Учение Кирилла Александрийского.
Значительное неудобство при изложении учения Кирилла возникает из того, что он не развивал его положительным методом, по принципу теоретического исследования, а только по требованиям полемическим и формулировал в нужных для цели тезисах. Поэтому-то и в терминологии св. Кирилл не был устойчив, хотя и имеет в данном случае некоторое преимущество пред каппадокийцами, как не допускавший смешения, слияния Божества с человечеством.
Вера св. Кирилла, как и св. Афанасия и Григория Назианзянина, — в противоположность антиохийцам, — исходила не от исторического Христа, а от Θεος-Λογος. Бог-Слово чрез воплощение усвоил Себе, так сказать включил в состав всю человеческую природу и однако остался Тем же Самым, Каким был и до воплощения; ничто в Нем не изменилось; но человечество Он воспринял в единство Своего существа, не утративши ничего в нем; напротив, Он возвел его чрез Свое восприятие в Свое существо к высшей чести. Соединившись и с человеческою природою, Иисус Христос остался Тем же самым, Каким был и до воплощения, т. е. одним нераздельным индивидом, который нечто присоединил, приобщил Себе, не изменяя, не претворяя этого в Свое существо. Все, что переносило тело и человеческая душа Бога-Слова, Он Сам переносил, ибо они суть Его тело и Его душа. Такую схему можно подтвердить изречением самого Кирилла Александрийского. Слово — по нему — соделалось человеком, но не восприняло человека — γεγονεν ανθρωπος, ουκ ανθρωπος ανελαβεν (Epist. 45. Migne. Patr. gr. LXXII, c, 236). Однако, оно человеческое естество сделало Своим — ιδιαν εποισε την σαρκα. Соединившегося с ним κατ ουσιαν, κατά φυσιν, καθ υποστασιν — Бога родила Святая Дева телесно; поэтому мы говорим, что Она есть Богородица (θεον, ενωθεντα σαρκι καθ’ υποστασιν η αγια παρθενος σαρκικως ταυτη σοι και Θεοτοκον είναι αυτην, Epist. 17. Migne. Patr. Gr. LXXII, c. 17). Родившись от Девы, Слово пребывает тем, чем было (μεμενηκε οπερ ην); Оно только человеческую природу восприняло в единство Своего существа и ныне есть Бог и Человек, один из двух естеств — εκ δυοιν τελειοιν, εκ δυοιν πραγματοιν, εξ αμφοιν. Единое богочеловеческое лицо называется εν εν προσωπον, μια υποστασις, μια φυσις του Θεου λογου σεσαρκομενη /Как уже замечено, выражение собственно Аполлинария; оно находилось в Ps. Athanas. исповедании ad Jovianum. Но св. Кирилл, как и все в его время, считал его подлинно Афанасьевым/. Последнее изречение было причиною того, что Кирилла обвиняли в смешении двух природ /Слова или понятия υποστασις и φυσις на языке Кирилла строго не разграничиваются/. Поэтому Кирилл неоднократно повторял, что две природы соединены во Христе ασυνχυτως, ατρεπτος, αμεταβλητος, без Смешения — (συνχυσις, συνκρασις, συνουσιωσις). — Справедливость требует сказать, что неустановившаяся терминология позволила допустить некое «сплетение» (συμπλοκη) Логоса с плотью, и некоторое смешение (αναμιχθη τροπον τινα), подобно смешению воды с землею /Сказанным объясняются упреки Кириллу со стороны Гарнака, DG. II. s. 349, в неустойчивости в терминологии. См. свящ. Т. Лященко. Св. Кирилл Алексадрийский 1913, стр. 245/. Встречающееся в сочинениях Кирилла выражение — после унии с восточными — что до соединения в нем — Слове, две φυσεις, а после него, только одна φυσις — возбуждало нарекания на него… Однако, Кирилл этими словами указывает на соединение Логоса с полною — состоящею из души и тела — человеческою природою, которая по соединении существует не в самой себе, а в Логосе.
Кирилл так рассуждает: «Мы говорим, что две природы (δυο φυσεις) соединены, но после соединения деление на два существа не имеет места; посему веруем, что есть одна природа Сына (μιαν ειναι πιστευομεν την υιον φυσιν), потому что существует один сделавшийся человеком и плотью» (Epist. 40. Migne. LXXII, c. 192-193). Как здесь, так и вообще соединение двух природ Кирилл обозначает большею частью словом ενωσις, которое употреблялось отцами и прежде, например, ενωσις φυσικη, κατά φυσιν καθ’ υποστασιν, κατ’ υοσιαν Слово ενοικησις, которое вместо вочеловечения говорит как бы о простом обитании, Кирилл считал несторианским термином /Гарнак, DG. II. s. 351, признает характерным и останавливает внимание на том факте, что Кирилл определенно отвергал тот взгляд, будто во Христе был на лицо индивидуальный человек, хотя он и приписывал Христу все составные части человеческого существа. В заключение изложения Кириллова учения о лице Иисуса Христа Гарнак, DG. II. s. 352, и Лоофс, Leitfaden s. 293, ставят вопрос: не было ли это учение «монофизитским» и отвечают в том смысле, что нужно де отличать существо дела, содержание — от образа выражения; затем, поскольку Кирилл учил, что Логос и после воплощения пребывал μια φυσις он мог быть цитирован и монофизитами. Но, с другой стороны, Кирилл утверждал, что полное совершенное человечество во Христе не смешалось с Божеством. Этот тезис был уже против монофизитов/.
