Места богослужебных собраний.
Древнейшие известия о богослужебных собраниях христиан показывают, что христиане собирались в домах отдельных членов общины. Так было в Палестине, так и в миссионерской области ап. Павла. Если об иерусалимской общине упоминается, что там κατ οικον слушали слово Божие (Деян. 2:46), то о Троаде говорится, что там христиане собирались с ап. Павлом в υπερωον, комнату верхнего этажа (20:7). Апостол Павел прославляет Коринфского Гая, как ξενος ολης της εκκλησιας, странноприимца всей Церкви (Рим. 16:23). Отсюда может следовать, что коринфские христиане собирались в доме Гая. Здесь разумеется собрание общины (1 Кор. 14:23: εάν συνελθη η εκκλησια ολη επι το αυτο1 Кор. 11:18). Богослужение в доме всецело отвечало существу христианства: братские угощения, какие христиане обыкновенно устрояли при беседах, молитвы и пение евхаристической трапезы — требовали прямо христианского дома, как места общения. Христиане не имели сложного культа в смысле иудейства или язычества, и самая мысль о храмах, как отдельных специальных зданиях, им, по-видимому, была чужда. Это следует, напр. из «Октавия» Мин. Феликса /в X гл. см. упрек язычника; в XXXII возражение — ответ христианина. Кроме апологетов, см. Климента Aп. Stromata VII, 5/. На место обрядовых действий в христианстве выступало моральное делание (Minuc. Fel. «Oct». c. XXXII). Мы должны признать за несомненное, что в больших городах весьма скоро, если не сначала, не было возможности христианам собираться в одном доме. В обыкновенном жилище для целей собрания мог служить триклиний, где его не было — atrium. Залы обыкновенных домов не могут вместить в себе более полутора или двух дюжин. Следовательно, где количество верующих было больше, доходило до 100 или 200, то требовалось несколько домов для собрания христиан известной парикии. И фактически это вытекает из древнейших источников. Упоминаются многочисленные «домашние церкви» /См. особен, речь о домашних церквах — (Рим. гл. 16). Как при таких собраниях христиан в различных домах сохранилось единство общины, — для нас остается совершенно непонятным. Так как христианская идея о Боге (в особенности для этого убедительно одно место из актов (III в). Иустина. — Префект Рустик спрашивает: «Где вы собираетесь»? — Иустин отвечает: «В этом случае каждому выбор и право (προαιρεσις και δυναμις). Не думаешь ли ты, что мы собираемся все в одном месте? Нет, не так. Бог не так. Бог не связан никаким местом. Повсюду можно Ему поклоняться»./ и духовном богослужении не только не располагала, а даже задерживала появление отдельных зданий для христианских собраний, то в течение первых двух столетий никакого действительно христианского алтаря не существовало, «святой» алтарь создавался мало-помалу в течение III-го в. Из данных об Эдессе, из сочинений Тертуллиана (Tertul. de idol. 7:«in ecclesiam venire…, in domum dei venire»), Климента Алекс. (Clemens Alexand ). /(Strom. VII, 5) указывает, что были «τοποι» которые назывались «εκκλισιαι». Ср. Strom. 3.18/, Ипполита и Оригена /Origenes. Περι ευχης, XXXI, 5: το χωριον της το αυτό των πιστευοντων συνελευσεως/, Киприана — следует, что только на границе II и III века появились особые богослужебные здания, которые получили имена «domus dei», ecclesia, dominicum (κυριακον). Время их возникновения совпадает, по всей вероятности, с быстрым распространением Церкви во времена Коммода. Как развивалась христианская жизнь, как происходило дело между 58 г., когда Коринфский Гай собирал всю общину в свой дом, и концом II-го в., когда христианин оставлял свою мастерскую и шел для молитвы в отдельное здание, называемое «εκκλησια», — сказать чрезвычайно трудно. Изменения в идее произошли очень существенные. Εκκλησια, взятое из законодательства Солона, прилагалось к уверовавшим во всей совокупности во Христа . В приведенных выше местах из послания ап. Павла εκκλησια означала собрания общины верующих, а потом оно было перенесено на здание, куда собирались верующие для молитвы /Пока остается невыясненным вопрос: как места владений из гражданского пользования перешли в церковное? Во всяком случае Ликиниев (311) и Константинов эдикты (313) говорят о церковной собственности. Но еще ранее, известное решение Александра Севера (222-235) о предоставлении христианам одного публичного места Lampridius (Vita Alex. Sev. с. 43. если подлинно.) и указ Валериана о конфискации христианских церквей и мест погребения (ср. Евс. Ц. И. VII, 13), предполагают какую-то христианскую церковную собственность (см. проф. П. Соколов)/. Это господствующее употребление слова «εκκλησια» в IV-ом веке у Евсевия и Лактанция!