logo
Византийская икона Богоматери, известная в России как Владимирская Богоматерь. Описание иконографического типа

2.3 Пелены, завесы

В источниках XII-XVI вв. сообщений о пеленах Владимирской иконы нет. Однако их существование можно предположить уже в XII в.; возможно, в Успенском соборе икона имела завесу, заменявшую створы киота. В 1514 г. по заказу великого князя Василия и его супруги Соломонии одновременно с киотом была сделана пелена с крестом из золотых дробниц, в 1680 г. она была перешита. Согласно описи 1627 г., у Владимирской иконы было 3 пелены: сделанная в 1514 г. (главная); лицевая с образом Богоматери в молении, шитая золотыми и серебряными нитями; с белым атласным крестом. Описи Успенского Собора. Стб. 381 - 382. В описи 1638 г. отмечен вклад Евдокии Лукьяновны Стрешневой (второй супруги царя Михаила Феодоровича) - убрус Владимирской иконы с изображением Деисуса и святых. Описи Успенского Собора. Стб. 533. Пелены, постоянно висевшие у иконы, ветшали, и их часто обновляли. В описи 1701 г. у образа указаны только 2 пелены: повседневная ветхая, с крестом из кованого кружева, и пелена 1514 г. Описи Успенского Собора. Стб. 581 - 582. Пелены, украшавшие икону в праздники, хранились в ризнице собора. В 1701 г. их было 3: драгоценная пелена с Голгофским крестом (ныне в ГММК); из красного бархата, подкладываемая в подножие; лицевая, с праздниками на каймах (ныне в ГММК). Описи Успенского Собора. Стб. 757 - 758. Пелена с Голгофским крестом являлась главной; её носили в Больших крестных ходах рядом с чудотворным образом. Она выполнена из дорогих материалов: итальянского золотного петельчатого аксамита, крупного жемчуга, золотых запон с алмазами, изумрудами и другими драгоценными камнями. Согласно вкладной надписи, пелена была сделана повелением царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и их детей на помин родителей царицы (боярина Ильи Данииловича Милославского и жены его Ксении, умерших в 1669 г.) из фамильных драгоценностей, перешедших после их смерти в государственную казну. На третьей, лицевой пелене воспроизведена Владимирская икона в золотом окладе митрополита Фотия. Раскрашенный рисунок, по которому шили эту пелену, был создан в 1639 г. иконописцами Марком Матвеевым и Третьяком Гавриловым. Забелин И. Домашний быт русских цариц в XVI - XVII ст. М., 1869.С. 171.