logo
ВКР

1.1 Значимость религиоведческих знаний для современного школьника. Методика обучения религиоведческим знаниям

В настоящее время такой вопрос как представление религиоведческих знаний в рамках школьного образования является дискуссионным и дискуссии эти носят достаточно острый характер.

Но наиболее острые дискуссии разворачиваются в отношении вопроса о преподавании отдельного религиоведческого курса в школе, что же касается преподавания религиоведческих знаний в рамках школьного курса истории – большинство специалистов сходятся во мнении, что данный аспект школьного образования является необходимым, поскольку религия является неотъемлемым элементом современного общества.

Аргументы в пользу преподавания религиоведческих знаний, указывают на то, что современному человеку необходимо и полезно иметь знания из области религиоведения.

Содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира.

В то же время религия присутствует в данной картине мира (хотя и не согласуется с материалистическим пониманием мира), именно поэтому учитель должен знакомить учащихся с этими альтернативами и давать им собственную оценку. Но он не вправе навязывать ученикам свою точку зрения: школьники должны самостоятельно принять решения на основе представленного достоверного материала, в том числе – и по религиозным аспектам.[15]

Методика обучения религиоведческим знаниям – это совокупность приемов и подходов при взаимодействии учителя и учеников в процессе обучения религиоведческим знаниям. Основной функцией методики обучения является внутренняя организация и регулирования процесса познания учеником религиоведческих фактов и феноменов.

Поэтому методика обучения религиоведения должна опираться на совокупность определенных правил, способов, системы предписаний, принципов и требований которые ориентировать ученика на получение и освоения знаний в области религиоведения, благодаря которым школьник сможет достигнуть определенного результата в этой сфере познавательной деятельности.

Педагог, который приступает (или уже приступил) к преподаванию религиоведческих аспектов в курсе истории в школе, должен обязательно учитывать все выше изложенные факторы в процессе обучения, знать законодательную базу и учитывать ее при подготовке к занятиям.

Методика обучения тесным образом связана с основными факторами обучения. Факторами религиоведческого обучения являются:[20, с.78-79]

Ориентируясь на методику и факторы обучения можно сформировать методологические и организационные проблемы, которые возникают при преподавании религиоведческих знаний в школах.

Одной из первейших проблем в современном российском обществе, в связи с преподаванием религиоведческих знаний в школе, является недостаточный уровень подготовки учителей истории по данному аспекту.

Второй пункт в проблематике преподавания религиоведческих дисциплин лежит в области формирования толерантности у школьников. Светская школа должна создать такой морально-психологический климат, который бы способствовал мировоззренческой нейтральности, которая крайне необходима в нашем демократическом обществе, где плюрализм мировоззрений является условием для диалога между свободными личностями. А это в свою очередь требует от методики преподавания отстраненность педагога от своих идеологических пристрастий, то есть материал должен быть изложен предельно объективно, не задевая чувства верующих или неверующих учащихся, и основан предельно точным в историческом и фактическом материале. [20, с.78-79]

Подводя итог, необходимо напомнить, что религиоведческие знания необходимы современному человеку. Но преподавание религиоведческих знаний в курсе истории имеет свою специфику и особенности, которые должны быть учтены при преподавании.