Вопрос о падших. Церковные расколы Фелициссима в Карфагене, Новациана в Риме.
Возникший в Карфагенской Церкви раскол Новата и Фелициссима стоит в тесной связи с жизнью и деятельностью св. Киприана. Он, уже достигший славы выдающегося ритора в языческом Карфагене, уверовал в истину христианского учения и принял крещение в зрелом возрасте, благодаря пресвитеру Цецилиану. Вступив в христианскую Церковь в 246 г., Киприан роздал свое имущество бедным; вскоре он был сделан пресвитером, а в конце 248-го или в начале 249 г. — епископом. Такое быстрое возвышение народило зависть и неприязнь к Киприану. Против избрания его в епископы, по-видимому, протестовали пять пресвитеров (ер. 43). Во время вскоре начавшегося Декиевского гонения Киприан оставил Карфаген, переселился в безопасное место и руководил оттуда своею паствою чрез письма и посланников. По поводу его укрывания в убежище злонамеренные люди начали распространять недобрые слухи, и это дало новую пищу недовольной им партии. Данное гонение привело многих христиан к падению. Когда штурм гонений стал мало-помалу затихать, то отпавшие снова пожелали вернуться в Церковь, некоторые искренно раскаялись в своем грехе. Многие из них обращались к исповедникам Церкви и вымаливали у них Libelli pacis, как удостоверение восстановленного их христианского состояния и требовали принятия их в христианскую общину и допущения к Евхаристии. Киприан и другие африканские епископы держались сначала древней практики, приравнивающей отпавших (lapsi) от веры к убийцам и прелюбодеям. Однако, под влиянием жизненных обстоятельств, Киприан решил, что по окончании гонений, он со своими епископами и совместно с Римскою Церковью поставят вопрос о падших на Соборе; а пока кающимся подать надежду на принятие их в Церковь после определенного времени покаяния и после исследования их проступков чрез епископа и общину, и только в смертельных случаях (in casu mortis) даже и теперь, до Собора, прощать, принимать в Церковь, однако без уверенности в спасении их (ер. 30 — 55, 4).
Такое обнадеживание не удовлетворило падших; они потребовали принятия их в Церковь на основании libelli pacis, выдаваемых им исповедниками. Действительно, был издавна обычай — на основании ходатайства исповедников сокращать кающимся время покаяния и ослаблять эпитимии. Однако, в Карфагене, во время Декиева гонения, стали злоупотреблять с libelli, чрез что затрагивались епископские полномочия и страдал церковный строй (ер. 15-17). Именно, некоторые пресвитеры, между ними Новат , стали возбуждать против Киприана и исповедников и кающихся, что он стеснил тех и других, ибо должен принимать в церковное общение всех, кто имел такие libelli pacis. К этому прибавилось: поставленный этими пресвитерами самовольно диакон Фелициссим не хотел подчиниться комиссии, назначенной для ревизии кассы бедных. Они отделились от Церкви и поставили себе анти епископа Фортуната; их попытка добиться признания его в Риме — оказалась тщетною. Этот раскол в Карфагенской Церкви однако не имел особого значения и существовал недолго. Когда Киприан весною 251-го года вернулся из изгнания, то он на созванном им Соборе отлучил от Церкви схизматиков. На этом же Соборе были выработаны правила о кающихся, в согласии с Римскою Церковью… Между тем пресвитер Новат отправился в Рим и вступил в сношение с Новацианом, который стоял во главе совершенно противоположной по направлению партии, именно ригористической.
Папа Каллист (217-222 г.) был в Риме первый, кто внес изменение в древнюю практику относительно трех «смертных» грехов — отпадения от веры, убийства и прелюбодеяния, после которых нет прощения. Именно, он высказался, что прелюбодеяние, после соответствующего покаяния, не может служить препятствием для возвращения в церковное общение. Против него восстала в Риме одна ригористическая партия, которая ставила папе Каллисту в упрек его излишнюю снисходительность к прелюбодеянию и другим плотским грехам. Однако, этой партии, несмотря на то, что её возглавлял выдающийся человек Ипполит, не удалось создать раскола в Римской Церкви. С взрывом Декиевских гонений, при появлении многих падших, опять пробудилась к жизни ригористическая партия; рядом с нею должна была стать партия умеренно-снисходительная, представлявшая средину.
