1.2 Развитие содержания религиоведческих знаний в школьных курсах истории
В начале 90-х годов перед разработчиками исторического образования встала проблема формулирования новых воспитательно-образовательных целей и содержания, соответствующих объявленному демократическому курсу развития российского общества.
Историки начали преодолевать мировоззренческий и нравственно-ценностный вакуум, активно участвовать в поиске целей и приоритетов содержания образования и воспитания. Круглые столы, дискуссии, форумы, семинары заполнили педагогические издания и средства массовой информации. Их результатом явилось, начиная с первой половины 90-х годов, появление нескольких десятков новых учебных программ и учебников по истории. [16, с.34-38]
Анализ содержания базовых программ и учебников по истории за последние 10 лет, проведенный нами, выявил их значительную эволюцию в отношении содержания и качества религиоведческих знаний. Видимые изменения проходили два этапа: первый - с 1990/1991 годов по 1993/1994 годы, второй - с 1994 по 2001 год.
Первый этап характеризовался постепенным удалением атеистического содержания и одновременным внесением культурологических знаний о религии. К характерным недостаткам в этот период можно отнести разрозненность и обрывочность религиоведческих знаний. Культура религии и Церкви, рассматривавшиеся ранее с позиций марксистско-ленинской идеологии, становятся предметом дискуссий. При этом традиционные религии народов России зачастую не отделяются от мифологии или ставится в один ряд с политическими доктринами и социальными концепциями.
Сохраняется резкое противопоставление материального и идеального в культуре, науке и религии, продолжает сохраняться преувеличение роли социально-экономического фактора в развитии общества. В то время как новые учебные курсы обществознания стремительно обновляются правовыми, политическими и экономическими знаниями, содержание образования в области духовной культуры общества обновляется существенно меньшими темпами. [16, с.34-38]
Наиболее распространенным в средней общеобразовательной школе и близким к решению задач гражданского воспитания школьников был историко-обществоведческий учебный курс авторского коллектива под руководством профессора Л.Н. Боголюбова под названием «Основы современной цивилизации». В отличие от устаревших обществоведческих курсов, в основу этого курса был положен цивилизационный подход к общественно-историческому развитию. Раздел программы и учебного пособия «Духовная жизнь современного человека» содержал религиоведческие знания, позволявшие рассматривать духовно-ценностные ориентации личности и общества. Однако в данном пособии не было развернутого определения религии, понятий религиозного культа и религиозной веры, отсутствовали основные элементы религиозной картины мира, веротерпимость трактовалась в понятиях экуменизма. Поэтому в первой редакции данного курса отразились многие недостатки, свойственные переходному периоду в развитии обществоведческого образования, его становлению на новые правовые и идейно-мировоззренческие основы.
Второй этап изменения базовых программ и учебных пособий по истории и обществознанию, в том числе в содержании религиоведческих знаний был инициирован инструктивным письмом Минобразования России № 47/20-11п от 19.03.93 г., отменившим письма Министерства просвещения РСФСР от 24.08.71 г. № 389 «Об усилении атеистического воспитания учащихся общеобразовательных школ и студентов педагогических учебных заведений»; от 09.08.74 г. № 357-М «Об усилении научно-атеистического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы»; от 15.04.84 г. № 4-14/130/33-24/14-446/16 «О рекомендациях по дальнейшему улучшению атеистической пропаганды среди учащихся в свете решений Июньского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС», как противоречащие новым федеральным законам «Об образовании» и «О свободе вероисповедания». [16, с.34-38]
Процесс обновления содержания религиоведческих знаний в курсах истории и обществознания еще более ускорился после публикации справки коллегии Минобразования России № 24/1 от 28.12.94 г., где была определена стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях. Эта стратегия, в частности, определила в качестве приоритетной задачи гражданское образование и воспитание и предусматривала освоение каждым человеком трех кругов ценностей: этнокультурных, общенациональных (российских) и общечеловеческих (планетарных). А так как традиции отечественной культуры, духовные идеалы и ценности в России в значительной мере складывались под влиянием православного христианства (у других народов России - соответствующих традиционных религий), это ориентировало разработчиков учебных пособий и программ на активное использование отечественной духовной традиции в развитии содержания образования, в том числе гражданского воспитания школьников.
