logo
Византийская икона Богоматери, известная в России как Владимирская Богоматерь. Описание иконографического типа

2.6 Миниатюры Радзивиловской летописи и Лицевого летописного свода

Первые изображения Владимирской иконы появились в лицевом Радзивиловском списке конца XV в. Владимирской летописи. Три миниатюры иллюстрируют события, связанные с Владимирской иконой. Первая Л. 200. относится к статье 1155 г., повествующей о принесении иконы из Царьграда, украшении её золотым окладом и поставлении во владимирском Успенском соборе. На миниатюре изображена икона типа "Умиление" на трёхчастной ручке - подставке; ей предстоят князь с боярами (слева) и 2 клирика с книгами в руках (справа). Вторая миниатюра Л. 205. сопровождает статью 1164 г. о победоносном походе князя Андрея на волжских булгар. Изображение Владимирской иконы здесь ещё более условное: лики Богоматери и Младенца Христа не соприкасаются; иконе молятся князь с боярами и воины. На третьей миниатюре Л. 222. показано явление князю Всеволоду Юрьевичу и его дружине Владимирской иконы вместе с "градом" Владимиром на воздухе у Суздаля; икона напоминает изображение на первой миниатюре. В обобщённых, условных рисунках переданы лишь основные особенности чудотворной Владимирской иконы.

В 70 - х гг. XVI в. были созданы миниатюры к "Повести на сретение Владимирской иконы" в Лицевом летописном своде. Древний летописец.Т. 3. БАН. 30. 7. 31. Их выполнили иконописцы "макарьевской" мастерской Кремля. 115 миниатюр подробно иллюстрируют основные эпизоды повести. Изображения Владимирской иконы здесь более точные, но, как и на миниатюрах Радзивиловской летописи, левая рука Богоматери низко опущена, что отражает иконографию Владимирской иконы до её поновления в 1514 г., а также её списков XV в. На одних миниатюрах поля иконы выделены красной рамкой, на других - рамка отсутствует (возможно, это связано с работой разных мастеров). На некоторых миниатюрах показана ткань - пелена, подвешенная к нижнему краю иконы. На первом листе сказания Л. 467. - изображение евангелиста Луки, пишущего Владимирскую икону и представляющего созданный им образ на благословение Пресвятой Богородицы; под миниатюрой киноварью написано пространное название повести. На миниатюре "Моление князя Андрея перед иконой Богоматери в монастыре в Вышгороде" Владимирская икона стоит на престоле (столе) с зелёным покровом, а рядом с ней "на воздусе" - оглавные иконы Спасителя и святого Николая с подвешенной к ним красной пеленой, ассоциирующиеся с иконами Успенского собора Кремля. Все изображения Владимирской иконы без оклада, только на миниатюре "Украшение иконы золотым окладом князем Андреем" Л. 478. на венце Богоматери показаны крупные камни, а на полях - дробницы; украшенная икона с подвесной пеленой стоит в киоте с килевидным верхом (в подобном киоте она стояла в Успенском соборе Кремля). Расположение миниатюр в основном соответствует тексту. Создавшие их мастера стремились как можно нагляднее передать содержание иллюстрируемых статей, используя традиционные иконографические образцы и западноевропейские гравюры.

В лицевой повести впервые появляется изображение встречи Владимирской иконы 26 августа 1395 г. Л. 541. В соответствии с текстом на фоне горы ("поля"), за которой виднеется крепостная стена города с главами храмов за ней, представлены 2 группы людей: справа - пришедшие из Владимира священнослужители держат на руках чудотворную икону; слева - к иконе подходит митрополит Киприан с кадилом в руке, в митре, с нимбом, рядом с ним - князь Владимир Андреевич и "прочии князи и княгини, бояре и боярыни". За ним - священники и монахи, несущие выносной крест, Нерукотворный образ Спасителя на древке, горящие кадильницы; вместе с ними шествуют певчие (отроки с книгой) и множество народа.