После мученической кончины еп. Фабиана (янв. 250), выбор преемника ему был невозможен, и римская община из священников и диаконов, в течение 14-ти месяцев, управляла Церковью. Причем между пресвитерами выдавался Новациан . Он вел переписку с Карфагенскою Церковью без Киприана и с самим возвратившимся епископом Киприаном. По ослаблении гонений, в 251 г. в Риме произвели выбор епископа; выбранным оказался пресвитер Корнилий (251-253 г.). Этим выбором осталась недовольна одна ригористическая партия. Корнилий был обвинен в преступных послаблениях падшим, из которых некоторые были епископы, и в особенности пресвитер turificatus Максим (ер. 55, 10). Во главе этой партии стал Новациан и был избран анти епископом. Положение Новациана укрепилось чрез то, что на его сторону стали исповедники. Он имел поддержку и извне; например, Фабий, епископ антиохийский, сочувствовал ему. К нему же пришел из Карфагена Новат, хотя сам был во главе противоположной по духу партии (ер. 52, 2). Однако, усилия римской партии склонить на свою сторону Карфаген, епископа Киприана оказались тщетными. Несмотря на упреки, Киприан высказался за Корнилия; их связывала своего рода политика — церковная. Дионисий Александрийский также высказался за Корнилия против Новациана (Евс. Ц. И. VI, 45-46; ср. VII, 8; ер. 47:49). Исповедники оставили Новациана и возвратились к Корнилию (ibid. Евс. Ц. И. VI, 44.46). Когда таким образом партия Новациана была подорвана, то Корнилий, летом 251-го года, созвал в Риме Вселенский Собор из 60-ти епископов: на нем был извержен из Церкви Новациан со своей партией и установлены умеренные правила для падших, в согласии с Карфагенскою Церковью (Ер. 85, 6; Евс. Ц. И. VI, 43-2). Партия Новациана протестовала против послаблений, доказывая, что Церковь оскверняется чрез общение с грешниками, а между тем Церковь должна быть чистою. Поэтому последователи Новациана назывались καθαροί, кафарами, т. е. чистыми (Epist. 41,59). Дальнейшая судьба Новациана неизвестна /По Сократу (Ц. И. IV, 28), Новациан смешиваемый у греков с Новатом при Валериане пострадал смертью мученика. Это известие, в виду новацианского направления автора, считается сомнительным/. Если последователи Новата, или Карфагенская схизма, исчезли к концу III в., то последователи Новациана держались долго. Они распространились в Константинополе и Малой Азии, особенно во Фригии, где они соединились с остатками монтанистов /См. Сократ (Ц. И. V, 21-22). Император Константин щадил Новациана/. В общем Новациане существовали в Церкви до VII-го в.
Споры о перекрещивании. Значение еретического крещения .
Новациане крестили вторично переходивших от Великой Церкви к общению с ними. Они поступали так потому, что сама Великая Церковь держалась такой практики по отношению к еретикам, не считая действительным крещения их обществ. В этом случае следовали Тертуллиану (De baptismo, с. 15): еретики не имеют того же Бога и Христа; поэтому они не имеют и равного крещения. Так думали в Александрии (Клим. Стром. I, 19.96), в Малой Азии (Фирмилиан к Киприану, ер. 75; Евс. Ц. И. VII, 9), в северно-африканской Церкви, где один Собор при Агриппине (200-220 г.) определенно постановил: «должны быть перекрещиваемы те, которые переходят в Церковь от еретиков» (Киприан, ер. 73, 3). В Римской же и других Церквах крещение не возобновлялось, но на переходящих, как и на раскаявшихся, возлагали руку епископы и принимали их в общение чрез Евхаристию. Папа Стефан (253-257 г.) выставил такое основное положение: в случае, если в еретическом обществе крещение совершено во имя Троицы, или во имя Иисуса Христа, то такое крещение признается кафолическою Церковью и лишь дополняется возложением рук епископа (qui in nomine Jesu Christi ubicumque et quomodocumque baptizantur, innovati et sanctificati judicentur … признаются «обновленными и освященными»). Когда о повторяемости крещения для еретиков были сделаны постановления на Африканских Соборах, при Агриппе и после него (230-235), на двух Малоазийских — в Иконии и Синнаде, то против них выступил в конце 254 г. папа Стефан, угрожая разрывом сношений Елену Тарскому, Фирмилиану Кесарийскому и другим анабаптистам. Дионисий Александрийский выступил с заступничеством и препятствовал проведению в исполнение угроз. В Африке 18 нумидийских епископов обратились в 255 г. к Собору Карфагенскому по вопросу о еретическом крещении. 31 епископ под председательством Киприана высказались против еретического крещения. В 256 г. уже 71 епископ на новом Соборе подтвердили постановленное ранее: еретики не имеют благодати Св. Духа; поэтому и другим уделить её не могут; еретическое крещение не действительно. Когда папа Стефан получил известие о постановлении Карфагенских Соборов (255-256 г.), под председательством Киприана, то, под угрозою разрыва церковных сношений, он запретил им повторение крещения, как ересь, а потом и действительно прервал… Только когда вспыхнуло Валерианово гонение и когда оба представителя споривших сторон — Киприан и Стефан — сошли со сцены, спор тогда умолк. Сикст II, преемник Стефана, вошел в общение с Африканскими Церквами. Собор Арльский 314 г. свидетельствует, что Африканские епископы продолжали свою практику (пр. 8) propria lege sua utuntur, ut rebaptizent… Решение спора о перекрещивании имело место на 1-ом Вселенском Соборе по поводу донатистов (ср. ник. Пр. 8, о перекрещивании павликиан пр. 19; II-ой Вселенский Собор пр. 7).
- Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) История Христианской Церкви
- Часть I.
- Глава I. Миссия Церкви в первые три века.
- Глава II. Христианская Церковь и внешний мир. Отношение между церковью и государством
- Глава III. Церковная организация.
- Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII-го века).
- Глава V. Христианское Богослужение.
- Глава VI. Нравственная жизнь.
- Часть I Предисловие.
- Предварительные сведения
- Источники церковной истории.
- Издания источников
- Требования от историка объективности и аконфессионализма.
- Отношение церковной истории к другим наукам — светским и богословским.
- Границы истории христианской Церкви и разделение её на периоды.
- Церковная историография
- Период I-й.
- Период II-й.
- Вводная глава
- 1. Приготовление человеческого рода к пришествию Иисуса Христа.
- 2. Состояние языческого и иудейского мира ко времени пришествия Иисуса Христа.
- Религиозные верования иудейского народа в век Рождества Христова.
- Первый период (30–313 гг.). Основание, распространение и внутреннее развитие Церкви в борьбе с иудейским и греко-римским миром.
- Глава I. Миссия Церкви в первые три века. Основатель Христианской Церкви, Иисус Христос.
- Библейские источники.
- О лице Иисуса Христа по каноническим евангелиям.
- Дело Иисуса Христа.
- Рождение Христианской Церкви в Иерусалиме.
- Устройство жизни в первой христианской общине.
- Первое гонение на Иерусалимскую Церковь. Начало христианской миссии среди язычников.
- Апостол Павел.
- Апостольский Иерусалимский Собор (49 г.).
- Деятельность ап. Павла после Апостольского Собора. Прибытие его в Рим.
- Апостол Петр.
- Основание Римской Церкви.
- Судьба первой христианской общины и погибель Иерусалима.
- Деятельность Св. Иоанна Богослова и прочих Апостолов.
- Христианская миссия во II-III в.
- Страны, города и места распространения христианства к началу IV-го века
- Распространение Христианства среди различных слоев общества
- Глава II. Христианская Церковь и внешний мир. Отношение между церковью и государством
- Гонение на христиан со стороны язычников.
- Глава III. Внутренняя жизнь Христианской Церкви в I-III века. Организация Церкви.
- Апостолы, пророки и учители.
- Постоянные иерархические и неиерархические служения в Церкви.
- Так называемый монархический епископат.
- Митрополиты в первые три века христианства.
- Римские епископы за первые три века:
- Взаимоотношение между отдельными христианскими Церквами в первые три века.
- Вопрос о падших. Церковные расколы Фелициссима в Карфагене, Новациана в Риме.
- Глава IV. Церковное вероучение в первые три века.
- Иудео-христианские заблуждения.
- Гностицизм.
- Монтанизм.
- Монархианство.
- Манихейство.
- Борьба Церкви с ересями II и III в. Положительное раскрытие христианского учения.
- 1. Учение 12-ти Апостолов
- Св. Иустин Мученик.
- Минуций Феликс «Октавий».
- Полемика с монархианами. Учение о Логосе-Христе.
- Богословские воззрения Тертуллиана. Его система.
- Развитие в Церкви спекулятивного богословия (преимущественно на востоке).
- Ориген (182-251 г.).
- Глава V. Христианское Богослужение.
- Священные дни и времена I-III вв.
- Праздники годовые подвижные и посты.
- Места богослужебных собраний.
- Христианская живопись.
- Глава VI. Религиозно-нравственная жизнь христиан. Церковная дисциплина.
