Реальность и виртуальность.
Не секрет, что восприятие реальности в огромной степени зависит от самой личности, её мировоззрения, нравственной и онтологической позиции. Трудно не согласиться с С.С. Аверинцевым, что «в силу несовершенства, неполноты человеческого знания, даже духовного, даже праведно-духовного, всякое мировоззрение реализует лишь воспоминание об императиве целостности».490
Нам трудно себе представить, каким был человек до грехопадения. Грех же напрямую связан с неврозом, то есть искажением реальности. Следовательно, наше восприятие мира в той или иной степени искажено, и только приближение к вершинам духовного мира открывает человеку глаза на действительное положение вещей.
Можно сказать, что впервые в истории человечества виртуальность появилась при грехопадении Адама и Евы. Когда змей спрашивает Еву о запрете есть плоды с дерева познания добра и зла, «она отвечает ему не вполне точно, искажая смысл слов Творца: не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть (Быт. 3, 3). Эта неточность тем более непонятна в ней, если учесть, что грехопадения ещё не совершилось, человеческое «райское» слово ещё не поражено язвой приблизительности и совпадает со своей сутью. Это наблюдение позволяет заключить, что Ева, вступив в разговор со змием, уже находится в искушении».491
Вся сцена грехопадения позволяет говорить о том, что Адам и Ева находились, как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, в несчастном ослеплении и непостижимом безумии.492
Это знают не только христиане. Так, представитель совсем другой традиции, М. Бубер, также говорит о некоей «вожделенно-мечтательной» рассеянности Адама и Евы, о состоянии некоей нереальности, плененности, «грезы».493
Картина мира любой невротической личности – вот что воистину далеко от реальности! Степень удаления от реальности и её искажения зависят не только от вида невроза и его выраженности, но и от многих внешних факторов: окружение, действие стрессового фактора, его значимость для человека, интенсивность и продолжительность воздействия.
Б.П. Вышеславцев в статье «Религиозно-аскетическое значение невроза» пишет: «невроз есть потеря соприкосновения с реальностью.494 Невроз есть пребывание в иллюзии. ...Религиозная установка сознания требует трезвенности... и отстранения всяких субъективных измышлений. Поэтому истинная религиозная жизнь противоположна всякому неврозу и психозу и святые суть самые здоровые люди, обладавшие во всей полноте функцией реальности».495
Видение мира невротической личностью – это виртуальная сказка, где человек способен заблудиться в сказочном лесу из трёх сосен. И будьте уверены: лес этот населён сказочным зверьём и всякой нечистью.496
Реальные персонажи перемешаны в нём с фантомами, и вымысел порой имеет большее психосоматическое значение, чем правда.
Возвращаясь к нашему восприятию реальности, отметим, что очень часто мы видим не то, что есть на самом деле, а то, что нам кажется.
Классическим примером можно считать «галлюцинацию», описанную аввой Дорофеем.
Один монах считал себя большим знатоком человеческих душ. Он постоянно следил за братией, отмечая различные их пороки и согрешения. Однажды он заметил, как некий инок рано утром прокрался в сад и тайком ел смоквы, а потом как ни в чём не бывало пошёл причащаться. Это было доложено игумену, и тут совершенно неожиданно выяснилось, что «замеченный» в воровстве брат вообще был в это время совершенно в другом месте. Выходит, что подозрительный инок видел то, чего на самом деле не было.497
Для нас в данном случае даже не важно, было ли «увиденное» дьявольским искушением или плодом не совсем здоровой психики. Важно то, как сильно может отличаться восприятие реальности в зависимости от состояния человека, его установок.
А вот похожий пример совсем из другой сферы.
«У одного человека пропал топор. Он подумал на своего соседа и стал к нему приглядываться. В самом деле: ходит он, как укравший топор, смотрит, как укравший топор, - каждый жест, каждое слово выдавали в нем вора. Вскоре топор нашелся. Когда после этого человек снова взглянул на соседа – тот уже ничем не был похож на укравшего топор».498
- Предисловие.
- Лекция № 1. Введение в христианскую психологию. Обзор значимых для христианской психологии идей и работ у отечественных авторов XVIII-XX веков.
- Современные терминологические споры.
- Применение различными авторами терминов «христианская» и «православная» психология и их отношение к возможности подобной науки.
- Личность христианского психолога и его место в Церкви
- Святоотеческое учение о человеке – основа христианской психологии
- Соотношение христианской антропологии с понятиями и методами современной психологии.
- Вера как религиозный и психологический феномен
- Различные психологические учения о мотивах поведения
- Различия в построении психологической науке на примере сравнения буддистской и христианской антропологии.
- Лекция № 2. Антропологические основы христианской психологии. Понятия индивид, конституция, темперамент, характер, личность
- Представление о личности в различных психологических школах и учениях.
- Различия в понимании личности в психологии и христианской антропологии.
- Православное понимание сущности, личности и индивида.
- Базовые понятия христианской антропологии.
- Человек как образ и подобие Божие.
- «Кожаные ризы».
- Специфические свойства человека.
- Личность и бытие.
- Православная триадология как основа учения о человеке.
- Трехсоставность человека (дух-душа-тело).
- Душевное и духовное: найди различия.
- Значение ума для христианского понимания человека
- Значение воли в учении о человеке.
- Роль чувственной сферы в духовной жизни человека
- Преображение души.
- От душевному – к духовному.
- Лекция № 3. Философия и психология времени.
- Сущность времени.
- Различные представления о времени.
- Индивидуальное восприятие времени.
- Время, в котором живёт Церковь.
- Принцип «здесь и теперь»: путь к реальности.
- Время и Вечность.
- Лекция № 4. Реальность и виртуальность. Проблема реальности.
- Истина: богословское, философское и психологическое понимание.
- Реальность и виртуальность.
- Виртуальность: история термина.
- Виртуальность и компьютер.
- Виртуальность и воображение.
- Виртуальность. Символ. Миф.
- Реальность и художественная культура.
- Виртуальная личность.
- Диалектика внешнего и внутреннего.
- Покаяние как путь к реальности. Феноменология покаяния.
- Лекция № 5. Философия и психология смерти. Отношение к смерти в разные исторические эпохи.
- Христианское отношение к смерти.
- Отношение к смерти в современной культуре.
- Происхождение смерти.
- Память о смерти.
- Предсмертная болезнь: на краю вечности.
- Эвтаназия и отношение к ней.
- Послесловие.
- 145 «Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви», хi. 6.
- 149 См., напр.: Православная психология. Авторская программа научного коллектива психолого-педагогического факультета ргпу им. А.И. Герцена.
- 382 Архимандрит Рафаил (Карелин). Умение умирать или искусство жить. О молитве. Высшее делание человека. Вопрос 12. Http://www.Eparhia-saratov.Ru
- 598 Цит. По: Смирение - основа всех добродетелей. Www.Pagez.Ru