2.2 Сводная таблица представленности религиоведческого материала в учебниках. Выводы по результатам анализа
В данном пункте представим сводную сравнительную таблицу представленности религиоведческого материала в учебниках.
Таблица 1.
Сводная таблица представленности религиоведческого материала в учебниках (5-7 классы)
Критерии | Учебники | |||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | ||||
С.В. Колпаков | А.А. Вигасин | М.В. Пономарев | Е.В. Агибалова | В.А. Ведюшкин (История Нового времени) | Данилов А.А. (История России) | |
Представленность религиоведческого материала (от 1 до 10; 10 – макс. представленность) | 9 (религиоведческая информация имеется в каждом разделе учебника) | 9 (религиоведческая информация имеется в каждом разделе учебника, 2 параграфа посвящены вопросам христианства) | 10 (очень высокий уровень представленности) | 9 (достаточно высокий уровень предсталенности религиоведческого материала) | 6 (средний уровень представленности религиоведческого материала) | 6 (средний уровень представленности религиоведческого материала) |
Число упоминаний | Более 150 | Более 120 | Более 170 | Более 150 | Более 70 | Более 70 |
Объективность в изложении материала (от 1 до 10; 10 – макс. объективность) | 8 | 7 | 9 | 9 | 8 | 7 |
Тактичность в изложении материала (от 1 до 10; 10 – макс. объективность) | 8 | 4 | 8 | 9 | 6 | 6 |
Примечание, особые моменты | Достаточно высокая степень эмоциональности в изложении материала о ранних христианах в Древнем мире. | На наш взгляд, изложение материала о христианстве как «мифов» вызвало бы негативную реакцию у верующих людей. Также обозначение данной информации как мифов уже может способствовать формированию атеистического восприятия. | В большей степени представлены христианство и ислам, в меньшей степени: буддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм, индуизм. | Христианству уделено значительно больше внимания, чем другим религиям. Слабо представлены буддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм, индуизм. | Основной акцент сделан на взаимоотношениях католиков и протестантов | Высокий уровень объективности в изложении материала касательно именно православного направления в христианстве |
Проблемные моменты | Отсутствие точки зрения, сближающей божественную и эволюционную теории происхождения человека. | Некоторая нетактичность в изложении материала. | Значительная меньшая представленность таких религий как буддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм, индуизм | Недостаточно внимания уделено межконфессиональным взаимодействиям в рамках православия. | Недостаточно представлены такие религии как конфуцианство, синтоизм, индуизм. | Представленность материала исключительно с позиции России (в религиозном плане) |
Таблица 2.
Сводная таблица представленности религиоведческого материала в учебниках (8-9 классы)
Критерии | Учебники | |||
8 класс | 9 класс | |||
В.А. Ведюшкин | А.А. Данилов |
|
| |
Представленность религиоведческого материала (от 1 до 10; 10 – макс. представленность) | 4 (низкий уровень представленности религиоведческого материала) | 5 (довольно низкий уровень представленности религиоведческого материала) | 5 (довольно низкий уровень представленности религиоведческого материала) | 3 (очень низкий уровень представленности религиоведческого материала) |
Число упоминаний | Менее 50 | Менее 60 | Менее 60 | Менее 30 |
Объективность в изложении материала (от 1 до 10; 10 – макс. объективность) | 9 | 9 | 9 | 9 |
Тактичность в изложении материала (от 1 до 10; 10 – макс. объективность) | 8 | 8 | 8 | 9 |
Примечание, особые моменты |
|
|
|
|
Проблемные моменты | Низкий уровень представленности религиозного материала, не обозначена роль религии в новом времени | Слабая представленность особенностей религиозной жизни представителей не титульной нации России | Недостаточно раскрыты взаимоотношения в обществе (в религиозном плане) после революции. Отсутствует сформированная картина религиозной жизни в российском обществе до революции. Не продемонстрировано отношение населения к переходу к атеизму. | Религиоведческие аспекты можно было бы раскрыть с проекцией на их состояние на современном этапе |
Резюмируем основные выводы по проделанному анализу:
Уровень представленности религиоведческого материала в учебниках истории значительно различается, во-первых, в зависимости непосредственно от авторов учебника, а во-вторых (и данное отличие - принципиально) в зависимости от освещаемого периода.
Чем современнее период, освещаемый в учебнике истории, тем меньшая представленность религиоведческого материала для него характера, что определяется снижением роли религии в обществе и процессами секуляризации. Наивысший уровень представленности религиоведческого материала в учебниках истории характерен для учебников, раскрывающих периоды «Дневний мир» и «Средневековье» (учебники за 5-6 класс).
Период Средневековья практически полностью изложен в терминах религии, что определяется спецификой данного периода.
Чем современнее учебник по истории - тем с более высоким уровнем объективности и такта излагается религиоведческий материал.
Наибольшее внимание в учебниках уделяется христианству – меньшее – исламу и гораздо меньшее – другим религиям (буддизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство, индуизм и т.д.).
Можно выделить некоторые моменты в формировании негативного отношения к другими религиям и конфессиям (в противовес православию) в учебниках истории России.
В то же время изложение материала о православии в учебниках по истории России характеризуется высоким уровнем объективности, представлены положительные и отрицательные моменты в православии в нашей стране.
В учебниках оп истории России и истории Нового периода и современного времени практически не отражена роль религии в обществе.
Самый низкий уровень представленности религиоведческого материала – в учебниках по всеобщей истории нового периода.
В рассмотренных учебниках религия не рассматривается с проекцией на современные отношения.
Далее в третьей главе представим практические разработки уроков, посвященных религиоведческим аспектам в рамках преподавания школьного курса истории.
- 1. Теоретические аспекты исследования представленности в школьных учебниках истории религиоведческой проблематики 8
- 2. Анализ содержания религиоведческого материала в учебниках истории за 5 – 9 классы 25
- 3. Разработка уроков, посвященных религиоведческим аспектам в рамках преподавания школьного курса истории 42
- Введение
- 1. Теоретические аспекты исследования представленности в школьных учебниках истории религиоведческой проблематики
- 1.1 Значимость религиоведческих знаний для современного школьника. Методика обучения религиоведческим знаниям
- 1.2 Развитие содержания религиоведческих знаний в школьных курсах истории
- 2. Анализ содержания религиоведческого материала в учебниках истории за 5 – 9 классы
- 2.1 Контент-анализ учебников истории за 5 – 9 класс
- 2.2 Сводная таблица представленности религиоведческого материала в учебниках. Выводы по результатам анализа
- 3. Разработка уроков, посвященных религиоведческим аспектам в рамках преподавания школьного курса истории
- 3.1. Основные цели, задачи, принципы разработки уроков, посвященных религиоведческим аспектам в рамках преподавания школьного курса истории
- 3.2. Разработка уроков
- План-конспект урока по истории средних веков в 6 классе
- Ход урока
- 1.Актуализация знаний по теме: «Культура Византии»
- 2.Переход к изучению новой темы
- Что способствовало объединению арабов?
- 3.Изучение новой темы
- 7.Закрепление изученного материала.
- Вставьте пропущенные слова
- 8. Выставление оценок. Домашнее задание Заключение
- Список использованной литературы