logo
Византийская икона Богоматери, известная в России как Владимирская Богоматерь. Описание иконографического типа

2.7 Иконы с изображением "Сретения Владимирской иконы Божией Матери"

Самые ранние сохранившиеся до настоящего времени иконы были созданы в XVI в. До этого времени храмовым образом Стретенского моностыря, вероятно, была икона - список чудотворной Владимирской иконы. Композиция самой ранней иконы (32х24 см; вторая половина XVI в.) отличается лаконизмом и по своей схеме напоминает миниатюру лицевой повести к статье о проводах иконы из Владимира в Москву. Справа - выходящие из ворот города (Москва) люди, возглавляемые митрополитом и великим князем. Изображение князя появляется здесь впервые, на миниатюре, точно следовавшей тексту повести, этого образа не было. Слева, на фоне горы, 2 священнослужителя держат на руках чудотворный образ.

В XVII в. подобные изображения, называемые "Стретение иконы Богоматери Владимирской", становятся многочисленными. Однако они представляют не столько встречу чудотворного образа 26 августа 1395 г., сколько Большой крестный ход, совершавшийся в XVII в. в дни празднований чудотворным иконам - "Владимирской" и "Казанской"; эти изображения дополнены историческими подробностями, характерными для того времени. На иконе второй половины XVII в. из церкви святого Алексия, митрополита Московского, на фоне города и горы изображена многолюдная толпа, перед которой в левой части иконы возвышается Владимирская икона с подвесной пеленой, а в правой - выделяются крупные фигуры с нимбами духовного владыки и светского правителя (митрополита Киприана и великого князя Василия) во главе "большого крестного хождения". Как следует из устава, в Большой крестный ход из Кремля брали чудотворные иконы - Владимирскую икону из Успенского собора и "Одигитрию" из Вознесенского монастыря. Обе святыни изображены на иконе: Владимирская икона на первом плане (ей посвящено празднество), "Одигитрия" - на втором. Владимирская икона изображена очень точно, левая рука Богоматери касается рукава Младенца Христа; изображение Владимирской иконы было украшено реальным серебряным окладом (не сохранился), показана подвешенная к ней пелена с Голгофским крестом.

На иконе середины XVII в. (ИАХМНИ; надпись с названием утрачена), в левой части, на фоне горок, изображены священнослужители в белых одеждах, держащие на руках 2 одинаковые по размеру иконы с широкими красными полями - Владимирскую икону и "Одигитрию". Справа - митрополит, кадящий образы, и великий князь с царским венцом на голове, оба с нимбами; за ними - выходящий из ворот города народ. На переднем плане, перед иконами, стоит отрок со свечой в руке. На иконе изображён один из моментов крестного хода, непосредственным свидетелем которого был иконописец, создавший образ. В "Сказании действенных чинов" начало XVII в., излагающем устав Большого крестного хода, указано, что, выйдя из Успенского собора, крестный ход останавливался у Вознесенского монастыря; архимандрит выходил с чудотворной "Одигитрией", её встречали Патриарх и царь (икону кадили и прикладывались к ней).

На иконе середины XVII в. из Сольвычегодска (СИХМ) представлен торжественный молебен, совершаемый перед Владимирской иконой. В верхней части, справа от храма, на фоне горного пейзажа, видны утверждённые на древках Нерукотворный образ Спасителя и икона Богоматери "Знамение", их несут участники крестного хода. Изображение новгородской святыни на сольвычегодской иконе, возможно, восходит к образу, созданному в Великом Новгороде в последней четверти XVI в. - после того как древняя чудотворная икона, принесённая сюда из Москвы в 1572 г. вместе с государевым двором Иоанна IV, неоднократно участвовала в "крестном хождении" по городу вместе с новгородской иконой Богоматери "Знамение".

Храмовый образ Сретенской церкви XVII в. в суздальском монастыре во имя святого Василия Великого представляет иконографический вариант, соединяющий особенности изображений как встречи Владимирской иконы, так и крестного хода с этой святыней. В отличие от икон "Сретение Владимирской иконы Божией Матери" митрополит и великий князь изображены без нимбов. Создавший образ суздальский мастер не имел ясного представления об изображаемом историческом событии. Видимо, в его распоряжении были разные иконографические образцы, которые он использовал в соответствии со своими художественными представлениями.