В системе среднего образования начался активный период развития вариативных форм обучения и воспитания, что было связано с появлением негосударственного светского образования (в том числе конфессионального - православных и др. школ, детских садов, гимназий), а также установкой на развитие самостоятельности (автономности) образовательных учреждений в развитии своей образовательной программы.
Организационно эта установка была подкреплена выделением в учебном плане инвариантной базовой части (федеральный компонент образования) и вариативной (региональный и школьный компоненты образования) с соответствующим распределением учебных часов. В школах появляется множество новых учебных курсов, в том числе мировоззренческих и религиоведческих, которые преподаются как дополнительные в отношении базового историко-обществоведческого образования в вариативной части учебного плана. [16, с.34-38]
В Письме Министерства образования Российской Федерации «О преподавании курсов истории и обществоведения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1994/95 учебном году» указывается, что в базисный учебный план средней общеобразовательной школы входит образовательная область «Общественные дисциплины», которая может включать такие предметы, как история Отечества, всеобщая история, школьникам о праве, человек и общество, основы современной цивилизации, современный мир, экономика, политология; дисциплины, отвечающие потребностям региона, интересам учащихся; специальный предмет граждановедение. Образовательная область может быть представлена как отдельными предметами, так и интегрированными курсами. Предлагаемые традиционные и инновационные курсы призваны обеспечить новое качество гуманитарного образования, воспитать гражданина России.
В свете новых задач исторического содержания образования вновь создаваемые программы и учебные пособия содержали существенные позитивные изменения. Во многих учебниках стали даваться различные оценки исторических личностей и теорий, которые ранее давались исключительно на основе атеистических убеждений и классового подхода, что приводило к унижению отечественной истории, ее выдающихся деятелей в глазах учащихся. Определились разнообразные подходы к историческим событиям, явлениям. Выявилось стремление большей части авторов к объективности, взвешенным оценкам религиозного фактора в жизни человека и общества, возросло количество религиоведческих знаний в содержании исторического образования.
При обновлении содержания исторического образования формируется оптимальный уровень интеграции религиоведческих знаний. В настоящее время историческое образование представлено множеством вариативных учебных курсов, программ, учебных пособий. Объем религиоведческих знаний за последние несколько лет в них значительно увеличился, а качество повысилось.
В отсутствии единой концепции исторического образования, сложно оценивать качества представленных курсов и учебных пособий, написанных на разных методологических основах. Вместе с тем, в контексте данного исследования, с точки зрения состава и качества религиоведческих знаний, наиболее удачным можно считать курс авторского коллектива В.И. Буганова, П.Н. Зырянова, А.Н. Сахарова «История России с древнейших времен до 1917 года». [16, с.34-38]
Содержание этого курса принципиально направлено на развитие гражданско-патриотических чувств школьников. Воспитание гражданских качеств учащихся осуществляется на примерах жизнедеятельности выдающихся отечественных личностей, раскрытии духовно-нравственной, в том числе религиозной, мотивации их идей и поступков. В содержание пособий этого курса хронологически введены отдельные параграфы о духовной культуре России, а также истории и культуре Русской Православной Церкви, образующие в курсе и пособии логическую систему взаимосвязанных религиоведческих знаний.
Значительно изменен и качественно доработан, в том числе и на предмет содержания религиоведческих знаний, в 2001 г. учебный курс для 10-11 классов общеобразовательных учреждений И.Н. Попова «Российская цивилизация IX - начало XX века». Он отличается от остальных курсов весьма сложной внутренней структурой и логикой. В основе его методологии лежит теория локальных цивилизаций А. Тойнби, определившая важнейшим фактором формирования и развития цивилизаций религиозные верования народов. Поэтому - красной нитью через весь курс проходит идея создания религиями народов «великой традиции», включающей в себя нормы поведения, культурные ценности и культурные идеалы, создающей неповторимую цивилизацию, в том числе и российскую.