… Самое древнее здание церкви, о котором мы конкретно знаем, было разрушено в Ефесе наводнением в 201-ом г. Однако, церкви на первых порах строились по своему объему небольшие. Так продолжалось до времени императора Галиэна. Он возвратил в 260-ом г. общинам их церкви, которые они потеряли чрез эдикт Валериана (Евсевий. Ц. И. VII, 13; ср. VIII, 1). Рост общин, развитие церковного христианского самосознания и усложнившиеся потребности пресвитерства и культа потребовали обширных зданий. Время позволило возвести такие постройки, ибо, от времени Галиэна до начала IV-го в., господствовал почти совершенный мир в Церквах. Вопрос о том, какой вид, какой архитектурный тип представляли собою древнехристианские церкви, — до сих пор не решен положительно, ибо с ним связан другой вопрос — о происхождении церковной базилики . В целой области церковной археологии нет вопроса более важного, как последний. Ибо базилика стала основной формой для церковного здания последующего времени, вплоть до настоящего. Все суждения и мнения ученых о происхождении базилики нужно разделить на два класса: одни (Бунзен, Краус и др). предполагают, что базилика есть изобретение одного архитектора, другие (Дейя, Вайнгартен) считают, что базилика есть продукт образования продолжительного развития. Об основной форме базилики существует полное согласие. Древнецерковная базилика есть продолговатое пространство, разделенное колоннами на три, позже — на пять кораблей (частей) с возвышающимся средним кораблем. Нужно отметить тот несомненный факт, что, когда при Константине Великом христианство достигло расцвета и когда началось усиленное храмостроение, то соответствующая форма для христианской церкви не была изыскиваема — она была налицо и существенно одинаковая во всех частях римского государства … Такой эффект получился в результате продолжительного развития с конца II-го в., приблизительно с 180 до 300 г. Для этого времени имеют большое значение слова Евсевия о мирном для христиан времени со времени Галиэна (259-268 г.): «Уже не довольствуясь старыми зданиями, христиане по всем городам начали строить с самого основания обширные церкви» (Ц. Ист. VII, 1, 5). Значит, пред 260 г. были малые молитвенные дома — προσευκτηρια, с того же времени начали появляться обширные церкви. Конечно, все это не сразу, а постепенно. Мы знаем, что никомидийская церковь сгорела до основания paucis horis, что в Тире и Аквилее вследствие тесноты церквей уже в 336 г. должны были предпринять пристройки. Эти факты показывают, что пред временем Константина Великого и после него «великость» обсуждалась по разным масштабам. В одном фальсифицированном памятнике, может быть, уже IV-го века, в апостольских постановлениях есть предписание о построении церквей и форме их. Оно таково: «Прежде всего, здание пусть будет продолговатым и обращенным на восток и состоящим из двух — подобных кораблю — частей. Пусть будет поставлен епископский трон, а по обеим сторонам его седалища для пресвитеров».
С возникновением церкви, как отдельного здания, прежние кимитирии утратили свое значение, а церковь-здание очень медленно развивалось на гробах мучеников — и то, большею частию вне города — и служило первоначально исключительно празднику воспоминания дня кончины мученика. Капеллы на гробах мучеников и церкви в течение долгого времени были отделены друг от друга, даже мысль, что церковь могла заключать гроб — была первоначально отвергнута. Но, мало-помалу, правда, вследствие церковных празднеств на гробах и распространения во время Диоклетианова гонения и после него почитания мучеников, — наименование церкви было также перенесено на капеллы мучеников. А с конца IV-го в. начинается преобразование обширных церквей в церкви мучеников и апостолов. Алтарь становится на гробу святого, и начинается соревнование в приобретении и преобладании древнейшими местами апостольских служений и местами христианских мучеников.
- Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) История Христианской Церкви
- Часть I.
- Глава I. Миссия Церкви в первые три века.
- Глава II. Христианская Церковь и внешний мир. Отношение между церковью и государством
- Глава III. Церковная организация.
- Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII-го века).
- Глава V. Христианское Богослужение.
- Глава VI. Нравственная жизнь.
- Часть I Предисловие.
- Предварительные сведения
- Источники церковной истории.
- Издания источников
- Требования от историка объективности и аконфессионализма.
- Отношение церковной истории к другим наукам — светским и богословским.
- Границы истории христианской Церкви и разделение её на периоды.
- Церковная историография
- Период I-й.
- Период II-й.
- Вводная глава
- 1. Приготовление человеческого рода к пришествию Иисуса Христа.
- 2. Состояние языческого и иудейского мира ко времени пришествия Иисуса Христа.
- Религиозные верования иудейского народа в век Рождества Христова.
- Первый период (30–313 гг.). Основание, распространение и внутреннее развитие Церкви в борьбе с иудейским и греко-римским миром.
- Глава I. Миссия Церкви в первые три века. Основатель Христианской Церкви, Иисус Христос.
- Библейские источники.
- О лице Иисуса Христа по каноническим евангелиям.
- Дело Иисуса Христа.
- Рождение Христианской Церкви в Иерусалиме.
- Устройство жизни в первой христианской общине.
- Первое гонение на Иерусалимскую Церковь. Начало христианской миссии среди язычников.
- Апостол Павел.
- Апостольский Иерусалимский Собор (49 г.).
- Деятельность ап. Павла после Апостольского Собора. Прибытие его в Рим.
- Апостол Петр.
- Основание Римской Церкви.
- Судьба первой христианской общины и погибель Иерусалима.
- Деятельность Св. Иоанна Богослова и прочих Апостолов.
- Христианская миссия во II-III в.
- Страны, города и места распространения христианства к началу IV-го века
- Распространение Христианства среди различных слоев общества
- Глава II. Христианская Церковь и внешний мир. Отношение между церковью и государством
- Гонение на христиан со стороны язычников.
- Глава III. Внутренняя жизнь Христианской Церкви в I-III века. Организация Церкви.
- Апостолы, пророки и учители.
- Постоянные иерархические и неиерархические служения в Церкви.
- Так называемый монархический епископат.
- Митрополиты в первые три века христианства.
- Римские епископы за первые три века:
- Взаимоотношение между отдельными христианскими Церквами в первые три века.
- Вопрос о падших. Церковные расколы Фелициссима в Карфагене, Новациана в Риме.
- Глава IV. Церковное вероучение в первые три века.
- Иудео-христианские заблуждения.
- Гностицизм.
- Монтанизм.
- Монархианство.
- Манихейство.
- Борьба Церкви с ересями II и III в. Положительное раскрытие христианского учения.
- 1. Учение 12-ти Апостолов
- Св. Иустин Мученик.
- Минуций Феликс «Октавий».
- Полемика с монархианами. Учение о Логосе-Христе.
- Богословские воззрения Тертуллиана. Его система.
- Развитие в Церкви спекулятивного богословия (преимущественно на востоке).
- Ориген (182-251 г.).
- Глава V. Христианское Богослужение.
- Священные дни и времена I-III вв.
- Праздники годовые подвижные и посты.
- Места богослужебных собраний.
- Христианская живопись.
- Глава VI. Религиозно-нравственная жизнь христиан. Церковная дисциплина.
- Религиозное моральное состояние верующих.
- Начало монашества.
- Часть 2. Период вселенских соборов.
- Глава I. Распространение Христианства.
- Великое переселение народов.
- Армения и Иверия (Грузия).
- Аравия и Абиссиния.
- Христианская миссия среди славянских народов.
- Христианство среди чехов.
