Первое гонение на Иерусалимскую Церковь. Начало христианской миссии среди язычников.
Постепенное возрастание юной христианской общины и некоторые, почти неизбежные в большом, из различных элементов составленном и еще не сжившемся обществе недоразумения и беспорядочность привели к необходимости введения в общины некоторых служении в помощь апостолам (Деян. 6:1-6).
Для этой цели были избраны — Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай, пришлец Антиохийский. Их поставили пред апостолами и, помолившись, возложили на них руки. Они все были эллинисты, т. е. происходили из иудеев диаспоры. Ближайшая задача их поставления «διακονειν τραπέζαις». Еще из древности в них стали видеть «диаконов», как последнюю иерархическую степень. Но на это не имели никакого права, как, например, называть «диаконами» и апостолов, за которыми по 4 ст. осталось служение слова διακονία του λόγου. Разве они могут быть названы «диаконами» в смысле помощников апостолов, как в первые века диаконы были ближайшими помощниками апостолов. В книге Деян. 21:8 они просто названы επτά (семь). Спокойной жизни общины способствовало то, что уверовавшие в Иисуса Христа, как Мессию, не отказывались от исполнения Моисеева закона и вообще от иудейских обычаев. Диссонанс в жизнь внесли свободномыслившие эллинисты . Предметом спора стал храм и его культ, о прекращении которого, с пришествием Христа, говорили эллинисты. Между тем иудеи на основании предания защищали его бесконечное существование. Выразителем этих взглядов явился со стороны эллинистов Стефан . Со стороны некоторых фанатически настроенных туземцев раздались жалобы на Стефана пред синедрионом, что он произносит «хульные глаголы на Моисея и на Бога… на святое место сие и на закон… что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» (6:11, 12 и 15). Стефан не оспаривал божественное происхождение храма и закона, но утверждал необходимость их отмены с пришествием Иисуса Христа. Языческой миссии он не требовал. Но он помог обосновать её чрез свое безбоязненное слово, запечатленное мученическою смертью.
Первоначально и вне Иерусалима христианство распространялось среди иудеев. Поэтому возникло несколько христианских общин из иудеев в стране иудейской (Гал. 1:22; 1 Фес. 2:14), также в Галилее и Самарии (Деян. 1:8; 8:1; 9:31; 15:3) и в прибрежной полосе (9:32). Для перехода миссии на языческую почву, нужно было разбить иудейские предрассудки. Это в значительной степени сделали эллинисты, занявшие представительные места с реформою иерусалимской церкви. Правда, выступления с дерзновенными словами, «хульными глаголами» стоило жизни их представителю Стефану.
Но последствия мученического подвига его сказались скоро. Гонение, поднятое против единомышленников Стефана (Деян. 8:1-3) заставило их покинуть Иерусалим. Рассеявшись из Иерусалима, они естественно действовали как миссионеры (Деян. 8:4). Между ними был самым выдающимся попечитель о столах Филипп. Он проповедовал в Самарии и по берегу Средиземного моря (8:40). Филипп просветил и крестил эфиопского сановника, евнуха. Об этом рассказывается очень подробно в Книге Деян. (8:26). И это понятно — почему. Евнух не был иудеем, а лишь прозелитом, «боящимся Бога». Следовательно, крещение его свидетельствовало о падении крепкой стены между иудеями и язычниками. Однако, этот случай дела не решил; не решил его и другой подобный — крещение ап. Петром прозелита, сотника Корнилия (Деян. 10) в Кесарии.
Ближайший решительный шаг имел место в Антиохии, где христианство было проповедано чистым язычникам. Точно первые миссионеры в Антиохии не названы. Но их, по-видимому, нужно видеть в Симоне Нигере , киринеянине Луции , Манаиме, Варнаве и Савле (Деян. 13:1). Последние два пришли позже (Деян. 11:23-25). Для Антиохийской общины, образовавшейся, главным образом, из прежних язычников, было придумано — скорее всего, их языческими противниками — и запечатлелось имя «христиане» или «хрестиане» (Деян. 11:26).