В учебном курсе исследуется воздействие на национальную культуру западноевропейских норм, ценностей и идеалов, а также культурных традиций мусульманского Востока. Дан анализ основных этапов роста общественного самосознания в стране: от языческого родоплеменного к христианскому, православному, национальному, имперскому, современному и до глобального. Совмещение в курсе истории российской цивилизации государственнического и демократического аспектов позволяют одновременно воспитывать гордость российского гражданина за свою страну и развивать самокритичный взгляд на ее историю. [16, с.34-38]
История российской цивилизации рассматривается как материал для творческого развития самосознания учащихся и осмысления ими перспектив дальнейшего развития общества и государства. Этому способствуют предусмотренные автором практические и семинарские занятия по документам к отдельным параграфам религиоведческого содержания, например: «Роль идеала Правды в русской истории», «Христианство. Одна религия, два мировоззрения», «Патриархальная русская семья в XVI веке», «Национальное сознание и национальные предрассудки», «Ценности государства и ценности общества в сознании русского чиновничества первой половины XIX века», «Иерархия коллективных и индивидуальных ценностей в сознании русского крестьянина», «Зло во имя справедливости», «Марксизм и идеалы русской традиционной культуры».
Многие знания о религии содержит и учебное пособие для учащихся 10-11 классов «История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века» В.М. Хачатуряна. Это учебное пособие знакомит школьников с основными закономерностями и направлениями развития мирового цивилизационного процесса. Религиоведческие знания содержатся в отдельных параграфах, преимущественно в разделах о духовном мире конкретных обществ: древних цивилизаций, европейского средневековья, Византии, цивилизаций Востока, а также в разделе культуры и народных верований России.
Но воспитательный потенциал данного пособия незначителен в силу его слабой методической разработки. Обилие имен, фактов, сложных терминов затрудняет усвоение школьниками религиоведческих знаний и снижает их воспитательные возможности. Системно-понятийный характер подачи материала рассчитан скорее на студенческую аудиторию, чем на школьников. Получаемая информация носит больше справочный, а не учебный характер. Гражданский воспитательный потенциал религиоведческих знаний почти отсутствует, так как за исключением семинарских занятий, учебное пособие рассчитано на передачу учащимся формальных знаний, а не на их личностное развитие, слабо формирует мотивационную сферу и общеучебные умения. [16, с.34-38]
Учебник по всеобщей истории для 10 класса общеобразовательных учреждений О.В. Волобуева, В.А. Клопова, М.В. Пономарева, В.А. Рогожкина «Россия и мир. История с древнейших времен до конца XIX века» знакомит учащихся с основными тенденциями мирового общественного развития от Древнего Востока и античности до XIX века. При этом авторы учебника вписывают Россию в круг европейской цивилизации, выделяя отдельные периоды в ее истории, а также влияние восточных держав. Присутствует описание цивилизационных особенностей России от Запада и Востока. Исторический материал подается в обобщенном, кратком виде. Подробнее анализируются исторические ситуации и причинно-следственные связи. Религиоведческий материал присутствует в минимальном количестве, соответственно и воспитательный потенциал религиоведческих знаний при преподавании истории по данному курсу, оказывается реализованным не полностью.
Учебное пособие по истории Отечества для 9 класса общеобразовательных учреждений «История России» под редакцией АА. Данилова и Л.Г. Косулиной 1996 года было предназначено для использования в качестве переходного пособия по истории за период с 1900 по 1994 год и содержит необходимый теоретический и фактический материал. Но знаний о религии в жизни общества, религиозной культуре в данном пособии практически нет. Только в параграфе о духовной жизни России после прихода к власти большевиков есть страница, посвященная взаимоотношениям Церкви и молодого советского государства. [16, с.34-38]
Позже данное пособие было переработано и дополнено и в 2001 г. вышло под названием «История государства и народов России. XX век» для учащихся 9 класса. Новый учебник является заключительной частью курса истории государства и народов России и отражает главные события политической, экономической и культурной жизни России в XX веке, освещает проблемы взаимоотношений государства и личности, прослеживается путь развития этносов в российской истории. Хотя явно односторонне идеологизированные разделы из учебника изъяты, ограниченность в освещении религиоведческих знаний указывает на определенную преемственность в подборе исторического содержания. Из нового учебника был исключен единственный религиоведческий раздел об отношении большевиков к религии и Церкви, имевшийся в предыдущем издании. При этом добавлен раздел о влиянии религии и Церкви на общественное сознание в параграф о духовной жизни современного российского общества, где сказано, что к середине 90-х гг. до 34% взрослого населения страны считает себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.
