Епископы. Хорепископы.
Избрание епископов . В порядке возведения в епископский сан в то время вообще можно различать три момента: а) избрание (с активным участием клира и народа), б) постановление (καταστασις), то есть утверждение избранного кандидата «согласием», «судом» и «решением» епископов, высказывавшихся лично на Соборе или чрез грамоты и в) хиротония (χειροτονια, χειροτονειν). В древней Церкви твердо установилась практика избpaния епископов посpeдством ψηφος και δοκιμασια. Ωηφω — значит камешек, шарик, в дальнейшем баллотировка, подача голосов. Δοκιμασια — это испытание пригодности, суждение о правоспособности лица, проверка, аппробация. Самая молитва посвящения начиналась в древности словами: «Ψηφω και δοκιμασια των θεοφιλεστατων επισκοπων η θεια χαρις προχειριζεται». Слово «προχειριζεται» означает «поставлять под руки» /Например «προχειρος βιβλος» — справочная книга/. Лишь по позднейшей практике слова «Божественная благодать, всегда немощная врачующи», — произносил епископ, а в Константинопольской Церкви их читал архидиакон, — и поэтому уже не смотрели на них, как на совершительную формулу. Они составили лишь приготовление к хиротонии и представляли собою определение Константинопольского συνοδος ενδημουσα об избрании кандидата во епископы. Эта формула имела значение наших архиерейских грамот и не называлась молитвою, а κιτατωριον, citatorium, приглашение, почему и заканчивалась часто диаконскими словами: «помолимся убо о нем». Новоизбранный в целях объявления о своем постановлении во епископы отправлял епископам, не принимавшим в нем участия, послание, прилагая к нему исповедание веры. Это послание называлось εωθρονιστικη или συνοδικη, так как новый епископ писал его тогда, когда Собор еще не расходился. Принимавшие личное участие в выборе прилагали к этому исповеданию свои подписи и тем уже подтверждали свое единомыслие с новоизбранным. По-видимому, в самое древнее время выборы епископов происходили спокойно. Император Александр Север (222-235 г.) рекомендует язычникам при выборах поступать так же осмотрительно, как христиане при выборах епископа. Но с IV-го века дело меняется. Участие мирян становится очень энергичным и страстным. В последующие века может быть это обстоятельство дает некоторый повод ограничить участие мирян присутствием на выборах лишь высшей администрации или даже указанием только императора. В слове Иоанна Златоуста описано, как иногда приезжавшие на выборы епископы соседних епархий заставали целую бурю. Бывали случаи, когда, вследствие несогласия, епископы брали в свои руки решение дела. В виду прокравшихся с IV-го века злоупотреблений в дело избрания епископов, возникает целый ряд церковно-законодательных актов, которыми упорядочивается это дело и строго устанавливается соборный порядок, каким должны быть избираемы епископы. Одни из канонов по данному предмету касаются так сказать епископской стороны Собора, другие — мирской. К первым относятся, например, каноны 1-го Вселенского Собора — 4-ый и 6-ой, Антиохийского — каноны 16-ый, 19-ый и 23-й. Смысл этих канонов тот, что в Соборе, поставляющем епископа, должны принимать участие, по возможности, все епископы области и обязательно митрополиты. Так как эти правила говорят только об епископах, то они часто подают повод к недоразумению: эти правила понимают иногда в смысле узаконения, требования, чтобы выборы епископов производились лишь одними епископами. Насколько такое понимание неосновательно, видно хотя бы из того, что тот же Никейский Собор, который 4-ым каноном определяет: «епископа поставлять наиболее прилично всем той области епископам», — в послании к Египетским Церквам пишет, что законным иерархом может быть признан только тот, «кого и народ изберет» (Socrat. Histor. eccles. I, 6); а историк Никейского Собора, Геласий Кизический, сообщает, что открывшиеся, после низложения на Соборе арианских епископов, кафедры замещались согласно «решению того же Собора, и клира и мирян каждой епархии» (Gelasii — Historia concil. Nic. II. c. 23). Очевидно, и участники, и современники Никейского Собора были того же убеждения, что народное избрание не только не отменено соборными канонами, а напротив, является необходимым моментом законного возведения во епископский сан. А Антиохийские каноны прямо упоминают о народном избрании. 