Это обозначение само по себе доказывает, что новая община в Антиохии сильно отклонилась от иудейства. Замечательно, что иудео-христиане мирно уживались в Антиохии с языко-христианами. Раздоры между ними внесли только пришедшие из Иерусалима (Деян. 15:1; Гал. 2:11-13). Нет ничего удивительного, что теперь именно началась вражда против христианства, когда проповедь Евангелия перешла на языческую почву. Теперь также и Ирод, в угоду иудеям, начал гонение против 12-ти: умертвил Иакова Зеведеева и посадил в тюрьму ап. Петра (Деян. 12). После этого ни один из апостолов не остался в Иерусалиме и управление Иерусалимскою церковью было вручено брату Господню — Иакову с коллегией пресвитеров.
- Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) История Христианской Церкви
- Часть I.
- Глава I. Миссия Церкви в первые три века.
- Глава II. Христианская Церковь и внешний мир. Отношение между церковью и государством
- Глава III. Церковная организация.
- Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII-го века).
- Глава V. Христианское Богослужение.
- Глава VI. Нравственная жизнь.
- Часть I Предисловие.
- Предварительные сведения
- Источники церковной истории.
- Издания источников
- Требования от историка объективности и аконфессионализма.
- Отношение церковной истории к другим наукам — светским и богословским.
- Границы истории христианской Церкви и разделение её на периоды.
- Церковная историография
- Период I-й.
- Период II-й.
- Вводная глава
- 1. Приготовление человеческого рода к пришествию Иисуса Христа.
- 2. Состояние языческого и иудейского мира ко времени пришествия Иисуса Христа.
- Религиозные верования иудейского народа в век Рождества Христова.
- Первый период (30–313 гг.). Основание, распространение и внутреннее развитие Церкви в борьбе с иудейским и греко-римским миром.
- Глава I. Миссия Церкви в первые три века. Основатель Христианской Церкви, Иисус Христос.
- Библейские источники.
- О лице Иисуса Христа по каноническим евангелиям.
- Дело Иисуса Христа.
- Рождение Христианской Церкви в Иерусалиме.
- Устройство жизни в первой христианской общине.
- Первое гонение на Иерусалимскую Церковь. Начало христианской миссии среди язычников.
- Апостол Павел.
- Апостольский Иерусалимский Собор (49 г.).
- Деятельность ап. Павла после Апостольского Собора. Прибытие его в Рим.
- Апостол Петр.
- Основание Римской Церкви.
- Судьба первой христианской общины и погибель Иерусалима.
- Деятельность Св. Иоанна Богослова и прочих Апостолов.
- Христианская миссия во II-III в.
- Страны, города и места распространения христианства к началу IV-го века
- Распространение Христианства среди различных слоев общества
- Глава II. Христианская Церковь и внешний мир. Отношение между церковью и государством
- Гонение на христиан со стороны язычников.
- Глава III. Внутренняя жизнь Христианской Церкви в I-III века. Организация Церкви.
- Апостолы, пророки и учители.
- Постоянные иерархические и неиерархические служения в Церкви.
- Так называемый монархический епископат.
- Митрополиты в первые три века христианства.
- Римские епископы за первые три века:
- Взаимоотношение между отдельными христианскими Церквами в первые три века.
- Вопрос о падших. Церковные расколы Фелициссима в Карфагене, Новациана в Риме.
- Глава IV. Церковное вероучение в первые три века.
- Иудео-христианские заблуждения.
- Гностицизм.
- Монтанизм.
- Монархианство.
- Манихейство.
- Борьба Церкви с ересями II и III в. Положительное раскрытие христианского учения.
- 1. Учение 12-ти Апостолов
- Св. Иустин Мученик.
- Минуций Феликс «Октавий».
- Полемика с монархианами. Учение о Логосе-Христе.
- Богословские воззрения Тертуллиана. Его система.
- Развитие в Церкви спекулятивного богословия (преимущественно на востоке).
- Ориген (182-251 г.).
- Глава V. Христианское Богослужение.
- Священные дни и времена I-III вв.
- Праздники годовые подвижные и посты.
- Места богослужебных собраний.
- Христианская живопись.
- Глава VI. Религиозно-нравственная жизнь христиан. Церковная дисциплина.
- Религиозное моральное состояние верующих.
- Начало монашества.
- Часть 2. Период вселенских соборов.
- Глава I. Распространение Христианства.
- Великое переселение народов.
- Армения и Иверия (Грузия).
