logo search
Византийская икона Богоматери, известная в России как Владимирская Богоматерь. Описание иконографического типа

1.1 История и чудеса

По древнему писанию, святой евангелист Лука написал три иконы Божией Матери. Посмотрев на них, Пресвятая Богородица сказала: "Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами". По преданию Православной Церкви, одной из этих трёх икон была та, которую мы знаем как Владимирскую.

Икона до 450 года находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь. В первой половине XII столетия Константинопольским патриархом Лукою Хризоверхом святая икона была послана в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, основателю первопрестольного города Москвы, и поставлена им в Вышегородском девичьем монастыре. Село Вышгород некогда принадлежало святой равноапостольной княгине Ольге, а с 1155 года стало уделом сына князя Юрия - Андрея Боголюбского, весьма благочестивого и набожного.

Многочисленные чудеса от иконы Владычицы Богородицы сообщались князю. Между прочим, было рассказано князю и о том, что святая икона несколько раз сходила со своего места и пребывала на воздухе; из этого князь понял, что надлежит переменить местопребывание иконы.

Князь поставил икону во Владимире. С этого времени - с 1160 года - святая икона стала именоваться Владимирской иконой Божией Матери.

В 1164 году икона Божией Матери Владимирская была с князем Андреем Боголюбским в походе против волжских болгар. Перед боем князь Андрей исповедался и причастился и, молясь перед иконой Богоматери, восклицал: "Всяк уповай на Тебя, Владычица, не погибнет!" Все воины вслед за князем со слезами приложились к иконе и, призывая в помощь Божию Матерь, спокойно шли в бой. Болгары были разбиты. После победы на поле сражения перед святой иконой было совершено молебствие. Во время этого богослужения в виду всего русского войска совершилось чудо: от иконы и Животворящего Креста заблистал свет, озаривший всю местность. Так как в этот же день византийский император Мануил видел свет от Креста Господня и, подкреплённый этим знамением, разбил сарацин, то по общему согласию князя Андрея Боголюбского с императором был установлен 1 августа праздник "Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня".

В 1175 году князь Андрей Боголюбский был убит во время мятежа во Владимире. Город был во власти грабителей. Тогда один священник, Николай, понёс по улицам икону Божией Матери, и мятеж утих.

Были дивные чудеса и с самой иконой. В 1135 году соборный храм, где находилась икона Божией Матери, сгорел дотла, но святая икона осталась совершенно неповреждённой. В 1237 году вместе с другими святынями чудотворная икона пострадала от нашествия татар, с неё была сорвана драгоценная риза, но сама она осталась цела и невредима. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступили на Русскую землю и приближался к Москве. У русского народа осталась надежда только на помощь Божию. Великий князь Московский Василий Димитриевич отдал распоряжение принести Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. Десять дней продолжался путь иконы от Владимира до Москвы. По сторонам дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, взывал: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!" В Москве икону ждала торжественная встреча. Крестный ход со всем духовенством Москвы, семья великого князя, бояре и московское население вышли за город на Кучково поле и, встретив икону, провожали её до Успенского собора Кремля.

Москва встретила икону 26 августа. "Весь град изыде противу иконы на сретение её", - говорит летопись. Митрополит и великий князь, "мужи и жёны, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и со иконы, со псалмы и со песньми и пении духовными, паче реще вси со слезами, иже не обрести человека не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием", - говорит летопись. Богоматерь не отвергла уповавших на Неё. В час встречи святой иконы в Москве Тамерлан спал в своём шатре. Вдруг видит он во сне высокую гору, с которой к нему спускаются святители, в сиянии ярких лучей стоит лучезарная Жена. Бесчисленные тьмы ангелов окружают Жену и держат в руках огненные мечи. Подняв их, ангелы устремились на Тамерлана… Он проснулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики заявили, что виденная им во сне Жена есть Заступница русских, Матерь христианского Бога и что сила Её неодолима. "Тогда нам с ними не сладить", - воскликнул Тамерлан и отдал своим полчищам приказ повернуть назад. И татары, и русские были глубоко изумлены этим событием. А летописец, описав происшедшее, прибавляет: "И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!"