Указав на столь значительное изменение в общественной жизни России, авторы, тем не менее, никак не отразили это изменение в отношении россиян к религии в других разделах пособия, не включили религиоведческие знания в характеристику важнейших событий отечественной истории в XX веке. В том же разделе было отмечено, что «демократизация политической и духовной жизни Россию привела к экспансии самых разных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. В этих условиях традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих». Это положение, по нашему мнению, явно устарело, так как бороться с деструктивной деятельностью радикальных религиозных сект, разрушающих личность, культуру и общество, должны не столько традиционные религиозные конфессии, но, прежде всего, государственные структуры, все другие социальные институты, в том числе общеобразовательная школа.
Данный пример характерен для учебных пособий, авторы которых явно занижают роль религиозной сферы в жизни общества (парадоксально не реагируя на приводимые ими же кардинальные изменения в этой сфере, которые фиксируются социологическими опросами). К числу таких пособий относится и учебник по истории для учащихся 11 класса общеобразовательной школы В.П. Дмитриенко, В.Д. Есакова и В.А. Шестакова «История Отечества XX век». Он охватывает политические и экономические события России с 1917 до 1993 года, при этом вопросы культуры и религии в пособии практически не затрагиваются, в связи с чем возможности гражданского воспитания учащихся в процессе освоения религиоведческих знаний в данном учебнике практически отсутствуют. [16, с.34-38]
Учебник по новейшей истории Отечества «История России. XX век» для 11 класса В.П. Островского и А.И Уткина освещает период от начала XX века до событий середины 1995 года. Учебник содержит необходимый фактический и теоретический исторический материал, фрагменты исторических свидетельств и документов. Особое внимание в книге уделено характеру государственной власти и ее изменениям. В связи с этим в учебнике описаны взаимоотношения Церкви и государства в годы «красного террора» и в период Великой Отечественной войны. Такой односторонний подход к отечественной истории имеет право на существование (в условиях вариативности общеобразовательных программ и пособий), но он также препятствует полноценной реализации воспитательного потенциала знаний о религии и религиозной культуре в содержании исторического образования. Это особенно заметно в данном пособии, обращенном на политико-правовой аспект истории Отечества.
Указанные выше недостатки и пробелы религиоведческих знаний, продолжающие сохраняться в содержании базового исторического образования, в некоторой мере компенсируют специальные методические разработки для преподавания истории в школе, направленные на получение религиоведческих знаний (А.Ю. Головатенко, И.И. Павлова, Е.Ю. Попова и др.). [16, с.34-38]
Так, пособие А.Ю. Головатенко представляет собой разработку учебного курса истории для старших классов общеобразовательной школы и содержит материалы для рассказа учителя по истории Русской Церкви с XIII по XVIII век. В пособие включены адресованные школьникам вопросы и задания разного типа и уровня сложности по религиоведческой тематике; тексты для подготовки ученических сообщений, фрагменты документов и отрывки из работ историков, снабженные пояснениями и заданиями для анализа источников, справочная информация, краткие методические рекомендации. Материал данного пособия ориентирован на интеграцию в преподавание истории Отечества необходимых для воспитания гражданских качества учащихся религиоведческих знаний в форме дополнений к разделам базовой программы, либо в форме небольшого самостоятельного курса для старшеклассников (при концентрической структуре историко-обществоведческого образования) на 20-30 учебных часов.
Он включает, в частности, такие темы, как: Тема 1. Русская Церковь и Золотая Орда (2 или 3 часа, в том числе 0,5 часа или 1 час для введения учеников в проблематику курса); Тема 2. Русь в XIII - XIV столетиях: самоопределение религиозное и политическое (3 или 4 часа); Тема 3. Церковь и светская власть в XIV веке (2 или 3 часа); Тема 4. Церковь и Московское государство в XV - XVI столетиях (3 или 4 часа); Тема 5. Западнорусская православная Церковь в XVI веке (2 или 3 часа); Тема 6. Учреждение патриаршества в Москве (2 или 3 часа); Тема 7. Церковный раскол XVII века (от 3 до 5 часов); Тема 8. Церковная реформа Петра Первого (от 3 до 5 часов, в том числе I час для обобщения изученного).
Таким образом, учитель получает основной необходимый материал для полного, всестороннего рассмотрения истории Отечества в этот период, а вместе с тем - возможность использовать эти религиоведческие знания в воспитании учащихся. [20, с.78-79]
Автор пособия не только обосновывает значимость религиоведческих знаний для исторического образования, формирования исторического сознания школьников в обучении, но и указывает на существенные, по его мнению, методические трудности и проблемы при их передаче учащимся.