16-ое правило, говоря, что епископ, захвативший епархию, без соизволения Собора, «отвергается», замечает: «…хотя бы его избрал весь народ ». В самой Антиохии, во время близкое к Собору, епископы, по свидетельству историков, избирались всенародно. Так, всем народом был избран Евсевий (Euseb. De vita Constant. III, 60: Socrat. H. eccl. I, 24). Об Евстафии Антиохийском Блаженный Феодорит свидетельствует, что его избрали «архиереи, иереи и весь христолюбивый народ» (Theod. Hist. eccl. I, 6). Апостольские постановления (книга 8-ая) узаконяют: «во епископа рукополагать того, кто беспорочен, избран всем народом , как наилучший; когда его наименуют и одобрят, то народ, собравшись в день Господень с пресвитерством и наличными епископами, пусть даст согласие». Лаодикийский Собор постановляет: «да не будет позволено сборищу народа (τοις οχλοις) избирать имеющих произвестися во священство» (13-ое правило). «Οχλος» — случайное, неорганизованное собрание, толпа, сборище, чернь. Миряне, избирающие епископа, должны представлять из себя не случайных людей, не толпу, или сборище, а организованное церковное собрание (εκκλησιαν) местной парикии. По Феодориту (ibidem) «христолюбивый народ», или, как выражается святой Киприан, «верные (stantes, а не lapsi) миряне», т. е. для участия в избрании епископа требовался как бы некоторый моральный ценз /Святой Киприан (ср. 67, 5; по рус. пер. 56) пишет: «должно соблюдать то, что, по Божественному преданию и апостольскому примеру, и соблюдается у нас, а также во всех почти провинциях, чтобы к тому народу, для которого поставляется предстоятель, сходились ближайшие епископы той же провинции, и епископ избирался в присутствии народа (deligatur plebe presente), что и у вас, мы видим, сделано было при постановлении собрата нашего Сабина, так как рука на него была возложена по голосовании всего братства и по суду епископов»/. Так как с IV-го века арианствующие и вообще еретичествующие императоры желали проводить на кафедры единомышленных им лиц, то Церковь тогда со всею ясностью формулировала свой принцип, что народное собрание по делам церковным не может быть заменено участием начальства. Редактированное вероятно около этого времени апостольское 30-ое правило гласило: «Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую во Церкви власть: да будет извержен и отлучен». К сожалению, в последующее время императоры законодательным путем лишили христианский народ издревле принадлежавшего ему права. Юстиниановские новеллы — 123 и 137 право участия народа передают только знатнейшим, а потом — императору.
- Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931) История Христианской Церкви
- Часть I.
- Глава I. Миссия Церкви в первые три века.
- Глава II. Христианская Церковь и внешний мир. Отношение между церковью и государством
- Глава III. Церковная организация.
- Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII-го века).
- Глава V. Христианское Богослужение.
- Глава VI. Нравственная жизнь.
- Часть I Предисловие.
- Предварительные сведения
- Источники церковной истории.
- Издания источников
- Требования от историка объективности и аконфессионализма.
- Отношение церковной истории к другим наукам — светским и богословским.
- Границы истории христианской Церкви и разделение её на периоды.
- Церковная историография
- Период I-й.
- Период II-й.
- Вводная глава
- 1. Приготовление человеческого рода к пришествию Иисуса Христа.
- 2. Состояние языческого и иудейского мира ко времени пришествия Иисуса Христа.
- Религиозные верования иудейского народа в век Рождества Христова.
- Первый период (30–313 гг.). Основание, распространение и внутреннее развитие Церкви в борьбе с иудейским и греко-римским миром.
- Глава I. Миссия Церкви в первые три века. Основатель Христианской Церкви, Иисус Христос.
- Библейские источники.
- О лице Иисуса Христа по каноническим евангелиям.
- Дело Иисуса Христа.
- Рождение Христианской Церкви в Иерусалиме.
- Устройство жизни в первой христианской общине.
- Первое гонение на Иерусалимскую Церковь. Начало христианской миссии среди язычников.
- Апостол Павел.
- Апостольский Иерусалимский Собор (49 г.).
- Деятельность ап. Павла после Апостольского Собора. Прибытие его в Рим.
- Апостол Петр.
- Основание Римской Церкви.
- Судьба первой христианской общины и погибель Иерусалима.
- Деятельность Св. Иоанна Богослова и прочих Апостолов.
- Христианская миссия во II-III в.
- Страны, города и места распространения христианства к началу IV-го века
- Распространение Христианства среди различных слоев общества
- Глава II. Христианская Церковь и внешний мир. Отношение между церковью и государством
- Гонение на христиан со стороны язычников.
- Глава III. Внутренняя жизнь Христианской Церкви в I-III века. Организация Церкви.
- Апостолы, пророки и учители.
- Постоянные иерархические и неиерархические служения в Церкви.
- Так называемый монархический епископат.
- Митрополиты в первые три века христианства.
- Римские епископы за первые три века:
- Взаимоотношение между отдельными христианскими Церквами в первые три века.
- Вопрос о падших. Церковные расколы Фелициссима в Карфагене, Новациана в Риме.
- Глава IV. Церковное вероучение в первые три века.
- Иудео-христианские заблуждения.
- Гностицизм.
- Монтанизм.
- Монархианство.
- Манихейство.
- Борьба Церкви с ересями II и III в. Положительное раскрытие христианского учения.
- 1. Учение 12-ти Апостолов
- Св. Иустин Мученик.
- Минуций Феликс «Октавий».
- Полемика с монархианами. Учение о Логосе-Христе.
