спасителя, Агнца Божия, пришедшего в мир для спасения людей и спасшего нас своей вольной смертью. Воскресение Спасителя и есть победа над смертью, а приобщение в таинствах к благодатным дарам Церкви открывает перед людьми возможность усвоения спасительного подвига Господа.
Мы подошли к концу первой части книги и можем сказать — христианское учение о мире, о человеке заключает в себе всю истину. Для нашего сознания это есть то, что нам нужно. Но теперь мы должны обратиться к самому христианскому вероучению, чтобы ответить на те добросовестные и недобросовестные нападки на христианство, которые связаны с вопросом о месте христианства в истории.
- 1. Священное Писание, как источник христианской истины.
- 2. Основные идеи Библии.
- 3. Грехопадение прародителей.
- 4. Значение веры в познании мира и человека.
- Участие веры в познании.
- 5. Оценка разума в христианстве. Ограниченность нашего разума.
- Нельзя противопоставлять знание вере.
- 6.Реальность чудес. Возможность чудес.
- Реальность чудес.
- 7.Чудо воскресения Спасителя
- Невозможно отвергать реальность воскресения Христа.
- Бог и Мир. Разбор внехристианских учений о соотношении Бога и Мира.
- 9.Натурализм. Натурализм.
- Неприемлемость чистого натурализма.
- 10.Агностицизм.
- 11.Пантеизм
- 12.О бытии Божием.
- 13.Доказательства бытия Божия
- 14.Системы деизма и теизма.
- 15.Современные учения о вселенной. Происхождение Мира и Развитие Жизни. Современные учения о вселенной.
- 16.Земля как небесное тело. Земля, как небесное тело.
- 17.Особенности земли
- 18. Возникновение жизни.
- 19.Учение ч.Дарвина.
- 20.Критика дарвинизма
- О четвертом дне творения.
- 21.Человек и дочеловеческая природа
- 22.Данные палеонтологии
- 23.Данные эмбриологии.
- 24. Психические отличия человека. Психические отличия человека.
- 25.Спор между моногенизмом и полигенизмом.
- Духовное развитие есть только у человека.
- Появление огня.
- 26.Единство человеческой психики.
- Единство в эстетической жизни.
- Единство в моральной сфере.
- Единство в религиозной сфере.
- 27.Коренное единство человека. Потоп.
- Единство в развитии материальной культуры.
- Когда человек появился на земле?
- Правда библейского повествования о потопе.
- 28.Тема зла в человеке.
- 29. Объяснение зла из неведения
- Объяснение зла из тяжких социальных условий.
- 30. Дуалистическое решение темы зла.
- 31. Христианское истолкование зла. Почему допущено зло?
- Почему допущено зло?
- P.S Заключение к 1-й части.