4)Рождество Христово
Каждый должен был записаться «в своем городе». Римская политика всегда примерялась к обычаям побежденных, а еврейские обычаи требовали, чтобы запись велась по коленам, родам и племенам, для чего каждому требовалось явиться на перепись в тот город, где некогда жил глава его рода. А так как Иосиф был из рода царя Давида, он и должен был отправиться в Вифлеем — в город, где родился Давид. В этом виден замечательный промысел Божий: согласно предсказанию древнего пророка св. Михея 5:2, Мессии надлежало родиться в этом городе. По римским же законам в побежденных странах наравне с мужчинами и женщины подлежали поголовной переписи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Пресвятая Дева Мария, в Ее положении, сопутствовала хранителю Своей девственности — старцу Иосифу, тем более, что Она, несомненно знавшая пророчество св. Михея, не могла не усмотреть в указе о переписи промыслительного действия Божия, направляющего Ее в Вифлеем.
«И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Евангелист подчеркивает, что Пресвятая Дева Сама спеленала Своего новорожденного Младенца: значит роды были совершенно безболезненными. Опять же, «первенцем» Сын Ее называется не потому, что после Него у Пресвятой Девы были другие дети: по закону Моисея первенцем назывался всякий перворожденный младенец мужского пола, хотя бы был он и единственным в семье. Из-за множества путешественников, приехавших раньше, а больше из-за своей бедности, св. семейство вынуждено было поселиться в одной из пещер, какими богата Палестина и куда пастухи сгоняли скот в ненастную погоду. Здесь-то и родился Божественный Мессия, положенный, вместо детской колыбели, в ясли, приняв тем самым от самого Своего рождения крест унижений и страданий для искупления человечества и самым Своим рождением давая нам урок смирения, этой высочайшей добродетели, которой Он потом постоянно учил Своих последователей. По древнему преданию во время рождения Спасителя около яслей стояли вол и осел, как бы знаком того, что «вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Исаи 1:3)
Но не одно унижение сопровождало рождение и всю земную жизнь Спасителя, а также и отблески Его Божественной славы. Пастухам, может быть, тем самым, которым принадлежала пещера и которые, благодаря хорошей погоде, ночевали в поле, явился Ангел Господень, осиянный Божественной славой, и возвестил им HYPERLINK "http://mystudies.narod.ru/bible/4ev/11.html"«великую радость» о рождении во граде Давидовом Спасителя, «Который есть Христос Господь». Здесь важно отметить слова Ангела о том, что эта «великая радость» будет «всем людям», то есть что Мессия пришел не для одних евреев, но для всего человеческого рода. Ангел при этом дал и «знамение», то есть знак, по которому они могут узнать Его: «Найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И как бы в подтверждение истинности слов Ангела явилось «многочисленное воинство небесное», целый сонм Ангелов, воспевавших дивную хвалу новорожденному Богомладенцу — Мессии: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Ангелы славят Бога, пославшего в мир Спасителя; они воспевают мир, который водворится в душах людей, уверовавших в Спасителя; они радуются за людей, которым возвращено Божие благоволение. Вышние силы, безгрешные вечные духи, непрестанно славят в небесах своего Творца и Господа, но в особенности они прославляют Его за чрезвычайное проявление Его Божественной благости, что и есть домостроительство Божие. Мир, принесенный на землю воплотившимся Сыном Божиим, нельзя смешивать с обыкновенным человеческим спокойствием и благосостоянием. Это есть мир совести в душе человека-грешника, искупленного Христом Спасителем, мир совести, примирения с Богом, с людьми и с самим собой. И лишь поскольку этот мир Божий, превосходящий всякий ум (Фил. 4:7), водворяется в душах людей, уверовавших во Христа, постольку и внешний мир становится достоянием человеческой жизни. Искупление проявило все величие Божественного благоволения, Божией любви к людям. Поэтому смысл славословия Ангелов в этом: достойно славят Бога небесные духи, ибо на земле водворяется мир и спасение, так как люди сподобились особенного Божьего благословения.
Пастухи, люди, видимо, благочестивые, тотчас поспешили туда, куда указал им Ангел, и первыми удостоились чести поклониться Христу-Младенцу. Они разглашали повсюду, куда только ни заглядывали, о явлении им Ангелов и о услышанном ими небесном славословии, и все, слышавшие их, дивились. Пресвятая Дева Мария, полная чувства глубокого смирения, запоминала все это, «слагая в сердце Своем».
- 1) Дата Рождества Христова. Природа Вифлеемской звезды
- 2)Родословие Иисуса Христа
- 3)Благовестие прав.Захарии
- 4)Рождество Христово
- 5)Сретение Господне
- 8) Крещение Господа Иисуса Христа
- 9) Сорокадневный пост и искушение от дьявола
- 10)Кана Галилейская
- 11) Беседа с Никодимом.
- 12) Беседа с Самарянкой
- 13) Общественное служение Иисуса Христа.
- 14)Галилейский период служения Господа
- 15) Нагорная проповедь- ядро всего нравственного учения Христа
- 16) Девять евангельских заповедей о блаженствах по Мф 5, 3-11
- 17) Толкование заповедей блаженства.
- 18) Нагорная проповедь: Иисус Христос и Закон. Закон любви.
- 19) Нагорная проповедь о милостыне, молитве и посте.
- 20) Молитва Господня.
- 21)Нагорная проповедь о богатстве и попечительстве.
- 22)Нагорная проповедь об отношении с ближними. Притча о 2-х путях.
- 23)Проповедь и чудеса. Смысл и значение чудес в Благовестии Царства.
- 24) События второй Пасхи общественного служения Господа (ин.5)
- 25) Чудо насыщения пяти тысяч.
- 26) Беседа о Хлебе Небесном
- 27) Общесиноптические евангельские чудеса (Галилейский период)
- 28) Евангельские чудеса Галилейского периода: уникальные и упоминаемые в двух евангелиях.
- 29) Чудеса и вера. (Галилейский период)
- 30) А) чудеса- явление Милосердия Божия.
- 31)Жанр притчи. Притчи в Ветхом Завете, у синоптиков и у ев. Иоанна
- 32)Притчи о Царстве Небесном, истолкованные Самим Господом.
- 36)Заповедь Божия и предания старцев
- 37) Смысл нарушения Господом субботнего покоя
- 38) Иисус Христос и самаряне, иисус Христос и язычники
- 40) Призвание рыбарей
- 41)Призвание Матфея
- 42)Призвание Двенадцати апостолов. Их имена
- 43) Апостольская проповедь
- 44)Общая характеристика Галилейского периода служения Господа.
- 45)Перелом евангельской истории
- 46) Исповедание Петра.Смысл и значение
- 47)Преображение Господне. Связь со страстями