3.6 Школа структурной антропологии
Еще одним признанным подходом к исследованию мифологии стал структурализм, представлен трудами К. Леви-Стросса, Ж. Лакана, Р. Барта и др. К. Леви-Стросс, изучая процессы коммуникации в современном и архаичном обществах, отмечает, что они невозможны без знаковой системы. Магическое, мифологическое мышление также функционирует посредством знаков, но имеет определенную особенность, которую исследователь называет «бриколаж». Последний означает создание любых проектов из случайных, специально не приспособленных материалов. Чтобы воспользоваться ими в процессе бриколажа, надо проигнорировать их первоначальное значение и найти совершенно новую функциональную нагрузку, порой очень неожиданную, совершенно далекую от первично задуманного им. Бриколаж подобен строительству дома на свалке, когда в качестве материалов могут использоваться любые найденные предметы, их обломки, части, первично предназначены для других целей. «Мифология ? это интеллектуальный бриколаж, который может иметь блестящие и непредсказуемые предметы». Сравнивая архаические мышления, К. Леви-Стросс пишет: «мифологическое мышление, как бриколер. Производит структуры, упорядочивая события, или даже остатки событий, тогда как наука в процессе своего самообоснования и благодаря структурам, которые она постоянно производит, то есть благодаря своим гипотезам и теориям, создает собственные средства и результаты в форме событий». Одной из разновидностей структур, которые воспроизводит мифология из «подручного материала» является, например, бинарные оппозиции вроде «верх/низ», «сакральное/профанное», «природа/культура».
Как видно из вышеприведенного обзора подходов к пониманию природы, внутренней структуры, функционирования мифологии, научные взгляды создают целую палитру концептуальных систем, посредством которых можно тем или иным способом приблизиться к толкованию мифологии.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Методологии изучения мифологии сложившиеся к началу XX вв.
- 1.1 Рационально-научный подход к исследованиям мифологии
- 1.2 «Апологитический» подход к изучению мифологии
- 2. Исторические предпосылки возникновения теорий мифа XX в.
- 3. Научные теории изучения мифологии ХХ в.
- 3.1 Исследование политического мифотворчества
- 3.2 Кембриджская школа классической филологии
- 3.3 Школа структурной антропологии
- 3.4 Символическая школа
- 3.6 Школа структурной антропологии
- 4. «Мифологическая школа» в России
- 4.1 Становление и развитие философской школы мифологии в России до ХХ века
- 4.2 Мифологическая наука России в начале ХХ в.
- 4.3 Теория мифа в советской науке
- 4.3.1 «Этнографическое» направление исследований мифа
- 4.3.2 «Филологическое» направление исследований мифа
- 20.Философия хх века, направления, школы.
- § 8. Традиции и наследие мифологической школы в х1х и хх вв.
- Билет№13(1) История изучения мифов(школы).
- Проблемные вопросы к экзамену по теории литературы
- Общая характеристика работы
- Виды мифов. История их изучения
- Миф и литература
- Мифопоэтика мифа
- 2. История изучения мифа