logo search
ВКР

3.2. Разработка уроков

В данном параграфе обратимся непосредственно к разработке уроков по данной предметной области.

Предлагаемые разработки представляют собой два урока – один для 5 класса, второй – для 6 класса средней общеобразовательной школы в рамках школьного курса.

Урок в пятом классе посвящен теме крещения Руси, как одной из самых значительных вех в истории государства и формирования дальнейшей культуры русского народа. Урок, разработанный для шестого класса, посвящен возникновению ислама. Культурное значение ислама для всего мира является так же одним из самых обширных в истории.

Урок для 5го класса. Крещение Руси

Цели и задачи урока:

- на основании знаний учащихся о сущности и причинах возникновения религии, выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством;

- показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси;

- раскрыть социальные корни возникновения религии;

- способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.

Оснащение урока: аудиозапись (П.И.Чайковский «Литургия Иоанна Златоуста»), репродукции (картина М.В.Васнецова «Крещение киевлян», миниатюра из Радзивилловской летописи – «Владимир посылает послов для выбора веры», «Смерть варяга-христианина и его сына», «Крещение Владимира Святославовича» (текст источника), отрывки из «Повести временных лет»).

Основные формы работы на уроке: составление плана-конспекта на основные рассказы учителя и текста источника.

ХОД УРОКА

В начале урока звучит «Литургия Иоанна Златоуста» («Придите, поклонимся…») П.И.Чайковского.

Вступительное слово учителя:

Существует предание о путешествии на Русь в I в. по Р.Х. апостола Андрея Первозванного, одного из учеников Иисуса Христа. Летописец так описал это событие в «Повести временных лет»: «Андрей… прошел в устье днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим ученикам: «Видите ли, горы сии? На горах сиих воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог в нем много церквей». Он взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев».

Действительно, именно Киев стал городом первых русских храмов, колыбелью христианства на Руси. Но произошло это не сразу.

Актуализация знаний

Учитель:

- Давайте вспомним, были ли верования у древних славян? Какие это были божества? Как называлось это явление – вера во многих богов сразу?

Учитель:

В IX в. Византийская империя стала культурным важнейшим центром и очагом христианской веры. В 862 г. византийский император Михаил по просьбе моравского князя Ростислава отправил к славянам с проповеднической миссией ученых монахов – братьев Кирилла и Мефодия, которые «могли бы рассказать о книжных словах и о смысле их». Хорошо знавшие славянские наречия Кирилл и Мефодий составили азбуку (впоследствии названной кириллицей и ставшую основой русского алфавита), перевели на славянский язык богослужебные книги. Ко времени крещения Руси христианство уже было распространено среди южнославянских народов.

Первые эпизоды крещения русских князей относится к концу VIII – началу IX вв.

В 860 г. киевские князья Аскольд и Дир совершили набег на Византию, появившись, «как молния, ниспосланная с неба», у Константинополя флот из 200 ладей. Но попытка захватить этот легендарный город не удалась: по свидетельствам греческих источников, поднявшаяся вследствие заступничества Богородицы буря разметала русский флот. Оставшиеся в живых руссы сняли осаду. Одним из условий перемирия и заключенного позже на его основе договора любви и мира стало крещение руссов. Есть предположение, что крещение Аскольда, Дира и их дружины совершили сами Кирилл и Мефодий. Возвратившись, домой христианином, Аскольд построил в Киеве церковь Ильи Пророка.

При киевских князьях Олеге и Игоре все более развиваются политические и торговые отношения Киевской Руси с Византией. Византийцы знакомили послов князя Олега с христианской религией, показывали им храмы и священные реликвии. А в 944 г., при князе Игоре, Русь подписала мирный договор с империей. Этот договор должен был утверждаться обеими религиозными общинами города Киева: Русь крещеная (христиане) приводила к присяге в церкви Ильи Пророка, а Русь некрещеная (язычники) клялись на оружии перед идолом Перуна.

Супруга Игоря – Ольга, с 945 г. управлявшая государством от имени малолетнего сына Святослава, не могла не считаться с тем, что христианство уже принято многими европейскими народами. В 955 г. (по другим источникам в 957 г.) Ольга прибыла с миссией в Константинополь, где приняла крещение. Ее крестил патриарх Феофилакт, а крестным отцом стал император Константин.

Княгине Ольге хотелось видеть христианином своего сына Святослава. Тот же больше заботится о воинской славе, хотя, по словам летописца, если кто собирался креститься, то князь не запрещал, а только насмехался. Святослав, проведший большую часть жизни в походах, погиб в 972 г. вдали от родной земли, оставшись язычником.

Старший сын Святослава, Ярополк, стал княжить в Киеве, был женат на христианке и, возможно сам принял крещение. Второму сыну, Олегу, досталась Древлянская земля. Младшего сына Святослава, Владимира, в раннем детстве воспитывала его бабушка – христианка, которая и заронила в душу мальчика семена православной веры. Восьмилетний Владимир был отправлен Святославом в Новгород под присмотр дяди Добрыни Любечанина, язычника. В 980 г. Владимир завладел киевским престолом, а Ярополк по воле брата был убит. Отличаясь государственной мудростью и личной храбростью, Владимир вел жизнь порочную, был человеком мстительным и жестоким. Став киевским князем, Владимир приказал на холме рядом со своими теремами поставить деревянных кумиров – изображения главных 6 богов славян, а том числе Перуна с серебряной головой и золотыми усами.

