26.Единство человеческой психики.
Единство человечества раскрывается с особой рельефной ясностью при сопоставлении психики различных народов, но не менее ясно и при историческом подходе к тому же материалу. Обратимся сначала к первой теме.
Наиболее яркое выражение действительного и основного единства психики всех людей — при всех расовых, геофизических и исторических различиях в их жизни, — мы находим прежде всего в познавательной активности. От самых примитивных до самых культурных народов потребность знания и пути и формы познания оказываются совершенно тождественными. Правда, в последнее время стали особенно выдвигать различие mentalite primitive от типа и форм умственной жизни современных людей (см. особенно работы Levy Bruhl на эти темы). Но если взять современного «дикаря» и поместить его (конечно, в раннем детстве, т. е. пока еще не окончательно сформировались у него умственные привычки) в обстановку современных культурных людей, то эти «дикари» обнаруживают такие же силы и способности в развитии и усвоении знания, какие находим мы у детей, выросших в культурных условиях. При всем огромном значении культурной традиции при формировании и развитии ума, и дети дикарей, и дети из культурной среды рассуждают совершенно одинаково. Законы логики, зависимость одних «мыслей от других, потребность логического порядка в мыслях, стремление к единству в области мысли — все это одинаково у японца и индуса, араба и дикаря из Южной Африки или Полинезии, европейца и американца. Человеческий дух всюду и всегда движется в познавательной своей активности по тем же путям; успехи в мышлении и ошибки в мышлении однородны, и возможность взаимного понимания, возможность учиться и развиваться в области познания тоже однородны. Тут кстати вспомнить и то, что впервые с полной ясностью установил великий немецкий философ Кант относительно структуры мысли (в учении о так наз. трансцендентальных элементах в познании) [36] — все это приложимо ко всем людям без исключения. Законы мышления, самые ошибки в мышлении и патологические в нем уклоны всюду одни и те же, — и именно этот факт не есть просто сходство всех людей в работе их ума, но намекает на какое-то более глубокое единство человечества, ведет к утверждению единосущия человечества.
Но не только познавательная активность однородна (по своему типу и формам) у всех людей, но и законы развития речи (поскольку речь обслуживает мышление) однородны и сходны. Если (как это принято) классифицировать все языки по признаку строения слов и речи (с тремя группами языков — флексирующими, агглютинирующими и силлабическими), то при всем огромном различии форм речи, всякая мысль может быть выражена на любом языке. Конечно, высшие формы речи (в флексирующих языках) являются более способными к выражению тончайших соотношений мысли, чего часто не хватает другим языкам, но все это лишь различные степени в общей способности речи быть орудием мысли, т. е. выражать нашу мысль.
Но не одна интеллектуальная жизнь однородна во всем человечестве, — единство человечества не менее ярко выражено и в эмоциональной сфере — в различных чувствах (и низших, и высших). Это единство особенно характерно и существенно — так как именно в эмоциональной сфере ярче всего проявляется своеобразие у каждого человека. Тем более поразительно общее единство человечества в этой области. Начнем наш обзор с высших форм чувств и прежде всего обратимся к эстетической сфере.
- 1. Священное Писание, как источник христианской истины.
- 2. Основные идеи Библии.
- 3. Грехопадение прародителей.
- 4. Значение веры в познании мира и человека.
- Участие веры в познании.
- 5. Оценка разума в христианстве. Ограниченность нашего разума.
- Нельзя противопоставлять знание вере.
- 6.Реальность чудес. Возможность чудес.
- Реальность чудес.
- 7.Чудо воскресения Спасителя
- Невозможно отвергать реальность воскресения Христа.
- Бог и Мир. Разбор внехристианских учений о соотношении Бога и Мира.
- 9.Натурализм. Натурализм.
- Неприемлемость чистого натурализма.
- 10.Агностицизм.
- 11.Пантеизм
- 12.О бытии Божием.
- 13.Доказательства бытия Божия
- 14.Системы деизма и теизма.
- 15.Современные учения о вселенной. Происхождение Мира и Развитие Жизни. Современные учения о вселенной.
- 16.Земля как небесное тело. Земля, как небесное тело.
- 17.Особенности земли
- 18. Возникновение жизни.
- 19.Учение ч.Дарвина.
- 20.Критика дарвинизма
- О четвертом дне творения.
- 21.Человек и дочеловеческая природа
- 22.Данные палеонтологии
- 23.Данные эмбриологии.
- 24. Психические отличия человека. Психические отличия человека.
- 25.Спор между моногенизмом и полигенизмом.
- Духовное развитие есть только у человека.
- Появление огня.
- 26.Единство человеческой психики.
- Единство в эстетической жизни.
- Единство в моральной сфере.
- Единство в религиозной сфере.
- 27.Коренное единство человека. Потоп.
- Единство в развитии материальной культуры.
- Когда человек появился на земле?
- Правда библейского повествования о потопе.
- 28.Тема зла в человеке.
- 29. Объяснение зла из неведения
- Объяснение зла из тяжких социальных условий.
- 30. Дуалистическое решение темы зла.
- 31. Христианское истолкование зла. Почему допущено зло?
- Почему допущено зло?
- P.S Заключение к 1-й части.