«Сегодня уже не приходится доказывать, что история Церкви - неотъемлемая часть изучаемых в светской школе курсов отечественной и всемирной истории. Авторы современных программ и учебников не скупятся на часы и страницы, посвященные ключевым эпизодам развития Церкви, ее отношениям с государственной властью или особенностям сословного положения духовенства в различные эпохи. При этом, однако, Церковь чаще всего рассматривается только как один из институтов общества, как субъект политической борьбы, а особенности вероисповедания анализируются как некая система идей, существующих в одном ряду с социальными доктринами, политическими концепциями, революционными теориями и т.п.
Такой подход достаточно привычен отечественным учителям и методистам; у него есть, однако, серьезные недостатки. Нарочито секулярный язык, которым многие современные ученые и авторы учебников рассказывают о крещении Руси или о противостоянии папства и империи, о византийских иконоборцах или о московском расколе XVII столетия, приводит к подмене одних понятий другими; язык этот оказывается непригодным для адекватного анализа жизни людей, вполне искренне соизмеряющих свои поступки с религиозными ценностями. В результате формируются искаженные представления о мотивах и устремлениях участников Крестовых походов или о целях Крымской войны, о смысле споров нестяжателей с иосифлянами или об особенностях политического строя Женевы при Кальвине. Некоторые учителя, например, всерьез предлагают школьникам рассказать о взаимоотношениях Церкви и общества в XVII в., как бы забывая (или действительно не догадываясь), что для православного сознания жителей Московского царства Церковь и общество - это одно и то же, что Церковь включает в себя не только священнослужителей, но и мирян».
На это обстоятельство, чрезвычайно важное при изучении знаний о религии и религиозной культуре, указывают и другие ученые, педагоги, причем не только историки, но и филологи, преподаватели художественной культуры и даже естествознания как в средней школе, так и в вузе (А.А. Волков, В.В. Воробьев, А.Ю. Евдокимов, Г.Н. Мелехова, А.Ю. Соловьев, Т.Н. Петракова, В.Ю. Троицкий, А.Н. Ужанков и др.). [20, с.78-79]
«Излагая историю Церкви в терминах социологии XX столетия, - продолжает рассуждать Головатенко - мы почти неизбежно впадаем в модернизацию прошлого и внушаем ученикам несколько фантастические представления. Сергий Радонежский превращается в борца за национальное освобождение, Радищев - в приверженца материалистических воззрений, средневековые еретики изображаются как сторонники атеистического вольнодумства, а отлучение Льва Толстого трактуется как акт правительственного произвола. Гиперкритический секулярный взгляд не замечает очевидного и часто подменяет действительность измышлениями, а живой процесс - малоубедительной схемой.
В современной отечественной школе существует, однако, и иная тенденция, сопряженная с беспроблемным, лубочным толкованием истории Церкви. В этом случае ученики усваивают взгляд на православие как на национальную религию русских; развитие земной Церкви изображается в идиллическом духе; эту идиллию несколько нарушают только склонные ко всяческим козням недоброжелатели-латиняне да усвоившие западные идеи вольнодумцы. В итоге познание подменяется псевдопатриотическим умилением. Попытка совместить агиографию с историографией, а анализ с апологией - явно неплодотворный путь изучения церковной истории. Очевидно, что некритический взгляд на прошлое и настоящее православия столь же неуместен на уроках истории, как и отчужденная критика, основанная на недоразумениях, схематизации и смешения религии с идеологией».
К еще одному методическому недостатку знаний о религии, которые преподаются в современной школе и на который указывают ученые можно отнести то, что они в большинстве случаев подаются исключительно как культурологически-краеведческие. Внимание учащихся заостряется на отдельных деталях быта, нормах поведения, церковном календаре, но не всегда реализуется философско-исторический подход к фактам и явлениям, анализ влияния религии на ход исторических событий.
А в религии главное мировоззренческое содержание, которое обращено к вопросам о человеке, мире и обществе. Религиоведческие знания активны на стыке онтологии и теории познания, в социальной философии, философии истории, в культурологии, этике и эстетике, психологии и лингвистике, политологии и этнологии, археологии. Даже последние достижения науки в области медицины, психологии, физики и космологии по ряду проблем оказываются тесно связаны с различными аспектами религиозного мировосприятия.
