logo search
Византийская икона Богоматери, известная в России как Владимирская Богоматерь. Описание иконографического типа

2.4 История реставрации Владимирской иконы Божией Матери

В период реставрации 1918 - 1919гг. в Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи (реставратор Г.О. Чириков, наблюдатели И.Э. Грабаль и Анисимов) на лицевой стороне иконы была открыта первоначальная живопись, полностью сохранившаяся на ликах Богоматери и Младенца, а также частично на его волосах над лбом, на правой руке и на кисти левой, в нескольких небольших фрагментах на одеждах и на золотом фоне. Были обнаружены фрагменты живописных поновлений XIII в. (на одеждах Христа), вероятно относящиеся к эпохе великого князя Ярослава Всеволодовича.

В конце XIV - начале XV в. икона была полностью переписана. К этому периоду относятся сохранившиеся фрагменты живописи на плече и руке Младенца, красочный слой на Его ножках, волосах и шее, на провой руке Богоматери, а также на части одежд внизу слева, светло - жёлтый фон и тёмно - красные буквы. Композиция иконы несколько изменилась: были увеличены головы, опущена левая рука Богоматери.

К поновлению 1514 г. относятся красочный слой на основной части мафория Богоматери, на Её левой руке и пальцах правой руки, на средней части хитона Младенца, на Его правой руке и части правой ноги, тёмно - коричневый фон и поля иконы. При поновлениях левкас с испорченной древней живописью во многих местах был вырезан и заменён новым.

В XVI в. положение левой руки Богоматери было приближено к первоначальному (пальцы - на рукаве одежды Младенца). Раскрытые из - под прописи конца XIX в. и загрязнённой олифы разновременные фрагменты живописи были оставлены без тонировок. Красочный слой на обороте иконы относится к концу XIV - началу XV в., на полях - к XVI в.