В 983 г. Владимир ходил войной на ятвягов и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: «Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам». Жребий пал на юного Ивана, сына одного варяга-христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: «Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву». Федор же отвечал: «Ваши боги – истуканы, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам». Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: «Дай сына своего богам!». Он отвечал: «Пусть боги сами придут и возьмут его если они боги. А вы о чем хлопочите?». Яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов.

Тем не менее, именно при Владимире христианство стало государственной религией. Когда и как в душе Владимира произошел поворот к христианству, точно установить, разумеется, невозможно. Однако можно предположить, что Владимир задумывался над содеянным в своей бурной жизни, полной убийств, клятвопреступлений и разврата. Духовное опустошение, непреодолимое с помощью языческих обрядов, раскаяние привели Владимира к мысли от принятия христианства.

События, если верить летописцу, разворачивались следующим образом. В Византии началось восстание против императора Василия II, и положение его оказалось очень тяжелым. Василий обратился к киевскому князю Владимиру за помощью. Владимир согласился, но с условием, что женится на сестре императора Анне. Византийский монах был вынужден принять это условие, но выдвинул свое: Владимир должен был креститься, ведь Анна – христианка. Владимир помог Василию сохранить трон, но император не торопился выполнять свое обещание.

Согласно летописи, сначала князь пригласил проповедников из разных стран, выслушал их, но выбора сделать не смог. Тогда, посоветовавшись с боярами, он послал доверенных людей в разные концы света.

Задание. Работа с текстом. познакомиться с отрывками из «Повести временных лет» и ответить на вопросы:

Куда и зачем направил князь Владимир послов?

Почему было решено принять крещение от греков? Можно ли считать, что основную роль в выборе веры сыграла красота православных обрядов?

Чем руководствовался князь Владимир при выборе веры – личными или государственными соображениями?

Воспроизведем фрагмент этого источника.

ФРАГМЕНТ 1. «Корсунская легенда» (Выбор веры).

Избрали мужей славных и разумных, числом десять, и сказали им: «Идите к болгарам, немцам и грекам, испытайте веру их». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они возвратились, созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказали им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними». Он же сказали: «Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах их службу различную, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки, ввели нас туда, где служат они Богу своему и не знали – на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как лучше рассказать об этом. Знаем только. Что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже быть в язычестве».

Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была он мудрейшей из всех людей».

И спросил Владимир: «Где примем крещение?».

Они же сказали: «Где тебе любо».

Если верить летописцу, именно после этого испытания вер Владимир принял окончательное решение. Летописное повествование о крещении Владимира принято называть Корсунской легендой.

Тогда Владимир решил принудить Византию к исполнению данных обязательств силой, захватив город Херсонес (Корсунь) в Крыму. Анну срочно отправили в Корсунь. Владимир крестился. «Епископ же Корсунский с царицыными попами крестил Владимира. Многие дружинники, увидев это, крестились», - повествует летопись. Сочетавшись браком с Анной, Владимир возвратился в Киев со священниками, и иконами. По возвращению он крестил всех своих сыновей. По примеру князя крестились многие знатные бояре, затем Владимир приступил к крещению жителей Киева.

Обстоятельства крещения киевлян также описаны в «Повети временных лет».

ФРАГМЕНТ 2. (Обстоятельства крещения киевлян).

Владимир…повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его железами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие от людей. Велик ты, Господи, и чудны дела твои! Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его не верные, так как не приняли они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И пристави Владимир людей, к нему сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как она зовется до сих пор.

Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по всюду стольких спасенных душ.

Учащиеся изучают документ и обсуждают его содержание, отвечая на вопросы:

Где и как крестили киевлян?

Как поступил князь Владимир с языческими идолами?

Охотно ли расставались киевляне со старой верой? После крещения киевлян христианская вера распространилась по всей Руси.

ФРАГМЕНТ 3. (Что нового?)

Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие… И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…

Когда отданы, были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен, будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и по милости своей помиловал их Бог. Как сказал пророк: «Помилую, кого хочу».

Познакомившись с 3-м фрагментом, ученики отвечают на вопросы:

Что нового появилось в жизни русского народа после принятия христианства?

Как принятие христианства отразилось на нравственных основах народной жизни?

План-конспект. ЗНАЧЕНИЕ крещения РУСИ.

Крещение Руси явление прогрессивное. Об этом свидетельствуют:

1. Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами.

2. Укрепление государственной власти и порядка в стране.

3. Распространение славянской письменности, грамотности на Руси.

4. Приобщение к греческой(византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи.

5. Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д.

6. Укрепление семьи и нравственных основ жизни.

7. Подъем духовности Руси, появление монастырей.

Завершает урок беседа, в ходе которой обсуждается значение крещения Руси. (Основным вопросом может стать, например, такой: можно ли сделать вывод, что крещение Руси – явление прогрессивное?) Результатом обсуждения становятся записи в планах-конспектах. Учитель предлагает ученикам дополнить записи дома после окончания с текстом параграфа и иными материалами. В итоге в ученических тетрадях появляются записи в виде планов-конспектов «Первые шаги христианства на Руси» и «Значение крещение Руси».

Поскольку христианство относится к одной из мировых религий, то в данном уроке затронут весь процесс возникновения христианства от Византии до Руси. В отобранных для урока фрагментах, несмотря на описание достаточно жестоких мер по избавлению от языческих идолов, отражено основное – Владимир принес Руси христианство.