Византийская икона Богоматери, известная в России как Владимирская Богоматерь. Описание иконографического типа

курсовая работа

2.1 Художественный образ

Владимирская икона Божией Матери (праздник 21 мая, 23 июня, 26 августа), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Древней Руси, одна из великих святынь России.

Икона двусторонняя: на лицевой стороне - образ Богоматери с Младенцем, на обороте - Престол и орудия Страстей Христовых. Фон светло - охристый, позем сиреневатый, с коричневыми разводами "под мрамор", поля тёмно - охристые, надписи (IC XC. НИ КА) красные. Поля иконы надставлены с 4 сторон: первоначальный размер с узкими полями - 78х55 см, с надставленными полями - 104х68 см. На лицевой и оборотной сторонах - глубокие ковчеги с крутой лузгой.

Изображение Богоматери поясное, Младенец Христос на Её правой руке (слева); ноги Младенца закрыты хитоном, видны лишь ступня правой ноги, слегка согнутой в колене и поставленной параллельно иконной плоскости, и подошва левой ноги. Владимирская икона принадлежит к иконографическому типу, получившему название "Умиление" ("Ласкающая"), и представляет тот его вариант, в котором Младенец Христос, прильнув щекой к склонённому лику Матери, обнимает Её левой рукой за шею (под мафорием), а правую руку простирает к Её плечу; Богородица поддерживает Сына правой рукой, Её левая рука поднята и молитвенно обращена к Христу. Поскольку живопись XII в. на одеждах Младенца сохранилась лишь в небольших фрагментах, некоторые исследователи полагают, что Он мог быть изображён иначе: либо с обнажёнными до колен ножками, либо стоящим. Однако наиболее верным представляется мнение А.И. Анисимова, показавшего, что первоначальная композиция Владимирской иконы оставалась без существенных изменений.

Икона была создана как двусторонняя, выносная. В Киеве и, возможно, во Владимире она имела рукоять с трёхлопастной вилкой, отпиленную при увеличении полей иконы (боковые части вилки вошли в новое нижнее поле). На обороте иконы изначально было либо Распятие, либо Престол с орудиями Страстей; композиция могла несколько отличаться от сохранившегося изображения конца XIV - начало XV в., где представлен престол, покрытый красной тканью с синей каймой и золотым орнаментом. На престол возложены закрытое Евангелие с синим обрезом в золотом окладе, 4 гвоздя Распятия и терновый венец. На Евангелии - символ Святого Духа - белый голубь с золотым нимбом. За престолом водружён 8 - конечный Голгофский крест, по его сторонам копие и трость с губкой. Исследователи отметили смысловую связь скорбного образа Богоматери на лицевой стороне с изображением Престола с орудиями Страстей на обороте иконы и отнесли Владимирскую икону к Богородичным образам с актуальной для XII в. "страстной тематикой".

Лик Богоматери выполнен по зеленовато-оливковому санкирю прозрачными слоями светлых охр и розово-красной подрумянки. Все красочные слои сплавлены, тональные переходы незаметны. На освещённых частях лежат мазки белил, в тенях и по контурам - красные и коричневые описи. В утончённых чертах лика воедино слились греческий тип образа и вневременной духовный идеал православной культуры, выраженные языком византийско художественной традиции конца XI - начало XII в. Очертания тонкого, с горбинкой носа переходят в длинные спрямленные линии бровей. На переносице санкирная тень образует скорбную складку, усиленную тенями под бровями и нижними веками миндалевидных глаз с тёмными, поднятыми к верху зрачками. Плотно сомкнутые уста ярко - красные. Красными мазками отмечены внутренние уголки глаз. Лик Богомладенца выполнен аналогичным приёмом, но санкирь более светлый, в живописных мазках светлых охр много белил. Так же моделирована и крупная кисть руки Младенца на шее Матери. Первоначально голова Богоматери, покрытая мафорием, и абрис волос на голове Младенца были меньше по своим размерам и, вероятно, имели несколько иные пропорции. Ярко - синий чепец низко закрывал лоб (сохранённый фрагмент справа над бровью); края вишнёво - красного мафория с тёмно - охристой каймой, украшенной золотыми линиями, ближе примыкали к лику (древний фрагмент каймы виден вверху слева, между головой Младенца и ликом Матери). Судя по сохранившимся фрагментам, одежды Христа были тёмно - охристые, с золотым ассистом; на простёртой правой руке виден рукав светлой прозрачной рубашки. Фон был золотой, надписи - красные (МР ОУ и IC XC, от авторской живописи сохранились буква М и фрагменты других букв; монограмма Христа поздняя).

Делись добром ;)