Как видно из предшествующего, превосходящий человеческое разумение вопрос о соединении в одном лице Богочеловека двух природ — естественно не поддавался усвоению человеческою мыслью, полному уяснению и точному выражению. Разности, неясности в понимании данного непостижимого предмета со стороны богословов Александрийских и Антиохийских отражались на языке, на образе выражений, очень несогласных, иногда противоречивых. Но они существовали отдавна и не приводили к серьезным разногласиям. Отношение восточных к заблуждениям Аполлинария ясно доказывает их осторожное отношение к таинственному вопросу. Чтобы возбудить вопрос о страшной ереси, которая будто бы угрожает чистоте и целости христианского учения и для подавления которой требуется вселенский собор, — нужны были многие другие привходящие обстоятельства и индивидуальные качества лиц, возглавлявших в 1-ю четверть V-го века александрийскую и константинопольскую кафедры.
- Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) История Христианской Церкви
- Часть I.
- Глава I. Миссия Церкви в первые три века.
- Глава II. Христианская Церковь и внешний мир. Отношение между церковью и государством
- Глава III. Церковная организация.
- Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII-го века).
- Глава V. Христианское Богослужение.
- Глава VI. Нравственная жизнь.
- Часть I Предисловие.
- Предварительные сведения
- Источники церковной истории.
- Издания источников
- Требования от историка объективности и аконфессионализма.
- Отношение церковной истории к другим наукам — светским и богословским.
- Границы истории христианской Церкви и разделение её на периоды.
- Церковная историография
- Период I-й.
- Период II-й.
- Вводная глава
- 1. Приготовление человеческого рода к пришествию Иисуса Христа.
- 2. Состояние языческого и иудейского мира ко времени пришествия Иисуса Христа.
- Религиозные верования иудейского народа в век Рождества Христова.
- Первый период (30–313 гг.). Основание, распространение и внутреннее развитие Церкви в борьбе с иудейским и греко-римским миром.
- Глава I. Миссия Церкви в первые три века. Основатель Христианской Церкви, Иисус Христос.
- Библейские источники.
- О лице Иисуса Христа по каноническим евангелиям.
- Дело Иисуса Христа.
- Рождение Христианской Церкви в Иерусалиме.
- Устройство жизни в первой христианской общине.
- Первое гонение на Иерусалимскую Церковь. Начало христианской миссии среди язычников.
- Апостол Павел.
- Апостольский Иерусалимский Собор (49 г.).
- Деятельность ап. Павла после Апостольского Собора. Прибытие его в Рим.
- Апостол Петр.
- Основание Римской Церкви.
- Судьба первой христианской общины и погибель Иерусалима.
- Деятельность Св. Иоанна Богослова и прочих Апостолов.
- Христианская миссия во II-III в.
- Страны, города и места распространения христианства к началу IV-го века
- Распространение Христианства среди различных слоев общества
- Глава II. Христианская Церковь и внешний мир. Отношение между церковью и государством
- Гонение на христиан со стороны язычников.
- Глава III. Внутренняя жизнь Христианской Церкви в I-III века. Организация Церкви.
- Апостолы, пророки и учители.
- Постоянные иерархические и неиерархические служения в Церкви.
- Так называемый монархический епископат.
- Митрополиты в первые три века христианства.
- Римские епископы за первые три века:
- Взаимоотношение между отдельными христианскими Церквами в первые три века.
- Вопрос о падших. Церковные расколы Фелициссима в Карфагене, Новациана в Риме.
- Глава IV. Церковное вероучение в первые три века.
- Иудео-христианские заблуждения.
- Гностицизм.
- Монтанизм.
- Монархианство.
- Манихейство.
- Борьба Церкви с ересями II и III в. Положительное раскрытие христианского учения.
- 1. Учение 12-ти Апостолов
- Св. Иустин Мученик.
- Минуций Феликс «Октавий».
- Полемика с монархианами. Учение о Логосе-Христе.
- Богословские воззрения Тертуллиана. Его система.
- Развитие в Церкви спекулятивного богословия (преимущественно на востоке).