- Аравия и Абиссиния.
- Христианская миссия среди славянских народов.
- Христианство среди чехов.
- Христианство в Польше.
- Христианство на Руси.
- Глава II. Отношение Христианской Церкви к внешнему миру. Церковь и государство. Император Константин Великий и Миланский эдикт. Отношения между Церковью и государством на Востоке и на Западе.
- Сыновья Константина Великого — Константин II, Констанс и Констанций. Императоры Юлиан, Грапиан, Феодосии Великий и Младший.
- Отношение между церковною и государственною властью на Западе. Возвышение Папы над императорами.
- Бедствия Церкви. Реакция язычества. Император Юлиан Отступник.
- Гонение на христиан в Персии.
- Языческая полемика и христианская апологетика с IV-го века.
- Глава III. Церковная организация.
- Римский Папа.
- Александрийский патриархат.
- Антиохийский патриархат.
- Иерусалимский патриархат.
- Возвышение епископа Константинополя «Нового Рима».
- Приводим список Константинопольских патриархов до iх-го века:
- Епископы. Хорепископы.
- Епископское управление.
- Особые церковные должности.
- Низший клир.
- Церковное Законодательство. О Соборах Поместных и Вселенских.
- Каноническая (юридическая) сторона в деятельности Соборов Поместных и Вселенских.
- О собраниях канонов.
- Апостольские каноны.
- Апостольская дидаскалия.
- Так называемые Апостольские Постановления.
- Раскол донатистов.
- Мелетианский раскол.
- Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII-го века).
- Первый Вселенский Собор
- Учение Афанасия Александрийского.
- Выступления Ария.
- Первый Вселенский Собор в Никее в 325-м году.
- Борьба за Никейский Символ Веры.
- «Ново-никейцы», Каппадокийцы.
- Феодосий I-й (379-395 г.). Константинопольский Собор 381-го г. (II-ой Вселенский).
- Христологический вопрос.
- Начало христологических споров. Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстийский.
- Учение Кирилла Александрийского.
- Соперничество Александрийского и Константинопольского епископов.
- Несторий, как Константинопольский архиепископ.
- Третий Вселенский Собор в Ефесе, в 431 г.
- «Соборик» (Conciliabulum) Иоанна Антиохийского.
- Распоряжения императора Феодосия.
- Продолжение соборных заседаний.
- Отказ Нестория от кафедры и последующая судьба его.
- Попытки императора Феодосия II-го примирить спорившие партии.
- Судьба Ефесского Собора. Антиохийская уния.
- Антиохийская уния.
- Судьба несторианства. Несториане.
- Происхождение монофизитства.
- Так называемый «разбойничий» Ефесский Собор 449 г.
- Халкидонский Собор 451 г. IV-ый Вселенский Собор.
- Значение Халкидонского Собора.
- История монофизитов после Халкидонского Собора.
- Учение монофизитов и деление их.
- Император Юстиниан I-й (527-565 г.).
- Пятый Вселенский Собор 553 г. В Константинополе.
- Монофелитский спор.
- VI-й Вселенский Собор 680-681 г.
- Иконоборческий спор.
- Вопрос об иконопочитании после VII-го Вселенского Собора.
- Иконоборчество на Западе.
- Павликиане.
- Итоги. Общее развитие догматики на Востоке до Св. Иоанна Дамаскина (включительно).
- Глава V. Христианское Богослужение.
- Суточное, седмичное и недельное богослужение.
- Годичный круг праздников.
- Круг Рождественских праздников.
- Почитание мучеников, святых, Пресвятой Девы Марии и ангелов.
- Почитание реликвий. Путешествие по святым местам. Иконы.
- Церковное песнопение с IV-XI-го веков.
- Западные песнописцы.
- Церковные Таинства.
- Евхаристическая литургия.
- Богослужебный устав.
- Места христианского богослужения.
- Христианское искусство.
- Глава VI. Нравственная жизнь.
- Состояние религиозно-нравственной жизни вообще с IV-го по хi-ый в.
- Монашество.
- История монашества.
- Монашество на Западе.
- Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви.
- Великий Церковный Раскол. «Разделение Церквей».
- Последнее столкновение Византии с Римом в половине хi-го века. Так называемое разделение Церквей.
- Примечания