Как видно на приведенных выше примерах, содержание религиоведческого образования - знаний о религии и религиозной культуре в современных школьных курсах истории еще далеко не полностью адекватно социально-исторической действительности как в современности, так и, особенно, в прошлые исторические эпохи, что и отмечают специалисты в области содержания и методики общего образования.
Тем не менее, можно отметить, что задачи формирования гражданских качеств личности в процессе изучения учащимися религиоведческих знаний в курсах истории и обществознания в настоящее время в современной школе силами предлагаемых учебных курсов, методических пособий и научно-педагогических исследований в целом решаются. Но потенциал использования религиоведческих знаний в гражданском воспитании учащихся еще далеко не исчерпан. Так же, учитывая результаты данного исследования, далеко не достигнут и оптимальный уровень знаний и представлений о религии и религиозной культуре в ведущих массовых учебных пособиях, особенно в части его методической проработки, в том числе для реализации целей гражданского воспитания школьников. [8, с.135]
В целом, процесс гуманизации и гуманитаризации современного образования обусловил важную роль религиоведческих знаний в обучении и воспитании школьников. В условиях новой социокультурной ситуации знания о религии и религиозной культуре как части культуры общества выступают одним из необходимых факторов социализации личности, в том числе формирования гражданских качеств. Поэтому, несмотря на существование различных подходов к проблеме изучения религии в школе, религиоведческие знания признаются общественно значимым компонентом содержания общего образования. Целесообразность включения религиоведческих знаний в содержание курсов истории дидактически обоснована необходимостью создания условий для: [8, с.137]
- формирования мировоззрения учащихся в учебной деятельности, мировоззренческой ориентации школьников на социально ценные нормы и стереотипы отношения и поведения (гражданина, семьянина, патриота и т.д.);
- обеспечения в содержании образования разнообразия мировоззренческих подходов, ориентации содержания образования на решение задач самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; интеграцию личности в национальную и мировую культуру (Закон Российской Федерации «Об образовании», Статья 14 «Общие требования к содержанию образования»);
- осознанного восприятия ценностных ориентации, обеспечивающих формирование национального самосознания, национально-культурную идентификацию учащихся в пространство национальной культуры;
- развития у школьников навыков самостоятельного мышления, выработки способностей рациональной рефлексии, анализа и сопоставления социально-гуманитарных явлений, способности преодолевать предрассудки и нерациональное негативное отношение к чужому мнению;
- овладения учащимися рядом специфических понятий, облегчающих раскрытие причинно-следственных связей многих социальных процессов, исторических событий, мотивации поведения исторических деятелей, особенностей и динамики современной социокультурной ситуации в стране и мире. [8, с.138]
В следующей главе нами будет представлен анализ содержания религиоведческого материала в учебниках истории за 5 – 9 класс.
- 1. Теоретические аспекты исследования представленности в школьных учебниках истории религиоведческой проблематики 8
- 2. Анализ содержания религиоведческого материала в учебниках истории за 5 – 9 классы 25
- 3. Разработка уроков, посвященных религиоведческим аспектам в рамках преподавания школьного курса истории 42
- Введение
- 1. Теоретические аспекты исследования представленности в школьных учебниках истории религиоведческой проблематики
- 1.1 Значимость религиоведческих знаний для современного школьника. Методика обучения религиоведческим знаниям
- 1.2 Развитие содержания религиоведческих знаний в школьных курсах истории
- 2. Анализ содержания религиоведческого материала в учебниках истории за 5 – 9 классы
- 2.1 Контент-анализ учебников истории за 5 – 9 класс
- 2.2 Сводная таблица представленности религиоведческого материала в учебниках. Выводы по результатам анализа
- 3. Разработка уроков, посвященных религиоведческим аспектам в рамках преподавания школьного курса истории
- 3.1. Основные цели, задачи, принципы разработки уроков, посвященных религиоведческим аспектам в рамках преподавания школьного курса истории
- 3.2. Разработка уроков
- План-конспект урока по истории средних веков в 6 классе
- Ход урока
- 1.Актуализация знаний по теме: «Культура Византии»
- 2.Переход к изучению новой темы
- Что способствовало объединению арабов?
- 3.Изучение новой темы
- 7.Закрепление изученного материала.
- Вставьте пропущенные слова
- 8. Выставление оценок. Домашнее задание Заключение
- Список использованной литературы