- Ориген (182-251 г.).
- Глава V. Христианское Богослужение.
- Священные дни и времена I-III вв.
- Праздники годовые подвижные и посты.
- Места богослужебных собраний.
- Христианская живопись.
- Глава VI. Религиозно-нравственная жизнь христиан. Церковная дисциплина.
- Религиозное моральное состояние верующих.
- Начало монашества.
- Часть 2. Период вселенских соборов.
- Глава I. Распространение Христианства.
- Великое переселение народов.
- Армения и Иверия (Грузия).
- Аравия и Абиссиния.
- Христианская миссия среди славянских народов.
- Христианство среди чехов.
- Христианство в Польше.
- Христианство на Руси.
- Глава II. Отношение Христианской Церкви к внешнему миру. Церковь и государство. Император Константин Великий и Миланский эдикт. Отношения между Церковью и государством на Востоке и на Западе.
- Сыновья Константина Великого — Константин II, Констанс и Констанций. Императоры Юлиан, Грапиан, Феодосии Великий и Младший.
- Отношение между церковною и государственною властью на Западе. Возвышение Папы над императорами.
- Бедствия Церкви. Реакция язычества. Император Юлиан Отступник.
- Гонение на христиан в Персии.
- Языческая полемика и христианская апологетика с IV-го века.
- Глава III. Церковная организация.
- Римский Папа.
- Александрийский патриархат.
- Антиохийский патриархат.
- Иерусалимский патриархат.
- Возвышение епископа Константинополя «Нового Рима».
- Приводим список Константинопольских патриархов до iх-го века:
- Епископы. Хорепископы.
- Епископское управление.
- Особые церковные должности.
- Низший клир.
- Церковное Законодательство. О Соборах Поместных и Вселенских.
- Каноническая (юридическая) сторона в деятельности Соборов Поместных и Вселенских.
- О собраниях канонов.
- Апостольские каноны.
- Апостольская дидаскалия.
- Так называемые Апостольские Постановления.
- Раскол донатистов.
- Мелетианский раскол.
- Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII-го века).
- Первый Вселенский Собор
- Учение Афанасия Александрийского.
- Выступления Ария.
- Первый Вселенский Собор в Никее в 325-м году.
- Борьба за Никейский Символ Веры.
- «Ново-никейцы», Каппадокийцы.
- Феодосий I-й (379-395 г.). Константинопольский Собор 381-го г. (II-ой Вселенский).
- Христологический вопрос.
- Начало христологических споров. Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстийский.
- Учение Кирилла Александрийского.
- Соперничество Александрийского и Константинопольского епископов.
- Несторий, как Константинопольский архиепископ.
- Третий Вселенский Собор в Ефесе, в 431 г.
- «Соборик» (Conciliabulum) Иоанна Антиохийского.
- Распоряжения императора Феодосия.
- Продолжение соборных заседаний.
- Отказ Нестория от кафедры и последующая судьба его.
- Попытки императора Феодосия II-го примирить спорившие партии.
- Судьба Ефесского Собора. Антиохийская уния.
- Антиохийская уния.
- Судьба несторианства. Несториане.
- Происхождение монофизитства.
- Так называемый «разбойничий» Ефесский Собор 449 г.
- Халкидонский Собор 451 г. IV-ый Вселенский Собор.
- Значение Халкидонского Собора.
- История монофизитов после Халкидонского Собора.
- Учение монофизитов и деление их.
- Император Юстиниан I-й (527-565 г.).
- Пятый Вселенский Собор 553 г. В Константинополе.
- Монофелитский спор.
- VI-й Вселенский Собор 680-681 г.
- Иконоборческий спор.
- Вопрос об иконопочитании после VII-го Вселенского Собора.
- Иконоборчество на Западе.
- Павликиане.
- Итоги. Общее развитие догматики на Востоке до Св. Иоанна Дамаскина (включительно).
- Глава V. Христианское Богослужение.
- Суточное, седмичное и недельное богослужение.
- Годичный круг праздников.
- Круг Рождественских праздников.
- Почитание мучеников, святых, Пресвятой Девы Марии и ангелов.
- Почитание реликвий. Путешествие по святым местам. Иконы.
- Церковное песнопение с IV-XI-го веков.
- Западные песнописцы.
- Церковные Таинства.
- Евхаристическая литургия.
- Богослужебный устав.
- Места христианского богослужения.
- Христианское искусство.
- Глава VI. Нравственная жизнь.
- Состояние религиозно-нравственной жизни вообще с IV-го по хi-ый в.
- Монашество.
- История монашества.
- Монашество на Западе.
- Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви.
- Великий Церковный Раскол. «Разделение Церквей».
- Последнее столкновение Византии с Римом в половине хi-го века. Так называемое разделение Церквей.
- Примечания