- Богословские воззрения Тертуллиана. Его система.
- Развитие в Церкви спекулятивного богословия (преимущественно на востоке).
- Ориген (182-251 г.).
- Глава V. Христианское Богослужение.
- Священные дни и времена I-III вв.
- Праздники годовые подвижные и посты.
- Места богослужебных собраний.
- Христианская живопись.
- Глава VI. Религиозно-нравственная жизнь христиан. Церковная дисциплина.
- Религиозное моральное состояние верующих.
- Начало монашества.
- Часть 2. Период вселенских соборов.
- Глава I. Распространение Христианства.
- Великое переселение народов.
- Армения и Иверия (Грузия).
- Аравия и Абиссиния.
- Христианская миссия среди славянских народов.
- Христианство среди чехов.
- Христианство в Польше.
- Христианство на Руси.
- Глава II. Отношение Христианской Церкви к внешнему миру. Церковь и государство. Император Константин Великий и Миланский эдикт. Отношения между Церковью и государством на Востоке и на Западе.
- Сыновья Константина Великого — Константин II, Констанс и Констанций. Императоры Юлиан, Грапиан, Феодосии Великий и Младший.
- Отношение между церковною и государственною властью на Западе. Возвышение Папы над императорами.
- Бедствия Церкви. Реакция язычества. Император Юлиан Отступник.
- Гонение на христиан в Персии.
- Языческая полемика и христианская апологетика с IV-го века.
- Глава III. Церковная организация.
- Римский Папа.
- Александрийский патриархат.
- Антиохийский патриархат.
- Иерусалимский патриархат.
- Возвышение епископа Константинополя «Нового Рима».
- Приводим список Константинопольских патриархов до iх-го века:
- Епископы. Хорепископы.
- Епископское управление.
- Особые церковные должности.
- Низший клир.
- Церковное Законодательство. О Соборах Поместных и Вселенских.
- Каноническая (юридическая) сторона в деятельности Соборов Поместных и Вселенских.
- О собраниях канонов.
- Апостольские каноны.
- Апостольская дидаскалия.
- Так называемые Апостольские Постановления.
- Раскол донатистов.
- Мелетианский раскол.
- Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII-го века).
- Первый Вселенский Собор
- Учение Афанасия Александрийского.
- Выступления Ария.
- Первый Вселенский Собор в Никее в 325-м году.
- Борьба за Никейский Символ Веры.
- «Ново-никейцы», Каппадокийцы.
- Феодосий I-й (379-395 г.). Константинопольский Собор 381-го г. (II-ой Вселенский).
- Христологический вопрос.
- Начало христологических споров. Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстийский.
- Учение Кирилла Александрийского.
- Соперничество Александрийского и Константинопольского епископов.
- Несторий, как Константинопольский архиепископ.
- Третий Вселенский Собор в Ефесе, в 431 г.
- «Соборик» (Conciliabulum) Иоанна Антиохийского.
- Распоряжения императора Феодосия.
- Продолжение соборных заседаний.
- Отказ Нестория от кафедры и последующая судьба его.
- Попытки императора Феодосия II-го примирить спорившие партии.
- Судьба Ефесского Собора. Антиохийская уния.
- Антиохийская уния.
- Судьба несторианства. Несториане.
- Происхождение монофизитства.
- Так называемый «разбойничий» Ефесский Собор 449 г.
- Халкидонский Собор 451 г. IV-ый Вселенский Собор.
- Значение Халкидонского Собора.
- История монофизитов после Халкидонского Собора.
- Учение монофизитов и деление их.
- Император Юстиниан I-й (527-565 г.).
- Пятый Вселенский Собор 553 г. В Константинополе.
- Монофелитский спор.
- VI-й Вселенский Собор 680-681 г.
- Иконоборческий спор.
- Вопрос об иконопочитании после VII-го Вселенского Собора.
- Иконоборчество на Западе.
- Павликиане.
- Итоги. Общее развитие догматики на Востоке до Св. Иоанна Дамаскина (включительно).
- Глава V. Христианское Богослужение.
- Суточное, седмичное и недельное богослужение.
- Годичный круг праздников.
- Круг Рождественских праздников.
- Почитание мучеников, святых, Пресвятой Девы Марии и ангелов.
- Почитание реликвий. Путешествие по святым местам. Иконы.
- Церковное песнопение с IV-XI-го веков.
- Западные песнописцы.
- Церковные Таинства.
- Евхаристическая литургия.
- Богослужебный устав.
- Места христианского богослужения.
- Христианское искусство.
- Глава VI. Нравственная жизнь.
- Состояние религиозно-нравственной жизни вообще с IV-го по хi-ый в.
- Монашество.
- История монашества.
- Монашество на Западе.
- Историческое значение монашества и урегулирование жизни его со стороны Церкви.
- Великий Церковный Раскол. «Разделение Церквей».
- Последнее столкновение Византии с Римом в половине хi-го века. Так называемое разделение Церквей.
- Примечания