2.1 Художественный образ
Владимирская икона Божией Матери (праздник 21 мая, 23 июня, 26 августа), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Древней Руси, одна из великих святынь России.
Икона двусторонняя: на лицевой стороне - образ Богоматери с Младенцем, на обороте - Престол и орудия Страстей Христовых. Фон светло - охристый, позем сиреневатый, с коричневыми разводами "под мрамор", поля тёмно - охристые, надписи (IC XC. НИ КА) красные. Поля иконы надставлены с 4 сторон: первоначальный размер с узкими полями - 78х55 см, с надставленными полями - 104х68 см. На лицевой и оборотной сторонах - глубокие ковчеги с крутой лузгой.
Изображение Богоматери поясное, Младенец Христос на Её правой руке (слева); ноги Младенца закрыты хитоном, видны лишь ступня правой ноги, слегка согнутой в колене и поставленной параллельно иконной плоскости, и подошва левой ноги. Владимирская икона принадлежит к иконографическому типу, получившему название "Умиление" ("Ласкающая"), и представляет тот его вариант, в котором Младенец Христос, прильнув щекой к склонённому лику Матери, обнимает Её левой рукой за шею (под мафорием), а правую руку простирает к Её плечу; Богородица поддерживает Сына правой рукой, Её левая рука поднята и молитвенно обращена к Христу. Поскольку живопись XII в. на одеждах Младенца сохранилась лишь в небольших фрагментах, некоторые исследователи полагают, что Он мог быть изображён иначе: либо с обнажёнными до колен ножками, либо стоящим. Однако наиболее верным представляется мнение А.И. Анисимова, показавшего, что первоначальная композиция Владимирской иконы оставалась без существенных изменений.
Икона была создана как двусторонняя, выносная. В Киеве и, возможно, во Владимире она имела рукоять с трёхлопастной вилкой, отпиленную при увеличении полей иконы (боковые части вилки вошли в новое нижнее поле). На обороте иконы изначально было либо Распятие, либо Престол с орудиями Страстей; композиция могла несколько отличаться от сохранившегося изображения конца XIV - начало XV в., где представлен престол, покрытый красной тканью с синей каймой и золотым орнаментом. На престол возложены закрытое Евангелие с синим обрезом в золотом окладе, 4 гвоздя Распятия и терновый венец. На Евангелии - символ Святого Духа - белый голубь с золотым нимбом. За престолом водружён 8 - конечный Голгофский крест, по его сторонам копие и трость с губкой. Исследователи отметили смысловую связь скорбного образа Богоматери на лицевой стороне с изображением Престола с орудиями Страстей на обороте иконы и отнесли Владимирскую икону к Богородичным образам с актуальной для XII в. "страстной тематикой".
Лик Богоматери выполнен по зеленовато-оливковому санкирю прозрачными слоями светлых охр и розово-красной подрумянки. Все красочные слои сплавлены, тональные переходы незаметны. На освещённых частях лежат мазки белил, в тенях и по контурам - красные и коричневые описи. В утончённых чертах лика воедино слились греческий тип образа и вневременной духовный идеал православной культуры, выраженные языком византийско художественной традиции конца XI - начало XII в. Очертания тонкого, с горбинкой носа переходят в длинные спрямленные линии бровей. На переносице санкирная тень образует скорбную складку, усиленную тенями под бровями и нижними веками миндалевидных глаз с тёмными, поднятыми к верху зрачками. Плотно сомкнутые уста ярко - красные. Красными мазками отмечены внутренние уголки глаз. Лик Богомладенца выполнен аналогичным приёмом, но санкирь более светлый, в живописных мазках светлых охр много белил. Так же моделирована и крупная кисть руки Младенца на шее Матери. Первоначально голова Богоматери, покрытая мафорием, и абрис волос на голове Младенца были меньше по своим размерам и, вероятно, имели несколько иные пропорции. Ярко - синий чепец низко закрывал лоб (сохранённый фрагмент справа над бровью); края вишнёво - красного мафория с тёмно - охристой каймой, украшенной золотыми линиями, ближе примыкали к лику (древний фрагмент каймы виден вверху слева, между головой Младенца и ликом Матери). Судя по сохранившимся фрагментам, одежды Христа были тёмно - охристые, с золотым ассистом; на простёртой правой руке виден рукав светлой прозрачной рубашки. Фон был золотой, надписи - красные (МР ОУ и IC XC, от авторской живописи сохранились буква М и фрагменты других букв; монограмма Христа поздняя).
- Введение
- Глава 1. Византийская икона Божией Матери
- 1.1 История и чудеса
- 1.2 Собор Владимирской иконы Божией Матери
- Глава 2. Описание иконографического типа Владимирской иконы Божией Матери
- 2.1 Художественный образ
- 2.2 Оклады, приклад, киоты
- 2.3 Пелены, завесы
- 2.4 История реставрации Владимирской иконы Божией Матери
- 2.5 Владимирская икона в настенных росписях XVI - первой половины XVIII в.
- 2.6 Миниатюры Радзивиловской летописи и Лицевого летописного свода
- 2.7 Иконы с изображением "Сретения Владимирской иконы Божией Матери"
- Заключение
- Вопрос 22. Происхождение икон. Иконографические типы.
- Происхождение икон. Иконографические типы.
- Тема 1. Иконография образа Богоматери.
- 6. Иконографический тип древнейшей иконы Киевской Руси «Владимирской Богоматери».
- 17. Феномен древнерусской иконы Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых.
- Владимирская икона Божией Матери.
- Образы Богоматери
- 11. Ранневизантийские иконы.
- 1. Иконография образа Богоматери в русском искусстве