- Религиозное моральное состояние верующих.
- Начало монашества.
- Часть 2. Период вселенских соборов.
- Глава I. Распространение Христианства.
- Великое переселение народов.
- Армения и Иверия (Грузия).
- Аравия и Абиссиния.
- Христианская миссия среди славянских народов.
- Христианство среди чехов.
- Христианство в Польше.
- Христианство на Руси.
- Глава II. Отношение Христианской Церкви к внешнему миру. Церковь и государство. Император Константин Великий и Миланский эдикт. Отношения между Церковью и государством на Востоке и на Западе.
- Сыновья Константина Великого — Константин II, Констанс и Констанций. Императоры Юлиан, Грапиан, Феодосии Великий и Младший.
- Отношение между церковною и государственною властью на Западе. Возвышение Папы над императорами.
- Бедствия Церкви. Реакция язычества. Император Юлиан Отступник.
- Гонение на христиан в Персии.
- Языческая полемика и христианская апологетика с IV-го века.
- Глава III. Церковная организация.
- Римский Папа.
- Александрийский патриархат.
- Антиохийский патриархат.
- Иерусалимский патриархат.
- Возвышение епископа Константинополя «Нового Рима».
- Приводим список Константинопольских патриархов до iх-го века:
- Епископы. Хорепископы.
- Епископское управление.
- Особые церковные должности.
- Низший клир.
- Церковное Законодательство. О Соборах Поместных и Вселенских.
- Каноническая (юридическая) сторона в деятельности Соборов Поместных и Вселенских.
- О собраниях канонов.
- Апостольские каноны.
- Апостольская дидаскалия.
- Так называемые Апостольские Постановления.
- Раскол донатистов.
- Мелетианский раскол.
- Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII-го века).
- Первый Вселенский Собор
- Учение Афанасия Александрийского.
- Выступления Ария.
- Первый Вселенский Собор в Никее в 325-м году.
- Борьба за Никейский Символ Веры.
- «Ново-никейцы», Каппадокийцы.
- Феодосий I-й (379-395 г.). Константинопольский Собор 381-го г. (II-ой Вселенский).
- Христологический вопрос.
- Начало христологических споров. Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстийский.
- Учение Кирилла Александрийского.
- Соперничество Александрийского и Константинопольского епископов.
- Несторий, как Константинопольский архиепископ.
- Третий Вселенский Собор в Ефесе, в 431 г.
- «Соборик» (Conciliabulum) Иоанна Антиохийского.
- Распоряжения императора Феодосия.
- Продолжение соборных заседаний.
- Отказ Нестория от кафедры и последующая судьба его.
- Попытки императора Феодосия II-го примирить спорившие партии.
- Судьба Ефесского Собора. Антиохийская уния.
- Антиохийская уния.
- Судьба несторианства. Несториане.
- Происхождение монофизитства.
- Так называемый «разбойничий» Ефесский Собор 449 г.
- Халкидонский Собор 451 г. IV-ый Вселенский Собор.
- Значение Халкидонского Собора.
- История монофизитов после Халкидонского Собора.
- Учение монофизитов и деление их.
- Император Юстиниан I-й (527-565 г.).
- Пятый Вселенский Собор 553 г. В Константинополе.
- Монофелитский спор.
- VI-й Вселенский Собор 680-681 г.
- Иконоборческий спор.
- Вопрос об иконопочитании после VII-го Вселенского Собора.
- Иконоборчество на Западе.
- Павликиане.
- Итоги. Общее развитие догматики на Востоке до Св. Иоанна Дамаскина (включительно).
- Глава V. Христианское Богослужение.
- Суточное, седмичное и недельное богослужение.
- Годичный круг праздников.
- Круг Рождественских праздников.
- Почитание мучеников, святых, Пресвятой Девы Марии и ангелов.
- Почитание реликвий. Путешествие по святым местам. Иконы.
- Церковное песнопение с IV-XI-го веков.
- Западные песнописцы.
- Церковные Таинства.
- Евхаристическая литургия.
- Богослужебный устав.
- Места христианского богослужения.
- Христианское искусство.
- Глава VI. Нравственная жизнь.
- Состояние религиозно-нравственной жизни вообще с IV-го по хi-ый в.
- Монашество.
- История монашества.
- Монашество на Западе.
- Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви.
- Великий Церковный Раскол. «Разделение Церквей».
- Последнее столкновение Византии с Римом в половине хi-го века. Так называемое разделение Церквей.
- Примечания