Благодарные за своё освобождение русские построили Сретенский монастырь на месте встречи святой иконы. "Да не забудут люди дел Божиих", - повествует об этом летописец.

Итак, после 235 - летнего пребывания во Владимире икона Божией Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе.

Благодатной помощи Владимирской иконы Божией Матери приписывают избавление Москвы: от набега ордынского хана Едигея, от нападения ногайского царевича Мозавши, от нападения его отца, хана Седи - Ахмета, пошедшего войной на Москву.

В 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошёл до реки Угры, протекавшей в пределах будущих Тульской и Калужской губерний.

Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу Угры. Неожиданно на татар напал такой страх, что хан Ахмет не решился напасть на русскую рать и начал отступать. В память этого события до 1917 года в Москве ежегодно 23 июня совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь, воздвигнутый на том месте, где была встречена икона 26 августа 1395 года при нашествии Тамерлана.

В 1521 году казанский хан Махмет - Гирей, объединив татар казанских, крымских и ногайских в несметное войско, повёл их на Москву. Московский митрополит Варлаам и весь народ усердно молились Богу перед Владимирской иконой Божией Матери о помиловании и об отвращении грозного нашествия. Великий князь Василий Иоаннович едва успел собрать рать, чтобы встретить татар на реке Оке. Однако силы были неравны. Сдерживая наступление татар, он медленно отходил к Москве. В ночь осады монахиня Воскресенского монастыря увидела, как через закрытую дверь кремлёвского Успенского собора вышли святители с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Эти святители были не живые современники, а жившие за два века до того святые митрополиты Пётр и Алексий. Вот что монахиня видела дальше: у кремлёвских ворот их встретили святые Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский (также уже почитавшие) и спрашивали их, куда они уходят. Святители же отвечали им, что уходят они из города, "так как люди здесь забыли заповеди Господни". "Пали тогда святые преподобные ниц перед чудотворной иконой Божией Матери и стали молить Владычицу не оставлять собора, не дать произойти беде и не покинуть свой народ. И вернулась тогда наша Заступница в собор Успенский, и святители с Нею также, через дверь закрытую".

Монахиня поспешила рассказать обо всём, что видела и слышала. Люди собрались тогда в соборе и стали горячо молиться. Татары вдруг отступили без сражения от Москвы: им привиделось, что вокруг города собралось "воинство великое, доспехами сияющее". Таким образом, предстательством Божией Матери по молитвам русского народа перед чудотворным образом Её Владимирским Москва и Отечество наше три раза чудесным образом, без кровопролития были спасены от врагов. В память этих чудесных избавлений были установлены празднества иконе Божией Матери Владимирской: 21 мая - в память избавления от казанских, крымских и ногайских татар под предводительством Махмет - Гирея в 1521 году; 23 июня - в память избавления от татарских полчищ хана Ахмета в 1480 году; 26 августа - в память избавления Москвы от нашествия татар под предводительством Тамерлана в 1395 году.

При таких знамениях и благодеяниях, излитых на Русскую землю через чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, понятно то благоговение, которым она была окружена со стороны русского народа. Перед ней молились русские князья и цари, выступая в поход. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед нею знатнейшие люди Московского государства приносили присягу на верность своим государям.

В 1547 году в Московском Кремле произошёл сильный пожар. Икону Божией Матери Владимирской собирались вынести, но никакими силами не удалось сдвинуть её с места. В этот момент многие увидели на небе над Успенским собором светозарную Жену, осенявшую храм. Вскоре пожар утих, не тронув Успенского собора.

С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлёвском Успенском соборе. Перед ней помазывались царство наши цари и избирались первосвятители Русской земли.

В настоящее время вопрос о постоянном нахождении этой святыни не решён. По сложившейся практике икона эта, как и икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублёва, переносится из Третьяковской галереи на время богослужений в храм Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.