- Христианство в Польше.
- Христианство на Руси.
- Глава II. Отношение Христианской Церкви к внешнему миру. Церковь и государство. Император Константин Великий и Миланский эдикт. Отношения между Церковью и государством на Востоке и на Западе.
- Сыновья Константина Великого — Константин II, Констанс и Констанций. Императоры Юлиан, Грапиан, Феодосии Великий и Младший.
- Отношение между церковною и государственною властью на Западе. Возвышение Папы над императорами.
- Бедствия Церкви. Реакция язычества. Император Юлиан Отступник.
- Гонение на христиан в Персии.
- Языческая полемика и христианская апологетика с IV-го века.
- Глава III. Церковная организация.
- Римский Папа.
- Александрийский патриархат.
- Антиохийский патриархат.
- Иерусалимский патриархат.
- Возвышение епископа Константинополя «Нового Рима».
- Приводим список Константинопольских патриархов до iх-го века:
- Епископы. Хорепископы.
- Епископское управление.
- Особые церковные должности.
- Низший клир.
- Церковное Законодательство. О Соборах Поместных и Вселенских.
- Каноническая (юридическая) сторона в деятельности Соборов Поместных и Вселенских.
- О собраниях канонов.
- Апостольские каноны.
- Апостольская дидаскалия.
- Так называемые Апостольские Постановления.
- Раскол донатистов.
- Мелетианский раскол.
- Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII-го века).
- Первый Вселенский Собор
- Учение Афанасия Александрийского.
- Выступления Ария.
- Первый Вселенский Собор в Никее в 325-м году.
- Борьба за Никейский Символ Веры.
- «Ново-никейцы», Каппадокийцы.
- Феодосий I-й (379-395 г.). Константинопольский Собор 381-го г. (II-ой Вселенский).
- Христологический вопрос.
- Начало христологических споров. Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстийский.
- Учение Кирилла Александрийского.
- Соперничество Александрийского и Константинопольского епископов.
- Несторий, как Константинопольский архиепископ.
- Третий Вселенский Собор в Ефесе, в 431 г.
- «Соборик» (Conciliabulum) Иоанна Антиохийского.
- Распоряжения императора Феодосия.
- Продолжение соборных заседаний.
- Отказ Нестория от кафедры и последующая судьба его.
- Попытки императора Феодосия II-го примирить спорившие партии.
- Судьба Ефесского Собора. Антиохийская уния.
- Антиохийская уния.
- Судьба несторианства. Несториане.
- Происхождение монофизитства.
- Так называемый «разбойничий» Ефесский Собор 449 г.
- Халкидонский Собор 451 г. IV-ый Вселенский Собор.
- Значение Халкидонского Собора.
- История монофизитов после Халкидонского Собора.
- Учение монофизитов и деление их.
- Император Юстиниан I-й (527-565 г.).
- Пятый Вселенский Собор 553 г. В Константинополе.
- Монофелитский спор.
- VI-й Вселенский Собор 680-681 г.
- Иконоборческий спор.
- Вопрос об иконопочитании после VII-го Вселенского Собора.
- Иконоборчество на Западе.
- Павликиане.
- Итоги. Общее развитие догматики на Востоке до Св. Иоанна Дамаскина (включительно).
- Глава V. Христианское Богослужение.
- Суточное, седмичное и недельное богослужение.
- Годичный круг праздников.
- Круг Рождественских праздников.
- Почитание мучеников, святых, Пресвятой Девы Марии и ангелов.
- Почитание реликвий. Путешествие по святым местам. Иконы.
- Церковное песнопение с IV-XI-го веков.
- Западные песнописцы.
- Церковные Таинства.
- Евхаристическая литургия.
- Богослужебный устав.
- Места христианского богослужения.
- Христианское искусство.
- Глава VI. Нравственная жизнь.
- Состояние религиозно-нравственной жизни вообще с IV-го по хi-ый в.
- Монашество.
- История монашества.
- Монашество на Западе.
- Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви.
- Великий Церковный Раскол. «Разделение Церквей».
- Последнее столкновение Византии с Римом в половине хi-го века. Так называемое разделение Церквей.
- Примечания